Письмо Минфина России от 30 апреля 2025 г. № 03-05-06-01/43860
Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2025 г. N 03-05-06-01/43860
В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
1. В части налогообложения недвижимого имущества и транспортных средств
Согласно части 2 статьи 8, части 2 статьи 35, частям 1 и 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Вместе с тем право собственности на имущество предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 N 6-П).
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N КАС08-648).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности, а налогоплательщиками по транспортному налогу - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
При установлении указанных выше налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества и мощности транспортного средства.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости имущества, находящегося в его собственности, и мощности транспортного средства, по мнению Департамента, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками рассматриваемых налогов, обязаны уплачивать налоги в отношении принадлежащего им имущества.
Одновременно сообщается, что, поскольку налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, регулирование налоговой нагрузки на территории соответствующего муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления путем дифференциации налоговых ставок, а также путем предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
Вопросы, касающиеся предоставления налоговых льгот по транспортному налогу, регулируются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
2. В части налогообложения доходов физических лиц, полученных в порядке дарения
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
Таким образом, безвозмездная передача имущества физическому лицу - одаряемому не образует у физического лица - дарителя дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
Доход физического лица - одаряемого в виде полученного в дар имущества подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщика в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, цифровой валюты, долей, паев, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
При этом на основании абзаца второго пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса любые доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
3. В части вопроса о принадлежности природных ресурсов
Согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области использования природных ресурсов, природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государство как собственник природных ресурсов с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам за плату, взимаемую в виде налогов и неналоговых платежей.
В соответствии с Налоговым кодексом при использовании природных ресурсов уплачиваются налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. При экспорте природных ресурсов уплачиваются таможенные пошлины. Кроме того, компании, использующие природные ресурсы, уплачивают иные налоги, связанные с осуществлением ими хозяйственной деятельности, такие, как, например, налог на прибыль организаций.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере использования природных ресурсов, уплачиваются неналоговые платежи - плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, плата за использование лесов, платежи при пользовании недрами.
4. В части вопроса о декларировании доходов и расходов сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - сенаторы, депутаты)
Статьей 10 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) установлена обязанность сенатора, депутата ежегодно представлять соответственно в комиссию Совета Федерации, Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы (далее - парламентская комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
При этом согласно статье 10 Федерального закона N 3-ФЗ в случае представления сенатором, депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к сенатору, депутату может быть применена одна из мер ответственности, установленных указанной статьей.
Дополнительно отмечаем, что на основании статьи 6 Федерального закона N 3-ФЗ сенатор, депутат не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, получать в связи с осуществлением полномочий не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.
Парламентской комиссией проводится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами, депутатами, а также проверка соблюдения сенаторами, депутатами ограничений и запретов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 3-ФЗ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ).
Указанная проверка по решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации также может осуществляться в установленном порядке уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (часть 10 статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в отношении сенаторов, депутатов комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения указанными лицами антикоррупционного законодательства Российской Федерации, установлен.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