Постановление Правительства РФ от 20.08.2022 N 1469 (ред. от 02.07.2025)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2022 г. N 1469
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН
ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2273.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 августа 2022 г. N 1469
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН
ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе условия предоставления такой финансовой поддержки, порядок осуществления мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выполнения условий предоставления указанной финансовой поддержки.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"аварийный жилищный фонд" - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые с 1 января 2017 г. признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в многоквартирных домах, которые до 1 января 2017 г. признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в случае если переселение граждан из указанных многоквартирных домов не обеспечено финансированием в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации;
"переселение граждан из аварийного жилищного фонда" - принятие решений и проведение мероприятий в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, а также граждан, занимающих жилые помещения, входящие в состав аварийного жилищного фонда, по договору социального найма;
"финансовая поддержка за счет средств Фонда" - целевые средства, предоставляемые Фондом бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
"лимит предоставления финансовой поддержки" - рассчитанный для субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктами 3 - 4(1), 4(3) и 4(4) настоящих Правил размер финансовой поддержки за счет средств Фонда;
"объем финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки" - рассчитанный для субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4(2) настоящих Правил размер финансовой поддержки за счет средств Фонда;
"опорный населенный пункт" - населенный пункт, приоритетное развитие которого способствует достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счет обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории.
3. Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2022 году в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации" (далее - порядок предоставления субсидий), распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - федеральный проект), до 1 мая 2022 г., в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Размер лимита предоставления финансовой поддержки для i-го субъекта Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:
С2022 нов - сумма субсидии, предоставляемой Фонду в 2022 году в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 порядка предоставления субсидий;

Кi нов - процент долевого финансирования за счет средств Фонда, который рассчитывается по формуле:
Кi нов = max(40; 100 - БОi x 50),
где БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации, установленный Министерством финансов Российской Федерации на дату расчета;



где:


4. Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2023 году в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 порядка предоставления субсидий, распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию федерального проекта не позднее 31 декабря 2022 г., в размере лимитов предоставления финансовой поддержки, которые рассчитываются в следующем порядке:
а) для i-го субъекта Российской Федерации, завершившего реализацию федерального проекта в период с 1 мая по 1 октября 2022 г., что подтверждается представленным в указанный период в Фонд отчетом, - по формуле:

где
- потребность в финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда в i-м субъекте Российской Федерации, завершившем реализацию федерального проекта в период с 1 мая по 1 октября 2022 г., которая рассчитывается по формуле:


где:


E - коэффициент предоставления финансовой поддержки в 2022 году, который рассчитывается по формуле:

б) для i-го субъекта Российской Федерации, завершившего реализацию федерального проекта до 1 мая 2022 г., и для i-го субъекта Российской Федерации, завершившего реализацию федерального проекта в период с 1 октября по 31 декабря 2022 г., что подтверждается представленным соответственно до 1 мая 2022 г. и до 1 февраля 2023 г. в Фонд отчетом, - по формуле:

где:
С2023 нов - сумма субсидии, предоставляемой в 2023 году в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 порядка предоставления субсидий;


где:


4(1). Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2024 году в соответствии с объемом финансового обеспечения, установленным федеральным проектом, в размере 90 процентов распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию федерального проекта в части мероприятий по переселению граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не позднее 31 декабря 2023 г., что подтверждается представленным до 1 февраля 2024 г. в Фонд отчетом, в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Размер лимита предоставления финансовой поддержки для i-го субъекта Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:
С2024 нов - сумма субсидии, предоставляемой Фонду в 2024 году в соответствии с объемом финансового обеспечения, установленным федеральным проектом;


где:


4(2). Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2024 году в соответствии с объемом финансового обеспечения, установленным федеральным проектом, в размере 10 процентов распределяются между субъектами Российской Федерации, не завершившими до 31 декабря 2023 г. включительно реализацию федерального проекта в части мероприятий по переселению граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что подтверждается представленным до 1 февраля 2024 г. в Фонд отчетом, в отношении застроенных территорий которых приняты в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации решения о комплексном развитии территорий жилой застройки, в границах которых расположен аварийный жилищный фонд, в размере объемов финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки. Размер объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки для i-го субъекта Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:


