Письмо Минфина России от 8 августа 2025 г. № 06-09-17/77332
Вопрос: О принятии и исполнении расходных обязательств субъекта РФ при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, договоров финансовой аренды (лизинга).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2025 г. N 06-09-17/77332
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 09.07.2025 по вопросу предоставления разъяснений отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и в рамках установленной компетенции сообщает.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, а также в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Департамент межбюджетных отношений Минфина России считает возможным выразить свою позицию по поставленным вопросам, которая не является официальным трактованием нормативных правовых актов.
По вопросу принятия новых расходных обязательств, возникающих у субъекта Российской Федерации при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, договоров финансовой аренды (лизинга)
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Вместе с тем отмечаем, что возникновение договорных обязательств не относится к предмету правового регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Договорные и иные обязательства регулируются гражданским законодательством.
Таким образом, при определении оснований возникновения новых обязательств по вышеуказанным соглашениям (договорам) целесообразно применять положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
По вопросу исполнения ранее принятых расходных обязательств, возникающих у субъекта Российской Федерации при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, договоров финансовой аренды (лизинга)
В случае превышения по итогам отчетного финансового года установленного пунктом 7 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничения на объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на исполнение обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, договоров финансовой аренды (лизинга), субъект Российской Федерации вправе осуществлять только принятые до 1 января очередного финансового года обязательства, возникшие при исполнении указанных соглашений (договоров), без принятия новых соответствующих обязательств.
Указанная норма не устанавливает запрет на исполнение принятых до 1 января очередного финансового года обязательств, возникших при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, договоров финансовой аренды (лизинга), в связи с чем субъект Российской Федерации вправе осуществлять принятые до 1 января очередного финансового года обязательства, возникшие при исполнении указанных соглашений (договоров), в полном объеме на всем сроке их действия.
Аналогичные подходы применяются в отношении муниципального образования (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Заместитель директора Департамента
межбюджетных отношений
К.А.ЦЕКОЕВ