Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Представление Счетной палаты РФ от 29.03.2017 № ПР 12-26/12-02

Представление Счетной палаты РФ от 29.03.2017 № ПР 12-26/12-02

О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2014 — 2015 годах и истекшем периоде 2016 года, направленных на развитие театрального искусства, включая выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р» в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «РА»

В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 и 2017 проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2014 — 2015 годах и истекшем периоде 2016 года, направленных на развитие театрального искусства, включая выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1019-р», в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «РА» (далее — «РА», Институт), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.

1. Проверкой выявлены расходы на общую сумму 14 849,5 тыс. рублей, имеющие признаки нецелевого использования бюджетных средств, предусмотренные пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.1. В 2014 — 2016 годах «РА» за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания осуществил оплату ремонтных работ капитального характера на общую сумму 5 800,8 тыс. рублей (в 2014 году — 3 902,3 тыс. рублей, в 2015 году — 795,3 тыс. рублей, в 2016 году — 1 103,2 тыс. рублей), затраты на выполнение которых не предусмотрены в составе затрат на содержание недвижимого имущества в соответствии с пунктом 35 Порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Минкультуры России, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного Рриказом Минкультуры России от 29 декабря 2011 г. № 1259, не учитывались при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, и не соответствуют целям, установленным соглашениями от 27 декабря 2013 г. № 5300-01-41/06-13 (2014 год), от 30 декабря 2014 г. № 6938-01-41/06-14 (2015 год), от 25 декабря 2015 г. № 7388-01-41/06-15 (2016 год), заключенными между Минкультуры России и «РА».

1.2. В 2014 году «РА» остатки целевой субсидии в размере 9 011,3 тыс. рублей направлены на капитальный ремонт зданий, не предусмотренных в решениях Минкультуры России от 28 июня 2013 г. № 596 о выделении целевой субсидии и от 11 февраля 2014 г. № 786 об использовании остатков целевой субсидии, что не соответствует целям предоставления субсидии.

1.3. В 2014 и 2015 годах «РА» за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в общей сумме 37,4 тыс. рублей, предоставленной Минкультуры России на основании соглашений от 27 декабря 2013 г. № 5300-01-41/06-13 (на 2014 год) и от 30 декабря 2014 г. № 6938-01-41/06-14 (на 2015 год), оплачено оппонирование диссертаций одного соискателя ученой степени кандидата наук, обучающегося в аспирантуре Института и 7 соискателей, прикрепленных для защиты кандидатской диссертации, не являющихся аспирантами Института.

Государственное задание, установленное Институту на 2014 и 2015 годы, предусматривает оказание государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, отнесено к Государственной системе научной аттестации. Следовательно, оппонирование диссертаций не входит в состав государственных услуг по реализации основных образовательных программ. Кроме того лица, зачисленные в качестве соискателей ученой степени кандидата искусствоведения для научной экспертизы, предзащиты и подготовки диссертации к защите, не являются получателями государственной услуги по реализации основной образовательной программы высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Таким образом, осуществление «РА» оплаты оппонирования диссертаций в 2014 году в сумме 31 780 рублей и в 2015 году в сумме 5 600 рублей за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания не соответствует целям, установленным соглашениями от 27 декабря 2013 года № 5300-01-41/06-13 и от 30 декабря 2014 г. № 6938-01-41/06-14, заключенными между Минкультуры России и «РА» о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.

2. Анализ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выявил следующее.

2.1. По результатам 2 заседаний диссертационного совета решения о присуждении ученых степеней доктора наук и кандидата наук приняты диссертационным советом в составе 18 человек, что не соответствует требованиям пункта 11 Положения о диссертационном совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 7, согласно которому общее количество членов диссертационного совета должно быть не менее девятнадцати человек. Данный факт влечет риск признания результатов защиты докторской и кандидатской диссертаций недействительными и требует дополнительного рассмотрения Минобрнауки России.

2.2. В нарушение пункта 37 Положения о диссертационном совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 7, сопроводительные письма в Минобрнауки России о направлении диссертации соискателя ученой степени кандидата наук на бланке организации, которые должны быть подписаны председателем диссертационного совета, подписаны исполняющим обязанности ректора.