где:

4(3). Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2025 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда, распределяются между субъектами Российской Федерации в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Размер лимита предоставления финансовой поддержки для i-го субъекта Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:
C2025 - сумма субсидии, предоставляемой Фонду в 2025 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда;
Фi - потребность в финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда в i-м субъекте Российской Федерации (тыс. рублей), которая рассчитывается по формуле:

где:


Ki1 - процент долевого финансирования за счет средств Фонда, который устанавливается для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в размере 99;
Ki2 - процент долевого финансирования за счет средств Фонда, который устанавливается для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области), в размере 95;
Ki3 - процент долевого финансирования за счет средств Фонда, который устанавливается для субъектов Российской Федерации, за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, и определяется по формуле:

где:
БОi2025 - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации, определенный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", на 2025 год.
В отношении субъектов Российской Федерации, показатель Ki3 которых, определенный по указанной формуле, превышает предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2025 год, предусмотренный приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 г. N 2475-р, применяется показатель Ki3 в размере, равном предельному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2025 год, предусмотренный приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 г. N 2475-р.
4(4). Средства Фонда, сформированные за счет установленного паспортом федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни", объема финансового обеспечения в 2026 - 2030 годах мероприятия "Расселен непригодный для проживания жилищный фонд" указанного федерального проекта, распределяются между субъектами Российской Федерации в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Размер лимита предоставления финансовой поддержки для i-го субъекта Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:
Сn - установленный паспортом федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни", объем финансового обеспечения в 2026 - 2030 годах мероприятия "Расселен непригодный для проживания жилищный фонд" указанного федерального проекта на n-й год.
4(5). Лимиты предоставления финансовой поддержки, рассчитанные в соответствии с пунктами 4(3) и 4(4) настоящих Правил, подлежат уточнению в следующих случаях:
а) внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий год и плановый период, предусматривающих изменение размера субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда, предоставляемой Фонду в текущем году в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;
б) принятие федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривающего предоставление Фонду субсидий в 2026 - 2030 годах в объеме, отличном от объема финансового обеспечения в указанный период мероприятия "Расселен непригодный для проживания жилищный фонд" федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни";
в) внесение изменений в паспорт федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни", предусматривающих изменение объема финансового обеспечения в 2026 - 2030 годах мероприятия "Расселен непригодный для проживания жилищный фонд" указанного федерального проекта.
4(6). В случае если по итогам рассмотрения отчетов за 2024 год, представляемых в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и пунктом 23 настоящих Правил, установлено, что по состоянию на 1 января 2025 г. финансовая поддержка за счет средств Фонда израсходована субъектом Российской Федерации не в полном размере (за исключением средств Фонда, доведенных до субъекта Российской Федерации после 1 декабря 2024 г., а также за исключением средств Фонда, в отношении которых заключено соглашение о безотзывном отказе от части лимита предоставления финансовой поддержки в соответствии с пунктом 9(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации"), после рассмотрения правлением Фонда указанных отчетов субъекта Российской Федерации размер лимита предоставления финансовой поддержки такому субъекту Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации, на территории которых в течение 2024 года действовал правовой режим контртеррористической операции), рассчитанный по формуле, предусмотренной пунктом 4(3) настоящих Правил, подлежит уменьшению на размер неизрасходованной финансовой поддержки за счет средств Фонда, но не более чем на 50 процентов размера лимита предоставления финансовой поддержки такому субъекту Российской Федерации, рассчитанного по формуле, предусмотренной пунктом 4(3) настоящих Правил.
В случае если определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта размер уменьшения лимита предоставления финансовой поддержки превышает размер лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, рассчитанный по формуле, предусмотренной пунктом 4(3) настоящих Правил, более чем на 50 процентов, уменьшению подлежат размеры лимитов предоставления финансовой поддержки такому субъекту Российской Федерации, рассчитанные по формуле, предусмотренной пунктом 4(4) настоящих Правил, для 2026 года и (или) последующих лет, но не более чем на 50 процентов размера лимита предоставления финансовой поддержки такому субъекту Российской Федерации на соответствующий год.
4(7). Объем средств Фонда, образовавшийся в результате уменьшения размера лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 4(6) настоящих Правил (Cдоп1), распределяется между субъектами Российской Федерации на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки. Размер увеличения лимита предоставления финансовой поддержки i-му субъекту Российской Федерации (
) рассчитывается по формуле:


