Продолжается редакционная подписка на 2026 год!
Для юридических и физических лиц с любого месяца

Решение ФАС России от 02.06.2025 по делу N 25/104/104/229

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2025 г. по делу N 25/104/104/229
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
(ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о включении информации об АО "С" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное МКУ Кушвинского муниципального округа "К" (далее - Заказчик),
установила:
Заказчик предоставил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об Подрядчике для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 29.05.2025 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.06.2025.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.08.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кушва" (номер извещения в ЕИС - 0162200011824002989) (далее - Конкурс).
По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 31.10.2024 N 65-2024/Р, цена которого составила 2 084 780 800 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик в установленные Контрактом сроки обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 Контракта, и передать объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять объект и уплатить определенную Контрактом цену.
Пунктом 2.7 Контракта работы разделены на 7 этапов:
1 этап - с даты заключения Контракта по 06.12.2024;
2 этап - с 01.01.2025 по 05.09.2025;
3 этап - с 01.01.2025 по 08.12.2025;
4 этап - с 01.01.2026 по 07.09.2026;
5 этап - с 01.01.2026 по 08.12.2026;
6 этап - с 01.01.2027 по 07.09.2027;
7 этап - с 01.01.2027 по 08.12.2027.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.5 Контракта 11.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения, согласно которым Заказчиком на основании подпункта "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение от 13.05.2025 N 11 об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду предоставления Подрядчиком недостоверной информации о своем соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение сформировано и размещено Заказчиком в ЕИС 13.05.2025.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении является 13.05.2025.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 24.05.2025.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 26.05.2025.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, в связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, проведена внеплановая проверка, по итогам проведения которой вынесено решение от 17.02.2025 N П-21/25 и установлено, что Подрядчик в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), представлены документы, являющиеся подложными, следовательно, не подтверждающие наличие у Подрядчика опыта выполнения работ, связанных с предметом Контракта (далее - Решение N П-21/25).
Так, в рамках проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Решением N П-21/25 установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом Конкурса является строительство объекта капитального строительства, а именно "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кушва".
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень дополнительных требований установлен Постановлением N 2571.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 Постановления N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, к участникам закупок устанавливаются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, при котором работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым указанной графы, предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения).
В рамках проведения внеплановой проверки Решением N П-21/25 установлено, что в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 размещены и в последующем направлены в адрес Заказчика следующие документы Подрядчика:
- договор от 09.04.2023 N D21577411 на выполнение работ по строительству линейно-кабельных сооружений связи в рамках проекта по переустройству сетей в зоне строительства на объектах: "Реконструкция 2-го Грайвороновского проезда на участке между Рязанским проездом и железнодорожной веткой Новопролетарская и Транспортно-пересадочный узел на ст. Фонвизинская (Люблинско-Дмитровская линия) адресный ориентир <...> по цене 789 999 369,11 руб., заключенный с ПАО МГТС (далее - Договор N 1);
- акты сдачи-приемки выполненных работ от 23.11.2023 N 1 и от 25.04.2025 N 2.
ФАС России в адрес ПАО МГТС направлен запрос от 23.12.2024 N 28/119145/24 о подтверждении или опровержении факта заключения Договора N 1. По результатам рассмотрения запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 25.12.2024 N 7984-10/332 об отсутствии отношений между сторонами по Договору N 1.
Кроме того, ФАС России направлен запрос информации в адрес ФНС России от 23.12.2024 N ГР/119149/24 о наличии сведений о договорных правоотношениях и взаиморасчетах между ПАО МГТС и Подрядчиком. По результатам рассмотрения запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 24.12.2024 N 31-5-04/0049дсп об отсутствии сведений о договорных отношениях и взаиморасчетах по Договору N 1 между указанными субъектами.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика сообщил о том, что Договор N 1 ошибочно приложен в качестве подтверждения опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Оператором электронной площадки представлены сведения, согласно которым Договор N 1 в настоящее время размещен в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами, орган по контролю в сфере закупок осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе и Правил орган по контролю в сфере закупок обязан осуществить проверку поступивших к нему информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системы, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В результате расторжения Контракта цель закупки, которая изначально ставилась Заказчиком, а именно выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кушва", не достигнута, государственные нужды, являющиеся объектом закупки, не удовлетворены. При этом поводом для расторжения Контракта послужили недобросовестные действия Подрядчика, предоставившего недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным в силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем Конкурса, по результатам которого заключен Контракт.
Выявление факта предоставления Подрядчиком недостоверной информации о своем соответствии порождает обязанность Заказчика в силу требований, установленных подпунктом "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и приводит к недостижению цели осуществляемой закупочной процедуры и неисполнению Контракта по вине Подрядчика.
На основании вышеизложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу, что сведения в отношении Подрядчика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), определено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
Также согласно подпункту "г" пункта 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, в том числе на соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимают решение об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в том числе в случае формирования информации и документов с нарушением Правил взаимодействия.
При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил взаимодействия и абзацем восьмым подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 Оператор электронной площадки обеспечивает проверку перечня представленных документов при размещении документов в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке и не осуществляет оценку документов на предмет достоверности и соответствия требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией выявлено нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, а также принято решение о выдаче Оператору электронной площадки предписания об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
решила:
1. Информацию, представленную Заказчиком об АО "С" (<...>, ИНН: <...>; директор - К., ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об АО "С" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
3. Признать нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 02.06.2025 по делу N 25/104/104/229 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Возврат к списку

Реклама