Письмо Минфина России от 1 сентября 2025 г. № 24-06-09/85030
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2025 г. № 24-06-09/85030
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение от 01.08.2025 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Следует отметить, что в силу положений части 16 статьи 22 Закона N 44-ФЗ коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок (в случае получения такой информации заказчиком) (часть 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Департамент отмечает, что положениями Закона N 44-ФЗ не установлено требований к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предоставляющим информацию о ценах товаров, работ, услуг, в связи с тем что получение заказчиком указанной информации, а также ее дальнейшее использование в целях определения и обоснования НМЦК не влекут за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика перед такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Учитывая изложенное, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчиками может быть использована информация, полученная у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как являющихся субъектами малого предпринимательства, так и не являющихся таковыми.
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.
Заместитель директора Департамента
Н. В. КОНКИНА