где:
Cдоп1 - объем средств Фонда, образовавшийся в результате уменьшения размера лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 4(6) настоящих Правил.
5. Решение о распределении средств Фонда в размере лимитов предоставления финансовой поддержки, установленных субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктами 3 - 4(1), 4(3), 4(4) и 4(7) настоящих Правил, принимается правлением Фонда по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за исключением решения о распределении средств Фонда в размере лимитов предоставления финансовой поддержки, установленных субъектам Российской Федерации, завершившим реализацию федерального проекта с 1 мая по 1 октября 2022 г., и субъектам Российской Федерации, завершившим реализацию федерального проекта с 1 октября по 31 декабря 2022 г., которое принимается правлением Фонда по согласованию с президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Фонд в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета субъекта Российской Федерации, завершившего реализацию федерального проекта с 1 мая по 1 октября 2022 г., или субъекта Российской Федерации, завершившего реализацию федерального проекта с 1 октября по 31 декабря 2022 г., направляет решение правления Фонда о распределении средств Фонда в размере лимита предоставления финансовой поддержки, установленного соответствующему субъекту Российской Федерации, на рассмотрение президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации согласовывает указанное решение или отказывает в его согласовании.
Правление Фонда в 5-дневный срок после получения согласования президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации принимает решение о распределении средств Фонда в размере лимита предоставления финансовой поддержки, установленного соответствующему субъекту Российской Федерации.
В случае отказа президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в согласовании указанного решения финансовая поддержка за счет средств Фонда соответствующему субъекту Российской Федерации не предоставляется.
5(1). Решение о распределении средств Фонда в размере объемов финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, установленных субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 4(2) настоящих Правил, принимается правлением Фонда по согласованию с президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Фонд до 1 марта 2024 г. направляет решение правления Фонда о распределении средств Фонда в размере объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, установленного соответствующему субъекту Российской Федерации, на рассмотрение президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации согласовывает указанное решение правления Фонда или отказывает в его согласовании.
Правление Фонда в 5-дневный срок после получения согласования президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации принимает решение о распределении средств Фонда в размере объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, установленного соответствующему субъекту Российской Федерации.
В случае отказа президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в согласовании указанного решения правления Фонда финансовая поддержка за счет средств Фонда соответствующему субъекту Российской Федерации не предоставляется.
5(2). В случае если по итогам рассмотрения отчетов субъекта Российской Федерации, представленных в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил, установлено, что государственные и (или) муниципальные контракты (договоры), заключенные в ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках этапа, который должен быть завершен не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу выделение лимита предоставления финансовой поддержки, предусматривают переселение граждан из аварийного жилищного фонда, общая площадь которого составляет менее 50 процентов общей площади аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено таким этапом, лимит предоставления финансовой поддержки, выделенный на реализацию такого этапа, подлежит уменьшению на сумму в пределах разности между суммой лимита предоставления финансовой поддержки, выделенного на реализацию такого этапа, и суммой в размере части цены указанных государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров), подлежащей уплате (уплаченной) из средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, включая исполненные государственные и (или) муниципальные контракты (договоры) (далее - объем высвобождения лимита предоставления финансовой поддержки).
Решение об уменьшении лимита предоставления финансовой поддержки в случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также решение о последующем распределении объема высвобождения лимита предоставления финансовой поддержки между субъектами Российской Федерации принимаются правлением Фонда по согласованию с президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Фонд до 1 июля года, следующего за отчетным, после завершения рассмотрения отчетов субъектов Российской Федерации, представленных в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил, направляет в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации согласованные с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения об уменьшении лимитов предоставления финансовой поддержки и последующем распределении объемов высвобождения лимитов предоставления финансовой поддержки между субъектами Российской Федерации.
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации согласовывает предложения Фонда или отказывает в их согласовании.
Правление Фонда в 5-дневный срок после получения согласования президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации принимает решения об уменьшении лимита предоставления финансовой поддержки и решения о распределении объема высвобождения лимитов предоставления финансовой поддержки между субъектами Российской Федерации.
средств Фонда
6. Финансовая поддержка за счет средств Фонда в пределах лимита предоставления финансовой поддержки предоставляется при выполнении субъектом Российской Федерации совокупности следующих условий:
а) завершение субъектом Российской Федерации реализации федерального проекта, что подтверждается представленным в Фонд отчетом, - в отношении финансовой поддержки за счет средств Фонда, предоставляемой в пределах лимита предоставления финансовой поддержки, рассчитываемого по формулам, предусмотренным пунктами 3 - 4(1) настоящих Правил;