3. При наличии свободных помещений в студенческом общежитии, расположенном по адресу: <...>, жилые помещения предоставлялись обучающимся с нарушением требований, установленных статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть менее 6 кв. метров жилой площади на одного человека.

4. В нарушение пункта 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 4 Порядка осуществления функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения Министерства культуры Российской Федерации по согласованию распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, утвержденного Приказом Минкультуры России от 14 марта 2012 г. № 179, в отсутствие согласования с собственником имущества переданы в аренду нежилые помещения площадью 7,6 кв. метров по адресу: <...> по договору аренды от 6 июня 2016 г. № 06/06/16-03.

5. В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, в случае вовлечения в сделку является обязательным, оценка рыночной стоимости объектов, переданных в аренду ООО «З» по договору от 21 ноября 2016 г. № 3-2016 и ООО «С» от 21 ноября 2016 г. № 1-2016 «РА» не осуществлялась.

6. В нарушение пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, по состоянию на 9 декабря 2016 года в отношении договоров аренды от 1 октября 2015 г. № 1/2015 и от 8 февраля 2016 г. № 08/02/16-01 государственная регистрация не обеспечена.

Определить достоверность обоснованности ставки арендной платы за объекты, переданные Институтом в аренду сторонним организациям (<...>, площадью 12,6 кв. метров, <...> площадью 4,7 кв. метров) не представляется возможным в связи с тем, что в ходе проведения проверки на указанные объекты, представлены по два заключения о рыночной стоимости аренды нежилых помещений с разной арендной ставкой пользования одним и тем же объектом недвижимости.

7. В нарушение пункта 5.6 Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденного Приказом Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», акты от 30 июня 2014 г. № 39, от 31 августа 2014 г. № 44, от 30 июня 2015 г. № 10, от 31 августа 2015 г. № 02, от 30 сентября 2015 г. № 21 о списании, исключаемых объектов библиотечного фонда, комиссией по выбытию библиотечного фонда не подписывались, так как указанная комиссия создана только в январе 2016 года в соответствии с приказом ректора «РА» от 11 января 2016 г. № 04.

В 2014 — 2015 годах «РА» из библиотечного фонда были списаны книги срока издания 1938 — 1950 годов в количестве 1 211 экземпляров остаточной стоимостью 21,8 тыс. рублей. Анализ рыночной стоимости списанных экземпляров показал, что согласно информации, размещенной в Интернете, цена книг издания 1938 — 1950 годов варьируется от 420 рублей до 15 000 рублей за экземпляр.

Принимая во внимание, что «РА» является старейшим высшим учебным заведением театрального искусства, в котором преподавали и учились выдающиеся деятели культуры, среди списанных и утилизированных экземпляров могли находится экземпляры соответствующие признакам книжных памятников, установленных пунктом 2.2 Порядка отнесения документов к книжным памятникам, утвержденного Приказом Минкультуры России от 3 мая 2011 г. № 429 (далее — Порядок отнесения документов к книжным памятникам) (например, экземпляры нелегальных и запрещенных изданий начала XX века; экземпляры печатных изданий с автографами, добавлениями, записями, пометами, рисунками выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры; экземпляры печатных изданий, принадлежавшие к ранее существовавшим книжным собраниям известных в истории учреждений и организаций, выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры), а также единственные экземпляры документов постоянного (бессрочного) хранения.

По данным «РА» процедура определения принадлежности к категории книжных памятников в соответствии с положениями пунктов 2.2 и 2.6 Порядка отнесения документов к книжным памятникам, Институтом не проводилась.

По мнению Счетной палаты Российской Федерации списание книг издания 1938 — 1950 годов в объеме 1 211 экземпляров остаточной стоимостью 21,8 тыс. рублей без рассмотрения вопроса принадлежности их к книжным памятникам, а также при отсутствии созданной предусмотренной пунктом 5.6 Порядка учета библиотечного фонда № 1077, комиссии по списанию объектов библиотечного фонда, содержит признаки возможного ущерба, нанесенного должностными лицами «РА», охраняемым законом интересам общества и государства в части утраты экземпляров печатных изданий с автографами, добавлениями, записями, пометами, рисунками выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры.

8. В нарушение пункта 337 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, в учетной политике «РА» не установлен.

