Решение Московского УФАС России от 24.08.2023 по делу N 077/06/104-10898/2023
ПО Г. МОСКВЕ
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2023 г. по делу N 077/06/104-10898/2023
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ
На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: проведение закупки у единственного поставщика на оказание услуг по заточке режущего медицинского инструмента, усл. ед (реестровый N 9589999), проведение закупки у единственного поставщика на оказание услуг по заточке режущего медицинского инструмента, усл. ед (реестровый N 9590358) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
С. - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Г. - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
П. - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ: Ф. (доверенность N 75/23 от 16.08.2023), а также в присутствии индивидуального предпринимателя К.,
установила:
В Московское УФАС России поступило обращение ИП К. (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по заточке режущего медицинского инструмента, усл. ед (реестровый N 9589999), при проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по заточке режущего медицинского инструмента, усл. ед (реестровый N 9590358) (далее - Закупочная процедура).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе устанавливает случаи, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 7 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Автоматизированная информационная система "Портал поставщиков" (https://zakupki.mos.ru/) (далее - АИС "Портал поставщиков") функционирует в соответствии с Положением об АИС "Портал поставщиков", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.10.2018 N 1292-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Портал поставщиков". Согласно пункту 1.5.2 указанного Положения к функциям системы относится в том числе автоматизация процессов заключения контрактов в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7.12 Постановления Правительства Москвы от 19.07.2019 N 899-ПП (ред. от 24.06.2022) "О системе закупок города Москвы" закупки малого объема, а также закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров с ценой контракта от 600 тыс. рублей до 5 млн рублей, работ (услуг) с ценой контракта от 600 тыс. рублей до 3 млн рублей осуществляются с использованием АИС "Портал поставщиков" путем проведения котировочных сессий в пределах совокупного годового объема закупок, предусмотренного пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В составе обращения Заявитель указывает, что в Техническом задании представлено неправомерное требование, а именно: "В случае необходимости больница по согласованию с исполнителем может изменить перечень работ в рамках суммы контракта".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик вправе осуществить закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей в соответствии с п. 4 ст. 93 N 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Регламенту информационного взаимодействия с использованием автоматизированной информационной системы "Портал поставщиков", утвержденного приказом Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Департамент) от 16.01.2023 N 70-01-3/23 (далее - Регламент) заключение таких договоров осуществляется после проведения котировочных сессий. По окончании котировочной сессии победитель создает повторную оферту и у Заказчика появляется функционал направления контракта победителю котировочной сессии.
В котировочной сессии N 9589999 Участник закупки стал победителем, но не осуществил обязательных действий на Портале поставщиков, в связи с чем у Заказчика отсутствовала возможность направления проекта контракта для подписания.
Учитывая необходимость заключения контракта, Заказчиком была сформирована повторная котировочная сессия.
Согласно п. 2.3 приложения 4 Регламента объявление ставки означает подтверждение, что Участник ознакомлен с предметом закупки, техническими характеристиками, сроком поставки, обязанностью представить заказчику до заключения контракта (договора) документы, в том числе лицензии, сертификаты, аттестаты, подтверждающие его право на выполнение работ или оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случаях обязательности такого подтверждения, предусмотренных законодательством и иными условиями котировочной сессии и подтверждает готовность в случае победы заключить контракт (договор) по определенным в котировочной сессии условиям.
Согласно п. 30 приложения 4 Регламента победитель обязан подписать УКЭП и разместить свою оферту, сформированную по итогам котировочной сессии, в течение одного рабочего дня с момента окончания котировочной сессии.
В соответствии с п. 5 Приложения N 4 к Регламенту информационного взаимодействия с использованием АИС "Портал поставщиков" (далее - Регламент), который в соответствии с пунктом 1.6 Положения об АИС "Портал поставщиков", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.10.2018 N 1292-ПП определяет состав информации, размещаемой и обрабатываемой в АИС "Портал поставщиков", порядок взаимодействия участников информационного взаимодействия, порядок доступа к информации, содержащейся на Портале, порядок организации информационного взаимодействия Портала с иными информационными системами, порядок сбора и обобщения информации о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием Портала, а также иные правила функционирования Портала Закупка посредством проведения котировочных сессий осуществляется путем:
- формирования корзины;
- по классификатору товаров (работ, услуг).
При этом, согласно пояснениям, Закупочная процедура осуществлена путем формирования корзины (поиск и выбор предложенных участниками Закупочной процедуры оферт, размещенных на Портале поставщиков, с последующим формированием котировочной сессии на основании оферты.
Согласно п. 7 Регламента формирование корзины производится в Личном кабинете заказчика, при этом для формирования корзины заказчик осуществляет поиск требуемого товара (работы, услуги) среди опубликованных предложений поставщиков (оферт) в позиции каталога СТЕ в соответствии с заданными критериями.
На основании вышеизложенного представитель Заказчика пояснил, что оферты и их названия формируются поставщиками самостоятельно, а также оферты отражаются в позиции каталога СТЕ.
Таким образом, учитывая, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, а не единая информационная система, то действия заказчика не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для заказчика с учетом установленных им требований.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит каких-либо ограничений к установлению требований к товару при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
решила:
1. Признать действия ГБУЗ "МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Комиссии Управления
С.
Члены Комиссии
Г.
П.