б) наличие в субъекте Российской Федерации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и соответствующей требованиям, предусмотренным разделом III настоящих Правил;
в) принятие субъектом Российской Федерации в соответствии с договором, предусмотренным частью 8 статьи 13.6 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор), обязательства обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете лимита предоставления финансовой поддержки, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, объектов транспортной инфраструктуры, общественных парковок, строительства многоквартирных домов, а также земельных участков в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 30 тыс. человек, в целях, отличных от целей индивидуального жилищного строительства, в случаях предоставления земельных участков гражданам в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 и подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное условие не применяется к земельным участкам, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки, и земельным участкам под многоквартирными домами, входящими в состав аварийного жилищного фонда, жилые помещения в которых были расселены с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, включенным в решение о комплексном развитии территории жилой застройки.
6(1). Финансовая поддержка за счет средств Фонда в пределах объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки предоставляется при выполнении субъектом Российской Федерации совокупности следующих условий:
а) принятие субъектом Российской Федерации в соответствии с договором обязательства о расходовании финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки только на цели, установленные пунктом 19(2) настоящих Правил;
б) принятие субъектом Российской Федерации в соответствии с договором обязательства обеспечить не позднее 31 декабря года, следующего за годом подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки (далее - заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема), переселение граждан из аварийного жилищного фонда площадью не менее частного от деления суммы размера объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, рассчитанного в соответствии с пунктом 4(2) настоящих Правил, деленной на процент долевого финансирования за счет средств Фонда для соответствующего субъекта Российской Федерации (Кi нов), определяемый в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, либо в случае если заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема подается субъектом Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из федерального бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, деленной на размер предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на квартал, в котором подается заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки.
7. Нарушение субъектом Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда влечет приостановление предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил или возврат финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил.
по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
8. Формирование субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом необходимости переселения в первоочередном порядке граждан:
из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда по делам, связанным с расселением аварийного жилищного фонда;
из многоквартирных домов, которые расположены на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки;
из аварийного жилищного фонда, расположенного на территориях опорных населенных пунктов.
9. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать в частности:
а) перечень многоквартирных домов, в которых расположены входящие в состав аварийного жилищного фонда жилые помещения, переселение граждан из которых предусмотрено с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда;
б) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в подпункте "а" настоящего пункта;
в) объем финансовой поддержки за счет средств Фонда, объем финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с разбивкой по этапам региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с обоснованием потребности в указанных объемах;
г) планируемые показатели выполнения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру лимита предоставления финансовой поддержки в каждом году.
10. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - минимальный размер этапа) на текущий год определяется как частное от деления суммы лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации на соответствующий год, объема финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местных бюджетов (с особенностями, установленными в абзаце втором настоящего пункта), на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на квартал, в котором подается заявка субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах лимита предоставления финансовой поддержки (далее - заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита).
В случае если заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита с целью получения финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил подается субъектом Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, минимальный размер этапа на текущий год определяется как частное от деления суммы лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации на соответствующий год, деленной на предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на квартал, в котором подается заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита.
В случае если субъектом Российской Федерации подается заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита с целью получения финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с пунктами 4(3) и 4(4) настоящих Правил, в составе объема финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местных бюджетов мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях определения минимального размера этапа могут учитываться:
