Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 28 июля 2025 г. № 24-06-09/72841

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июля 2025 г. № 24-06-09/72841

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение от 30.06.2025 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) установлены "защитные" меры, сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.

Согласно абзацу седьмому подпункта "и" пункта 4 Постановления N 1875 предусмотренные абзацем вторым пункта 1 Постановления N 1875 и подпунктом "ж" пункта 4 Постановления N 1875 запреты, а также предусмотренные абзацами третьим и четвертым пункта 1 Постановления N 1875 ограничение и преимущество не применяются при осуществлении закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку.

Товаром, поставляемым заказчику при выполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупаемых заказчиком работ, услуг, является товар, в отношении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется поставка в понимании Закона N 44-ФЗ и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (параграф 3 главы 30 раздела IV ГК РФ), на положениях которого основан Закон N 44-ФЗ (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ), а заказчиком, в свою очередь, осуществляется приемка такого товара, при которой составляется документ о приемке (статья 94 Закона N 44-ФЗ, статья 513 ГК РФ).

Следует учитывать, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", которым установлено, что каждый факт хозяйственной жизни, к которому относится сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, подлежит оформлению первичным учетным документом (пункт 8 статьи 3, часть 1 статьи 6, часть 1 статьи 9 указанного Федерального закона).

Таким образом, предусмотренный Законом N 44-ФЗ и Постановлением N 1875 термин "поставляемый товар" охватывает товар, который передается заказчику на основании документа о приемке, являющегося первичным учетным документом, и принимается заказчиком к бухгалтерскому учету.

Учитывая изложенное, установленные Постановлением N 1875 "защитные" меры не применяются в случае, если закупаются работы, услуги по изготовлению товара по индивидуальному заказу заказчика, который будет передан заказчику на основании документа о приемке, являющегося первичным учетным документом, и принят заказчиком к бухгалтерскому учету.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору по общему правилу применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Таким образом, если объектом закупки помимо работы, услуги является товар, поставляемый заказчику при выполнении такой работы, услуги, то к действиям участников контрактной системы в сфере закупок, касающимся такого товара, применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся осуществления закупок товара, если иное не установлено в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В этой связи при осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемой работы, услуги, заказчик в извещении об осуществлении закупки по общему правилу указывает предусмотренную Законом N 44-ФЗ информацию как в отношении закупаемой работы, услуги, так и товара.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности заказчика в целях представления надлежащего предложения в отношении объекта закупки.

Заместитель директора Департамента

Н. В. КОНКИНА

Возврат к списку

Реклама