Открыта редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления г

В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансовобюджетной сфере в I полугодии 2024 года Федеральным казначейством,
территориальными органами Федерального казначейства
выявлены следующие системные и систематические1 недостатки
и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств
федерального бюджета (далее – ГРБС), распорядителями, получателями
средств федерального бюджета (далее – ПБС, заказчики), а также
бюджетными и автономными учреждениями (далее – учреждения).
1. Недостатки и нарушения при исполнении
федерального бюджета по расходам
1.1. Системные нарушения
1.1.1 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Общих
требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет
казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов

1 Систематические нарушения (критерии «регулярность», «постоянность») – однородные и неоднократные
нарушения, выявленные у одного объекта (контроля).
 Системные нарушения (критерий «совокупность») – систематические нарушения и однократные
нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере
законодательства, у нескольких объектов (контроля).
2
Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. № 26н (далее – Порядок № 26н),
правового акта ГРБС, утверждающего порядок составления, утверждения
и ведения бюджетных смет.
В 6% проверенных объектов контроля несвоевременно внесены
изменения в показатели бюджетной сметы при увеличении объема
сметных назначений.
Нарушение срока от 1 до 184 календарных дней.
1.1.2. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 219 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, подпункта «б» пункта 8, абзаца второго пункта 22
Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств
федерального бюджета территориальными органами Федерального
казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 30 октября 2020 г. № 258н.
В 16% проверенных объектов контроля сведения о принятых
бюджетных (денежных) обязательствах (внесение в них изменений)
сформированы для представления в органы Федерального казначейства
позднее установленного срока.
Нарушение срока от 1 до 97 рабочих дней.
1.1.3. Несоблюдение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, документа, являющегося правовым
основанием предоставления средств.
В 6% проверенных объектов контроля установлены факты
недостижения результатов, установленных мероприятиями, на реализацию
которых предоставляются бюджетные средства.
Например:
- произведена оплата за частично выполненные работы, при этом
результат, установленный при предоставлении бюджетных средств в целях
реализации мероприятий федеральной целевой программы, не достигнут, а
именно - работы по выполнению проектной документации в объеме,
необходимом для обеспечения строительства и ввода объекта в
эксплуатацию, не выполнены, государственный контракт расторгнут;
- приобретены материалы, которые не использовались в процессе
деятельности.
1.1.4. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1
статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), правовых актов ГРБС,
определяющих порядок выплат денежного содержания и компенсаций
служащим.
3
В 5% проверенных объектов контроля неправомерно выплачены
сотрудникам денежное содержание, денежное довольствие,
компенсации.
Например:
- начисление и выплата премии при наличии дисциплинарного
взыскания;
- перечисление денежных средств на компенсацию стоимости проезда
без письменных заявлений о компенсации расходов на оплату стоимости
проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
- оплачены дни проезда к месту проведения основного отпуска и
обратно (в пределах Российской Федерации) сотрудникам, относящимся к
определенной категории, при отсутствии документального подтверждения
факта нахождения в месте проведения отпуска;
- отдельным сотрудникам, представлено большее количество
отпускных дней чем минимальная продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска, в результате чего, в проверяемом периоде
неправомерно выплачено денежное довольствие.
1.1.5. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1
статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 3 постановления
Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 916
«О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных
органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках
национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные
звания полиции, расходов на проезд в период нахождения в служебной
командировке за счет средств федерального бюджета», правовых актов
ГРБС, определяющих порядок и условия командирования сотрудников.
В 5% проверенных объектов контроля неправомерно возмещены
дополнительные расходы за время нахождения сотрудников в служебной
командировке.
Например:
- неправомерное возмещение сотруднику расходов на проезд на такси
к месту служебной командировки и обратно.
1.1.6. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 221
Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Порядка № 26н.
В 2% проверенных объектов контроля бюджетные сметы
утверждены с нарушением порядка утверждения (сроков) бюджетных
смет.
Нарушение срока от 1 до 29 рабочих дней.
4
1.1.7. Нарушение пунктов 1 и 2 статьи 221 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, пунктов 6 и 8 Порядка № 26н, порядка составления,
утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного главным
распорядителем бюджетных средств.
В 1% проверенных объектов контроля допущено несоответствие
утвержденных показателей бюджетной сметы объему доведенных
лимитов бюджетных обязательств.
1.2. Систематические нарушения:
1.2.1. Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19
Порядка № 26н, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных
смет, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств.
В 2020-2023 годах объектом контроля несвоевременно внесены
изменения в показатели бюджетной сметы при увеличении объема
сметных назначений.
1.2.2. Несоблюдение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, документа, являющегося правовым
основанием предоставления бюджетных средств.
