Продолжается редакционная подписка на 2026 год!
Для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 1 декабря 2025 г. № 24-06-09/116530

Вопрос: О применении защитных мер в рамках национального режима, если в объект одной закупки включены товары, работы, услуги, к которым применяются запрет, ограничение, преимущества.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 декабря 2025 г. N 24-06-09/116530

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение, направленное посредством платформы обратной связи, по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875), сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.

Заказчик самостоятельно формирует объект закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из имеющихся потребностей в закупаемых товарах, работах, услугах, и вправе объединить в объекте одной закупки несколько товаров, работ, услуг, при условии, если осуществляемое объединение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, не допускающих объединение в объекте одной закупки определенных товаров, работ, услуг.

Постановлением N 1875 защитные меры устанавливаются либо не устанавливаются в отношении каждого товара, работы, услуги, включенных в объект закупки, в отдельности, то есть позиционно.

В случае включения в объект одной закупки товаров, работ, услуг, указанных в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению N 1875, в отношении таких товаров, работ, услуг применяются соответственно запрет, ограничение. При включении в этот объект закупки также товаров, не указанных в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению N 1875, при осуществлении рассматриваемой закупки наряду с запретом и ограничением применяется также преимущество.

Например, если в объект одной закупки, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), включены товары, указанные в приложении N 1 к Постановлению N 1875, товары, указанные в приложении N 2 к Постановлению N 1875, а также товары, не включенные в указанные приложения, целесообразно:

1) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в приложении N 1 к Постановлению N 1875. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения;

2) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в приложении N 2 к Постановлению N 1875. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке товара российского происхождения;

3) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, не указанного в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению N 1875. Заявка на участие в закупке получит преимущество, если:

она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;

содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке товаров российского происхождения в отношении товаров, на которые распространяются запрет, ограничение, преимущество);

в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства.

Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.

Заместитель директора Департамента

Н.В.КОНКИНА  

Возврат к списку

Реклама