внебюджетные средства, израсходованные на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации решений о комплексном развитии территории жилой застройки начиная с 1 января 2025 г. (за исключением внебюджетных средств, источником которых является финансовая поддержка за счет средств Фонда, предоставленная на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "д" пункта 19 настоящих Правил), в случае если общая площадь аварийного жилищного фонда субъекта Российской Федерации, учитываемая для расчета лимита предоставления финансовой поддержки по формуле, предусмотренной пунктом 4(3) настоящих Правил, превышает 1 млн. кв. метров;
средства бюджета субъекта Российской Федерации и средства местных бюджетов, израсходованные в 2025 году на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до подачи субъектом Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита, за исключением средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местных бюджетов, израсходованных в 2025 году в рамках реализации этапов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на реализацию которых Фондом предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда в 2019 - 2024 годах.
11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу выделение лимита предоставления финансовой поддержки. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее срока реализации последнего этапа таких программ, установленного в соответствии с настоящим пунктом.
11(1). Для оценки реализации этапов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которой завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которой не завершено в предусмотренный пунктом 11 настоящих Правил срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
12. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита,
сроки и порядок их рассмотрения
13. Заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита подается в Фонд высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не позднее 90 дней со дня принятия правлением Фонда в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил решения о распределении средств Фонда в размере лимита предоставления финансовой поддержки.
14. Заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита подается в пределах установленного данному субъекту Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на текущий год.
15. К заявке на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита прилагаются следующие документы:
а) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующая требованиям, предусмотренным разделом III настоящих Правил;
б) копии нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации совокупности условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
16. Методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита и прилагаемых к заявкам на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита документов осуществляется Фондом.
16(1). В случае если субъектом Российской Федерации в срок, предусмотренный пунктом 13 настоящих Правил, не подана заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита Фонд в 10-дневный срок со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, направляет согласованные с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения о распределении средств Фонда в размере лимита предоставления финансовой поддержки, установленного указанному субъекту Российской Федерации, в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации на основании указанных предложений Фонда принимает решение о распределении средств Фонда в размере лимита предоставления финансовой поддержки, установленного указанному субъекту Российской Федерации, и направляет его в Фонд.
17. Решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки принимается правлением Фонда. Указанные решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня подачи в Фонд заявки на предоставление финансовой поддержки в пределах лимита и документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил. Решение об отказе в предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил. Указанное решение в течение 5 рабочих дней со дня его принятия правление Фонда направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
18. Решение об отказе в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда только в случае:
а) непредставления документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, или несоответствия представленной региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда положениям пунктов 9 и 10 настоящих Правил;
б) невыполнения предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил совокупности условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
заявок на предоставление финансовой поддержки в пределах
объема, сроки и порядок их рассмотрения
18(1). Заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема подается в Фонд высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не позднее 90 дней со дня принятия правлением Фонда в соответствии с пунктом 5(1) настоящих Правил решения о распределении средств Фонда в размере объемов финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки.
18(2). Заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема подается в пределах установленного данному субъекту Российской Федерации объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, рассчитанного в соответствии с пунктом 4(2) настоящих Правил.
18(3). К заявке на предоставление финансовой поддержки в пределах объема прилагаются следующие документы:
а) копии решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, в связи с реализацией которых запрашивается финансовая поддержка за счет средств Фонда;
б) расчет размера коэффициента достаточности дохода для покрытия расходов при реализации проекта комплексного развития территории жилой застройки, произведенный в соответствии с методическими рекомендациями по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
в) перечень жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, расположенный в границах застроенных территорий, в отношении которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации приняты решения о комплексном развитии территорий жилой застройки, по форме, установленной правлением Фонда;
г) расчет размера объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, указанного в заявке на предоставление финансовой поддержки в пределах объема, по форме, установленной правлением Фонда.
18(4). Методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки в пределах объема и документов, указанных в пункте 18(3) настоящих Правил, осуществляется Фондом.
