Письмо ФНС России от 3 сентября 2025 г. № АБ-4-19/8039@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 сентября 2025 г. N АБ-4-19/8039@
Федеральная налоговая служба, в связи с запросами от УФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу правомерности представления налоговых деклараций (расчетов) посредством интернет-сервиса "Электронные заказные письма", предоставляемого АО "Почта России", сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.
Также, в соответствии с пунктом 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговой декларации должна быть проставлена собственноручная подпись налогоплательщика или его представителя по доверенности в случае направления документов на бумаге или усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - УКЭП) в случае предоставления сведений в электронном виде.
Одновременно, согласно пункту 160 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме осуществляется, если заявитель взаимодействует с налоговым органом в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) УКЭП в налоговом органе, а также если заявитель передал в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через Единый портал налоговую декларацию (расчет), подписанную усиленной неквалифицированной (далее - УНЭП) (квалифицированной) электронной подписью.
Таким образом, прием территориальными налоговыми органами налоговых деклараций (расчетов), направляемых посредством интернет-сервиса "Электронные заказные письма", предоставляемого АО "Почта России", не соответствует способам приема налоговых деклараций (расчетов), установленным нормативными правовыми актами. Кроме того, предоставление в территориальные налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) с любым иным воспроизведением подписи, кроме собственноручной или УКЭП и УНЭП законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.БУДАРИН