Постановление Курганского городского суда Курганской области от 28.04.2021 г. по делу № 5-4285/2021
Дело № 5-4285/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(мотивированное)
28 апреля 2021 года г. Курган
Судья Курганского городского суда Курганской области Шанауров Константин Вячеславович, (г. Курган, ул. М. Горького, д. 156, каб. 216), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича <данные изъяты>
установил:
При проведении специалистами Контрольно-счетной палаты Курганской области с 10.12.2020 по 12.03.2021 контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов (субсидий), выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года местным бюджетам из бюджета Курганской области на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций (выборочно)» на объекте: Департамент образования и науки Курганской области (далее – Департамент) установлено, что Кочеров А.Б., исполняя обязанности директора Департамента с января по декабрь 2020 года допустил нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а именно Кочеровым А.Б. 25.12.2019 в соответствии с правом первой подписи (карточка образцов подписей от 16.12.2019 № 45) подписаны соглашения о предоставлении субсидий на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций; в нарушение пункта 13 Порядка предоставления субсидий на обеспечение питанием (5-11 классы), пунктов 1.5 Соглашений по обеспечению питанием перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществлялось с нарушением установленных сроков; кроме того, Кочеровым А.Б. 04.09.2020 подписаны Соглашения по обеспечению горячим питанием с нарушениями требований пунктов 13, 15 Порядка предоставления субсидий на обеспечение горячим питанием (1-4 классы). Тем самым, директор Департамента Кочеров А.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Защитник директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. – Бригида Д.В. в судебном заседании с протоколом не согласилась, пояснила, что проверка Контрольно-счетной палаты Курганской области проведена с нарушениями регионального законодательства, пункты 3.3 и 4.3.4 Соглашения по обеспечению горячим питанием не нарушают законодательство, так как ими установлены сроки осуществления иных действий, чем указано в порядке предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Комолова Л.В. и представитель Контрольно-счетной палаты Курганской области Каташевич О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считали вину директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. доказанной, а доводы его защитника несостоятельными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 ст. 139 БК РФ предусмотрено, что правила, устанавливающие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 «О государственной программе Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» утверждена государственная Программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», включающая Подпрограмму «Развитие общего образования» (далее – Подпрограмма Курганской области).
Приложениями 1, 9 к Подпрограмме Курганской области определены:
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций (из малоимущих семей) (далее – Порядок предоставления субсидий на обеспечение питанием (5-11 классы));
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях (далее – Порядок предоставления субсидий на обеспечение горячим питанием (1-4 классы).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении специалистами Контрольно-счетной палаты Курганской области с 10.12.2020 по 12.03.2021 контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов (субсидий), выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года местным бюджетам из бюджета Курганской области на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций (выборочно)» на объекте: Департамент образования и науки Курганской области установлено, что Кочеров А.Б., исполняя обязанности директора Департамента с января по декабрь 2020 года допустил нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а именно: Кочеровым А.Б. 25.12.2019 в соответствии с правом первой подписи (карточка образцов подписей от 16.12.2019 № 45) подписаны соглашения о предоставлении субсидий на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций; в нарушение пункта 13 Порядка предоставления субсидий на обеспечение питанием (5-11 классы), пунктов 1.5 Соглашений по обеспечению питанием перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществлялось с нарушением установленных сроков; также Кочеровым А.Б. 04.09.2020 подписаны Соглашения по обеспечению горячим питанием с нарушением требований пунктов 13,15 Порядка предоставления субсидий на обеспечение горячим питанием (1-4 классы).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которым настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица, совершившего административное правонарушение; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения директором Департамента образования и науки Курганской области Кочеровым А.Б. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью следующих доказательств: акт по результатам контрольного мероприятия от 12.03.2021 № 03-01/05 и другими материалами.
Указанные документы последовательны, непротиворечивы и согласуются между собой, у суда не имеется оснований не доверять составлявшим их должностным лицам. Указанные доказательства в своей совокупности являются допустимыми и достаточными, полученными в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Оценив представленные доказательства, судья полагает вину директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, доказанной.
В силу статьи 15 Закона Курганской области от 05.07.2011 № 43 «О Контрольно-счетной палате Курганской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Курганской области» Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годовых и квартальных планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.
Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Курганской областной Думы, предложений и запросов Губернатора Курганской области.
Поручения Курганской областной Думы, предложения и запросы Губернатора Курганской области подлежат обязательному включению в планы деятельности Контрольно-счетной палаты.
План деятельности Контрольно-счетной палаты на год утверждается председателем Контрольно-счетной палаты в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.
Таким образом, с учетом полномочий председателя Контрольно-счетной палаты, утверждение им в плане срока проверки – 2019 год и истекший период 2020 года, как превышающего срок по поручению Курганской областной Думы, вопреки доводам защитника Бригида Д.В. не является нарушением закона.
Доводы защитника директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. – Бригида Д.В. о том, что пункты 3.3 и 4.3.4 Соглашения по обеспечению горячим питанием не нарушают законодательство, так как ими установлены сроки осуществления иных действий, чем указано в порядке предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.п. 13 и 15 Приложения № 9 «Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях» к Подпрограмме «Развитие общего образования» Государственной Программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» утв. Постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 Департамент ежемесячно в срок до 10 числа месяца, за который предоставляется субсидия, за исключением летнего периода, осуществляет перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Органы местного самоуправления ежемесячно в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным, за исключением летнего периода, представляют в Департамент отчет о расходовании субсидий по форме, установленной Департаментом.
При этом согласно п.п. 3.3 и 4.3.4 Соглашения по обеспечению горячим питанием: перечисление субсидии из бюджета Курганской области в бюджет района осуществляется Федеральным казначейством не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем представления в Управление Федерального казначейства по Курганской области платежных документов, связанных с исполнением расходных обязательств органа местного самоуправления, на счет, открытый органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета района.
Органы местного самоуправления обязаны представлять отчет о расходах не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была получена субсидия, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Поскольку в Соглашении по обеспечению горячим питанием сроки, указанные в п.п. 13 и 15 Приложения 1 к Порядку предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций к Подпрограмме «Развитие общего образования» Государственной Программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» утв. Постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 отсутствуют, а есть только сроки, указанные в п.п. 3.3 и 4.3.4, то доводы о их не противоречии друг другу суд находит несостоятельными.
Действия директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. судья квалифицирует по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Судом не установлено обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова А.Б. административную ответственность, не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, судья полагает возможным назначить директору Департамента образования и науки Курганской области Кочерову А.Б. административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в сумме 10 000 руб.
Руководствуясь ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам: УФК по Курганской области (Контрольно-счетная палата Курганской области, г. Курган, ул. Тобольная, 54, оф. 205, л/с 04432Р29490), ИНН 4501171815, КПП 450101001, ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, г. Курган, БИК 013735150, ОКТМО 37701000, расчетный счет 03100643000000014300, КБК 01511601156010000140.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Мотивированное постановление изготовлено 11.05.2021.
Судья К.В. Шанауров