18(5). В случае если субъектом Российской Федерации в срок, предусмотренный пунктом 18(1) настоящих Правил, не подана заявка на предоставление финансовой поддержки в пределах объема Фонд в 10-дневный срок со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 18(1) настоящих Правил, направляет согласованные с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения о распределении средств Фонда в размере объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, установленного указанному субъекту Российской Федерации, в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации на основании указанных предложений Фонда принимает решение о распределении средств Фонда в размере объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки, установленного указанному субъекту Российской Федерации, и направляет его в Фонд.
18(6). Решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или решение об отказе в предоставлении такой поддержки принимается правлением Фонда. Указанные решения правления Фонда принимаются в течение 10 рабочих дней со дня подачи в Фонд заявки на предоставление финансовой поддержки в пределах объема и документов, указанных в пункте 18(3) настоящих Правил. Решение об отказе в предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда в случаях, предусмотренных пунктом 18(7) настоящих Правил. Указанное решение в течение 5 рабочих дней со дня его принятия правление Фонда направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
18(7). Решение об отказе в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда в случаях:
а) непредставления документов, указанных в пункте 18(3) настоящих Правил;
б) невыполнения предусмотренной пунктом 6(1) настоящих Правил совокупности условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного данному субъекту Российской Федерации объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки.
субъектами Российской Федерации финансовой поддержки за счет
средств Фонда
19. Финансовая поддержка за счет средств Фонда в пределах установленного данному субъекту Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки используется в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда субъекта Российской Федерации и направлениями использования финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренными частью 6 статьи 13.6 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и может расходоваться на:
а) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом за счет средств Фонда может выплачиваться возмещение в части, не превышающей величину, рассчитанную как произведение общей площади изымаемого жилого помещения, трех четвертей нормативной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - нормативная стоимость квадратного метра), установленной на I квартал года подачи заявки, и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть возмещения выплачивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда;
б) строительство многоквартирных домов (в том числе подготовка проектной документации в целях строительства многоквартирных домов), приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство, приобретение домов блокированной застройки, строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда. При этом при приобретении жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками таких домов или лицами, с которыми заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, стоимость 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, оплачиваемая за счет финансовой поддержки за счет средств Фонда, не может превышать величину, рассчитанную как произведение трех четвертей нормативной стоимости квадратного метра и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда;
в) строительство наемных домов для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
г) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере, не превышающем 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от 25 до 100 процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 846 "Об определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в размере от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения";
д) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в подпункте "г" настоящего пункта, в размере до 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;
е) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан. При этом за счет финансовой поддержки за счет средств Фонда может оплачиваться часть стоимости проведения работ в указанных целях, не превышающая величину, рассчитанную как произведение общей площади жилого помещения на 25 процентов нормативной стоимости квадратного метра;
ж) возмещение расходов, понесенных субъектами Российской Федерации за счет собственных средств на реализацию принятых после 1 января 2019 г. региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на направления, указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта.
19(1). В случае если финансовая поддержка за счет средств Фонда израсходована субъектом Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных текущим этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не в полном размере, неизрасходованные средства финансовой поддержки за счет средств Фонда подлежат направлению таким субъектом Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных последующими этапами региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, или возврату таким субъектом Российской Федерации в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил.
19(2). Финансовая поддержка за счет средств Фонда в пределах установленного данному субъекту Российской Федерации объема финансовой поддержки на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки используется исключительно на цели предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и (или) юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
19(3). В случае если в период с 1 января 2019 г. по 1 января 2025 г. финансовая поддержка за счет средств Фонда израсходована субъектом Российской Федерации на цели, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 19 настоящих Правил, и в указанный период жилые помещения, на строительство (приобретение) которых израсходована такая финансовая поддержка, не были предоставлены гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилищного фонда, субъект Российской Федерации вправе использовать такие жилые помещения для предоставления гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемой субъектом Российской Федерации с 1 января 2025 г., без осуществления возврата в Фонд соответствующих средств предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда.