В нарушение требований пункта 25 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 г. № 112, в книге регистрации дипломов и ведомости вручения дипломов выпускникам отсутствуют данные: дата и номер приказа об отчислении выпускника; подпись руководителя подразделения (службы) организации, выдающей диплом (дубликат).

В нарушение пункта 338 Инструкции № 157н аналитический учет по счету по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в книге по учету бланков строгой отчетности, велся должностными лицами, без возложения на них приказами и должностными инструкциями «РА» обязанностей по хранению и выдаче бланков строгой отчетности.

9. В нарушение пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) общий объем закупок «РА» на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, составил в 2014 году 36 900,6 тыс. рублей, в 2015 году — 35 379,3 тыс. рублей, что превышает установленный указанным пунктом размер закупок у единственного поставщика для образовательного учреждения (не более чем 20,0 млн. рублей) на 16 900,0 тыс. рублей и 15 379,3 тыс. рублей соответственно.

10. В нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ без использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей) «РА» с индивидуальным предпринимателем «М.М.С.» как с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заключен договор от 15 апреля 2014 г. № 8 стоимостью 542,5 тыс. рублей на выполнение аварийного ремонта здания и инженерных сетей по адресу: <...>). При этом ремонт носил прогнозируемый характер и не обладал свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, то есть не являлся аварийным.

Кроме того «РА» в нарушение части 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ по указанной закупке отсутствует обоснование в документально оформленном отчете о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя.

11. В соответствии с Планом мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2606-р, Институтом ежегодно утверждаются Планы мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения (на 2015 год — от 30 сентября 2014 года, на 2016 год — от 11 января 2016 года), которым предусмотрено заключение эффективных контрактов с работниками основного персонала. Однако на момент проведения проверки эффективные контракты с работниками основного персонала указанных учреждений не заключались, что влечет риски неисполнения Указа Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

12. На момент проведения проверки трудовые договоры в письменной форме с Г. Н. Н. (главный бухгалтер), А. (начальник планово-хозяйственного отдела), Г. Н. А. (заместитель главного бухгалтера), не заключены, так как указанные лица приняты на работу до вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс). При этом письменное предложение о необходимости заключении трудовых договоров с учетом требований статьи 67 Трудового кодекса руководством «РА» данным лицам не направлялось.

Необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Трудовые договоры, заключенные с преподавателями Института, не содержат конкретных трудовых обязанностей, при этом ими предусмотрена обязанность соблюдения должностных инструкций, однако должностные инструкции преподавателей, доцентов, профессоров на момент проведения контрольного мероприятия отсутствовали.

13. «РА» информация об исполнении государственного задания за 2014 и 2015 годы (включая отчеты и изменения к ним), планы о финансово-хозяйственной деятельности на 2014, 2015 и 2016 годы размещались на официальном сайте www.bus.gov.ru с нарушением 5-дневного срока, установленного Требованиями к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденными Приказом Казначейства России от 15 февраля 2012 г. № 72. Кроме того, показатели плана финансово-хозяйственной деятельности Института на 2015 — 2016 годы, представленные на официальном сайте www.bus.gov.ru не соответствуют утвержденным показателям планов ФХД на указанные периоды.

С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» «РА» необходимо выполнить следующие требования:

1. Принять меры, направленные на приведение состава диссертационного совета «РА» в соответствие с требованиями пункта 11 Положения о диссертационном совете, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 7.

2. Обеспечить предоставление жилых помещений обучающимся из расчета 6 кв. м на 1 человека в соответствии с требованиями, установленными статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Принять меры по обеспечению государственной регистрации договоров аренды от 1 октября 2015 г. № 1/2015 и от 8 февраля 2016 г. № 08/02/16-01 заключенных между «РА» и ООО «М» в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Установить в Учетной политике учреждения, утвержденной приказом «РА» от 27 декабря 2012 г. № 187, перечень бланков отнесенных к бланкам строгой отчетности в соответствии с пунктом 337 Инструкции № 157н.

5. Привести в соответствие с требованиями пункта 25 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 г. № 112, ведение книги регистрации дипломов и ведомости вручения дипломов выпускникам.

6. Разработать должностные инструкции на преподавателей, доцентов, профессоров в соответствии с пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения.

Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 марта 2017 г. № 13К(1158)).

В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» ректору З. или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2017 года.



Аудитор
А. В. Филипенко

Возврат к списку

Реклама