Постановление Верховного Суда РФ от 15.10.2024 N 69-АД24-15-К7
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2024 г. N 69-АД24-15-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Хабибуллина Рузалина Рамиловича (далее - Хабибуллин Р.Р.) на постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 года, вынесенное в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Хабибуллина Р.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 августа 2023 года N 87-20-14/2023-30 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Хабибуллина Р.Р. прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с вынесением устного замечания.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 августа 2023 года N 87-20-14/2023-30 оставлено без изменения.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2023 года решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 года, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 августа 2023 года N 87-20-14/2023-30, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2023 года, отменены. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Хабибуллин Р.Р. просит отменить постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 года, полагая его незаконным.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 258н "Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Порядок N 258н).
Пункт 2 Порядка N 258н предусматривает, что постановка на учет бюджетных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, реквизиты которого установлены в приложении N 1 к Порядку N 258н.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 258н Сведения о бюджетном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных Порядком N 258н, органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве формируются на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, согласно приложению N 3 к Порядку N 258н (далее соответственно - Перечень, документы-основания) (пункт 5 Порядка N 258н).
Абзацем 12 подпункта "б" пункта 8 Порядка N 258н установлено, что Сведения о бюджетных обязательствах, в части принимаемых бюджетных обязательств, возникающих на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 11 графы 2 Перечня, формируются не позднее двух рабочих дней следующих за днем доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании приказа о штатном расписании с расчетом годового фонда оплаты труда (иного документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства, содержащего расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия), в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена выездная проверка, в ходе которой было установлено, что расходным расписанием от 01 октября 2021 года N 2392 Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре доведены лимиты бюджетных обязательств по коду расхода по бюджетной классификации 161 0401 1560490012 121 в сумме "+200 000,00 рублей".
В соответствии с абзацем 12 подпункта "б" пункта 8 Порядка N 258н, регламентированный срок формирования и направления Сведения о бюджетном обязательстве в территориальный орган Федерального казначейства (Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) - не позднее 05 октября 2021 года.
Фактический срок формирования Сведения о бюджетном обязательстве N 0000000182 по расходному расписанию от 01 октября 2021 года N 2392 - 22 октября 2021 года.
Дата постановки на учет бюджетного обязательства - 25 октября 2021 года (извещение о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства в органе Федерального казначейства от 25 октября 2021 года).
Таким образом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было осуществлено несвоевременное формирование и представление Сведения о бюджетном обязательстве от 22 октября 2021 года N 0000000182 для постановки на учет бюджетного обязательства по расходному расписанию от 01 октября 2021 года N 2392 на сумму "+200 000,00 рублей" по коду бюджетной классификации Российской Федерации 161 0401 1560490012 121, а именно общий срок нарушения составил 13 рабочих дней, превышение срока, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составило три рабочих дня.
При рассмотрении дела должностное лицо Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре пришло к выводу о том, что Хабибуллин Р.Р. в соответствии с должностным регламентом руководителя территориального органа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязан осуществлять руководство территориальным органом, нести персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.
Поскольку Хабибуллин Р.Р. в установленном порядке был наделен организационно-распорядительными функциями в государственном органе, в силу должностного регламента обязан нести персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, сведения о бюджетном обязательстве от 22 октября 2021 года N 0000000182 были направлены в орган Федерального казначейства именно им с применением ключа электронной подписи, должностное лицо посчитало его виновным в совершении указанного административного правонарушения.
С данными выводами согласился судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о чем указано в решении от 02 октября 2023 года.
Между тем, судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в решении от 15 ноября 2023 года сделал вывод о том, что вменяемое Хабибуллину Р.Р. правонарушение - постановка на учет бюджетных и (или) денежных обязательств не входит в его служебные обязанности и он не является вследствие этого должностным лицом, которое ответственно за нарушение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре бюджетного законодательства, в действиях указанного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отменил решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года с прекращением производства по делу.
Однако с выводами судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отсутствии в действиях Хабибуллина Р.Р. состава административного правонарушения не согласился заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, отменив решение от 15 ноября 2023 года и прекратив производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 2 года.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Учитывая, что постановлением заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 года, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 августа 2023 года N 87-20-14/2023-30, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2023 года, отменены, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Хабибуллина Р.Р. - прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена.
При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 года, вынесенное в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Хабибуллина Р.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Хабибуллина Р.Р. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