20. Фонд за счет временно свободных средств Фонда вправе предоставлять субъекту Российской Федерации финансовую поддержку за счет средств Фонда сверх установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на текущий год, но не свыше суммы размеров лимитов предоставления финансовой поддержки на предстоящие два года, рассчитанных для данного субъекта Российской Федерации по формуле, предусмотренной пунктом 4(4) настоящих Правил, исходя из объема финансового обеспечения в 2026 - 2030 годах мероприятия "Расселен непригодный для проживания жилищный фонд", планируемого к предоставлению Фонду в указанный период в соответствии с паспортом федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни".
Порядок расчета суммы временно свободных средств Фонда, которая может быть использована на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда сверх установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки, условия ее предоставления устанавливаются правлением Фонда по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
21. Получателями финансовой поддержки за счет средств Фонда являются субъекты Российской Федерации. Средства финансовой поддержки за счет средств Фонда поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Правление Фонда вправе по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации установить порядок перечисления финансовой поддержки за счет средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации исходя из объема средств Фонда, имеющихся на день принятия решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также результатов реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
региональных адресных программ по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда и выполнения условий
предоставления финансовой поддержки
за счет средств Фонда
22. Фонд осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, мониторинг выполнения совокупности предусмотренных пунктом 6 или 6(1) настоящих Правил условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в форме сбора информации, предоставляемой в Фонд органами государственной власти субъекта Российской Федерации, получившего финансовую поддержку за счет средств Фонда, и (или) получаемой Фондом при осуществлении выездного мониторинга (выборочных проверок).
23. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда которых получили финансовую поддержку за счет средств Фонда, ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме, которая устанавливается правлением Фонда, представляют в Фонд, а также размещают на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
отчет о ходе реализации указанной программы и выполнении совокупности предусмотренных пунктом 6 или 6(1) настоящих Правил условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
отчет субъекта Российской Федерации о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период;
отчеты о государственных, муниципальных контрактах (договорах), заключенных в ходе реализации указанной программы.
отчет о договорах, заключенных с лицами и (или) юридическим лицом, указанными в пункте 19(2) настоящих Правил, в ходе реализации решений о комплексном развитии территорий жилой застройки в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Указанные в настоящем пункте отчеты представляются в Фонд за подписью высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Ответственность за достоверность и полноту представляемых в Фонд отчетов возлагается на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
23(1). Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации в срок до 1 августа 2023 г. представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения об общей площади аварийного жилищного фонда и количестве граждан, проживающих в нем (далее - сведения об аварийном жилищном фонде). В случае выявления после 1 августа 2023 г. высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации технических погрешностей, неточностей или неполноты представленных в Министерство сведений об аварийном жилищном фонде высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет в Министерство уточненные сведения об аварийном жилищном фонде, которые Министерством представляются в Фонд. Фонд проводит проверку обоснованности полученных уточненных сведений об аварийном жилищном фонде и сообщает о результатах такой проверки в Министерство.
23(2). Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2025 N 996.
24. В целях организации оперативного мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фонд осуществляет сбор информации о реализации указанных программ. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию указанных программ, не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляют в Фонд указанную информацию по формам, установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Информация представляется посредством заполнения форм в автоматизированной информационной системе Фонда, созданной в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 3 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
25. Выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, мониторинг выполнения совокупности предусмотренных пунктом 6 или 6(1) настоящих Правил условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда проводятся Фондом в форме выборочных проверок в течение года, в котором предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда, а также в течение 3 лет, следующих за годом предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
поддержки за счет средств Фонда
26. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, принимаемого при наличии следующих оснований:
а) непредставление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации отчетов, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, за прошедший отчетный финансовый год в установленный срок или представление таких отчетов с нарушениями требований к их форме;
б) выявление Фондом по результатам мониторинга реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нецелевого использования средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, при этом предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда по этому основанию приостанавливается в части, равной части предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда, использованной с нарушением целевого назначения;
