Письмо Минфина России от 30 апреля 2025 г. № 02-06-09/44292
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2025 г. № 02-06-09/44292
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 02.04.2024 (далее - обращение) по вопросу порядка отражения в бухгалтерском учете информационной системы "Система контроля заявок" и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
Единый порядок ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной (финансовой) отчетности установлен положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Исходя из информации, предоставленной в обращении, а также в рабочем порядке, следует, что:
информационная система "Система контроля заявок" не является государственной информационной системой, определяемой в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (информационная система создана для управленческих целей и оптимизации внутренних процессов казенного учреждения);
отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие затраты по ее созданию, приобретению, в связи с использованием для создания свободно распространяемого (бесплатного) программного обеспечения, рекомендованного Методическими рекомендациями по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 19.08.2015 N 305 (далее - Методические рекомендации);
право пользования на программное обеспечение приобретено посредством принятия публичной оферты (генеральной публичной лицензии на свободно распространяемое (бесплатное) программное обеспечение, которой в том числе предусмотрен запрет на получение пользователями патента (исключительного права пользования)).
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций под свободной программой понимается программа для электронных вычислительных машин, распространяемая на условиях простой (неисключительной) лицензии, которая позволяет пользователю на безвозмездной основе в том числе дорабатывать программу и использовать в любых не запрещенных законом целях, распространять программу и ее производные в любой форме и любыми способами.
В соответствии с пунктом 35 СГС "Концептуальные основы" объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты бухгалтерского учета, установленные СГС "Концептуальные основы", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (пункт 36 СГС "Концептуальные основы").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" фактом хозяйственной жизни признается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Исходя из положений пункта 47 СГС "Концептуальные основы" актив признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном соблюдении следующих условий: соответствие установленному определению; уверенность субъекта учета в будущем увеличении полезного потенциала либо увеличении будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета; возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета.
Согласно пункту 6 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 181н (далее - СГС "Нематериальные активы"), под нематериальным активом понимается объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Таким образом, объект нематериальных активов принимается к бухгалтерскому учету при одновременном соответствии условиям, определенным пунктом 7 СГС "Нематериальные активы" и пунктом 47 СГС "Концептуальные основы".
Учитывая изложенное, при условии отсутствия фактически произведенных расходов на приобретение, создание информационной системы "Система контроля заявок" (отсутствует влияние на финансовое положение экономического субъекта, а также достоверная оценка стоимости объекта при получении неисключительных прав по лицензионным договорам, заключенным без уплаты вознаграждения лицензиару), по мнению Департамента, объект нематериальных активов для целей бухгалтерского учета не возникает.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С. В. СИВЕЦ