Продолжается редакционная подписка на 2026 год!
Для юридических и физических лиц с любого месяца

Постановление Верховного Суда РФ от 02.11.2024 N 18-АД24-49-К4 (УИД 23RS0040-01-2023-002139-23)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2024 г. N 18-АД24-49-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Старикова Сергея Владимировича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 21 марта 2023 года N 18-15-24/24-2023, решение судьи Первомайского районного суда города Краснодара от 26 апреля 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморско-Ахтарскому району (дислокация г. Приморско-Ахтарск) Старикова Сергея Владимировича (далее - отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району, Стариков С.В.) по делу об административном, правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 21 марта 2023 года N 18-15-24/24-2023, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Краснодара от 26 апреля 2023 года, решением судьи Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года, Стариков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Стариков С.В. выражает несогласие с актами, вынесенными в отношении него по данному делу, ставя вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Старикова С.В. к административной ответственности) нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 3 указанного Порядка постановка на учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях N 1 и N 2 к этому Порядку соответственно.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - государственная тайна), формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (далее - информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченное лицо) от имени получателя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются получателем средств федерального бюджета или органом Федерального казначейства с учетом положений пунктов 8 и 22 данного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 8 Порядка установлено, что Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, в том числе государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются в соответствии с этим Порядком получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора.
Из материалов дела усматривается, что отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району, являющимся получателем бюджетных средств, допущены нарушения требований пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 8 Порядка, а именно не обеспечено формирование и направление в установленные сроки Сведений для постановки на учет бюджетных обязательств, что привело к несвоевременной постановке на учет этих бюджетных обязательств. Так:
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и МУП "Санбытсервис" заключен договор от 20 февраля 2021 года N 50 на выполнение работ по плановому сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 26 февраля 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 09 апреля 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 29 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и Каневской районной организацией Краснодарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов заключен договор от 01 марта 2021 года без номера на оказание услуг по оценке рыночной стоимости имущества. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 04 марта 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 31 марта 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 18 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и ИП П. заключен договор от 03 марта 2021 года N 48/001/21 на возмездное оказание услуг по проведению технического осмотра служебных транспортных средств. К этому договору 30 марта 2021 года заключено дополнительное соглашение N 1. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 09 марта 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 31 марта 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 16 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" заключен договор от 25 июня 2021 года N 43Ю/21-518 на проведение строительно-технической судебной экспертизы. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 30 июня 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 28 декабря 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 127 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и ГБУ Краснодарского края "Управление ветеринарии Приморско-Ахтарского района" заключен договор от 02 августа 2021 года N 48/002/21 на оказание ветеринарных услуг по проведению мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и падежа служебных собак, их сохранение и проведение всех лечебно-профилактических мероприятий по заразным и незаразным заболеваниям. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 05 августа 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 31 августа 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 18 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и ИП П. заключен договор от 30 ноября 2021 года N 48/036/21 на выполнение работ по текущему ремонту пожарной сигнализации в здании отдела МВД России по Приморско-Ахтарскому району, расположенном не, адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Ленина, 66. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 03 декабря 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 23 декабря 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 14 рабочих дней.
- между отделом МВД России по Приморско-Ахтарскому району и ООО "Тим-н-кор" заключен договор от 30 ноября 2021 года N 48/038/21 на оказание услуги по ремонту автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа. Предельным сроком представления Сведений о бюджетном обязательстве для постановки на учет бюджетного обязательства с приложением документа-основания указанного договора являлось 03 декабря 2021 года. Вместе с тем названные сведения сформированы, подписаны и направлены в отдел N 40 Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 23 декабря 2021 года, то есть с нарушением установленных сроков на 14 рабочих дней.
Несвоевременно представленные Сведения об указанных бюджетных обязательствах подписаны электронной подписью Старикова С.В., который в соответствии с приказом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю от 28 января 2022 года N 125 уволен со службы в органах внутренних дел.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Старикова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия Старикова С.В., не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и положениями бюджетного законодательства.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения Старикова С.В. к административной ответственности за нарушения, допущенные по договорам от 20 февраля 2021 года N 50 и от 01 марта 2021 года без номера, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 названного Кодекса, составляет два года.
При этом согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно приведенной выше диспозиции части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за нарушение получателем бюджетных средств более чем на десять рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств, то есть за несвоевременную постановку на учет бюджетных и (или) денежных обязательств более чем на десять рабочих дней.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности по постановке на учет бюджетных и (или) денежных обязательств и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением Сведений о бюджетных обязательствах для постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств за пределами срока, установленного законом более чем на десять рабочих дней.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06 мая 2019 года N 5-АД19-21, от 13 мая 2019 года N 5-АД19-23, от 05 октября 2020 года N 41-АД20-11, от 10 сентября 2021 года N 11-АД21-31-К6 и др.
Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении получателем бюджетных средств Сведений о бюджетных обязательствах для постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств более чем на десять рабочих дней, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных на прекращение противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинает исчисляться с даты, когда получателем бюджетных средств представлены Сведения о бюджетных обязательствах для постановки на учет таких обязательств.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату рассмотрения настоящего дела должностным лицом и вынесения постановления о назначении административного наказания не истек.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 21 марта 2023 года N 18-15-24/24-2023, решение судьи Первомайского районного суда города Краснодара от 26 апреля 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 июня 2023 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморско-Ахтарскому району (дислокация г. Приморско-Ахтарск) Старикова Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Старикова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ

Возврат к списку

Реклама