в) невыполнение субъектом Российской Федерации условий договора.
27. Решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
28. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о приостановлении которой было принято правлением Фонда, возобновляется на основании решения правления Фонда в следующих случаях:
а) устранение оснований принятия решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, что подтверждается представляемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации отчетом об устранении таких оснований;
б) уплата штрафных санкций, предусмотренных договором;
в) возврат средств Фонда в соответствии с разделом VIII настоящих Правил.
средств Фонда
29. Финансовая поддержка за счет средств Фонда подлежит возврату в Фонд субъектом Российской Федерации (далее - возврат средств Фонда) в срок, предусмотренный пунктом 34 настоящих Правил, на основании решения правления Фонда о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда, принимаемого при наличии следующих оснований:
а) неустранение субъектом Российской Федерации основания принятия решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанного в подпункте "б" пункта 26 настоящих Правил, в течение 4 месяцев со дня принятия правлением Фонда этого решения;
б) неустранение субъектом Российской Федерации нарушения сроков реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и их этапов, установленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в течение 4 месяцев со дня установления Фондом факта указанного нарушения;
в) невыполнение субъектом Российской Федерации предусмотренного договором обязательства, указанного в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил;
д) ненаправление субъектом Российской Федерации неизрасходованных средств финансовой поддержки за счет средств Фонда на цели, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных последующими этапами региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в случае, указанном в пункте 19(1) настоящих Правил.
е) невыполнение субъектом Российской Федерации предусмотренных договором обязательств, указанных в пункте 6(1) настоящих Правил.
ж) наличие решения об уменьшении лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, предусмотренного пунктом 5(2) настоящих Правил, если в соответствии с указанным решением размер уменьшения лимита предоставления финансовой поддержки превышает сумму средств лимита предоставления финансовой поддержки, не перечисленных такому субъекту Российской Федерации для реализации этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в отношении которого принято указанное решение.
а) по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 29 настоящих Правил, - в размере нецелевого использования средств финансовой поддержки за счет средств Фонда;
б) по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 29 настоящих Правил, - в размере средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации на проведение мероприятий, которые предусмотрены региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и не выполнены, за вычетом части средств Фонда, направленных на цели, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил;
в) по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 29 настоящих Правил, - в размере средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации с учетом общей площади аварийного жилищного фонда в многоквартирных домах, располагавшихся на земельных участках, предоставление или использование которых было осуществлено в нарушение предусмотренного договором обязательства, указанного в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил;
в(1)) по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 29 настоящих Правил, - в размере неизрасходованных средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, не направленных на цели, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных последующими этапами региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в случае, указанном в пункте 19(1) настоящих Правил;
г) по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 29 настоящих Правил, - в размере, установленном договором.
д) по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 29 настоящих Правил, - в размере средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки.
е) по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 29 настоящих Правил, - в размере превышения объема высвобождения лимита предоставления финансовой поддержки над суммой средств лимита предоставления финансовой поддержки, не перечисленных соответствующему субъекту Российской Федерации для реализации этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
31. Копия решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
32. При наличии указанных в пункте 29 настоящих Правил оснований принятия решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда субъект Российской Федерации в случае, если это предусмотрено договором, вправе возвратить финансовую поддержку за счет средств Фонда в размере, определенном в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил, до принятия решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда.
33. В случае если до принятия решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда финансовая поддержка за счет средств Фонда была возвращена в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил, Фонд направляет информацию о таком возврате в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 2 рабочих дней со дня поступления средств в Фонд.
34. Возврат финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется в течение 90 дней со дня получения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации копии решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением такого возврата по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 29 настоящих Правил, который осуществляется в течение 30 дней со дня получения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации копии решения о возврате финансовой поддержки за счет средств Фонда.
35. Средства, возвращенные в Фонд, подлежат распределению на основании решения правления Фонда, принимаемого по согласованию с президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.