В 2021-2023 годах в объекте контроля установлены факты
недостижения заданных результатов, установленных при предоставлении
бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении
объема бюджетных средств.
1.3. Иные нарушения:
1.3.1. Нарушение пунктов 3 и 7 статьи 162, пункта 2 статьи 219
Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 6, статьи 226
Налогового кодекса Российской Федерации.
В проверенном объекте контроля произведена оплата денежных
обязательств с нарушением бюджетного законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных
средств).
Например:
- за счет лимитов бюджетных обязательств 2023 года произведено перечисление
налога на доходы физических лиц до фактического начисления и выплаты денежного
довольствия сотрудникам, подлежащего начислению и выплате в 2024 году.
5
2. Недостатки и нарушения при предоставлении
субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям,
государственным унитарным предприятиям, государственным
корпорациям и государственным компаниям
2.1. Системные нарушения:
2.1.1. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пункта 47 Положения о формировании
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение
работ) в отношении федеральных государственных учреждений
и финансового обеспечения выполнения государственного задания,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 июня 2015 г. № 640 (далее - Положение № 640), правового акта ГРБС,
утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий
федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям,
условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу,
качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам
оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ),
установленных государственным (муниципальным) заданием.
В 9% проверенных объектов контроля отчеты о выполнении
государственного задания, источником финансового обеспечения которых
является субсидия, предоставлены с нарушением установленного срока.
Нарушение срока от 1 до 311 рабочих дней.
2.1.2. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пунктов 1-3 постановления Правительства
Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения
расходов, связанных со служебными командировками на территории
Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор
о работе в федеральных государственных органах, работникам
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 729).
В 6 % проверенных объектов контроля неправомерно использовались
средства субсидии.
Например:
- при приобретении авиабилета неправомерно произведено возмещение
дополнительных сервисных услуг (страхование, выбор места,
дополнительный багаж);
6
- за счет средств субсидии на иные цели произведено возмещение
командировочных расходов сверх установленных размеров.
2.1.3 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, нормативных
правовых актов Правительства Российской Федерации.
В 6 % проверенных объектов контроля неправомерно использовались
средства субсидии.
Например:
- с нарушением пункта 33 Положения № 640 при расчете налога на
имущество учреждения не применен коэффициент платной деятельности,
что привело к неправомерному завышению налога на имущество;
- с нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ,
части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о
контрактной системе) в рамках исполнения договора приемка результатов
выполненной работы по ремонту помещения оформлена документом о
приемке и оплачена, при этом фактически работы не выполнены.
2.1.4. Нарушение подпунктов 1, 4 статьи 78.1, пункта 4 статьи 78.2
Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Положения № 640,
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта
2022 г. № 505 «О приостановлении действия отдельных положений
некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении
размеров авансовых платежей при заключении государственных
(муниципальных) контрактов в 2022 году» .
В 3% проверенных объектов контроля допущены нарушения иных
условий, установленных соглашением при предоставлении субсидий
бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое
обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Например:
- в заключенных государственных контрактах, подлежащих
казначейскому сопровождению, не предусмотрены авансовые платежи.
2.1.5. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пункта 33 Положения № 640, правового акта
ГРБС, утверждающего порядок определения объема и условий
предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели
подведомственным федеральным государственным бюджетным и
автономным учреждениям.
7
В 1% проверенных объектов контроля, которым предоставлены
субсидии на иные цели, направлялись в ГРБС заявки для получения субсидии,
не содержащие документы и материалы, необходимые для оценки
потребности в запрашиваемой субсидии, что привело к завышению размера
предоставленной субсидии.
Например:
- к заявке для получения субсидии не приложен предварительный
расчет налога на имущество, при этом налог рассчитан без применения
коэффициента платной деятельности, в связи с чем его сумма завышена.
2.1.6. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1. Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения № 640, правового акта
ГРБС, утверждающего порядок определения объема и условий
предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели
подведомственным федеральным государственным бюджетным и
автономным учреждениям, условий соглашения о предоставлении средств
субсидии.
В 1 % проверенных объектов контроля осуществлено расходование
средств субсидии на цели, не связанные с целью ее предоставления.
Например:
- осуществлен расход средств субсидии на изготовление видеоролика,
сюжет которого содержит информацию о внедрении созданной
автоматизированной системы, за счет средств, предоставленных из
федерального бюджета на содержание Отдела объекта контроля,
деятельность которого не связана с разработкой и внедрением
вышеуказанной автоматизированной системы.
2.2. Систематические нарушения:
2.2.1 Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пунктов 1-3 Постановления № 729,
правового акта ГРБС, утверждающего порядок определения объема и
условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели
подведомственным федеральным государственным бюджетным и
автономным учреждениям и соглашений о предоставлении субсидии.
В 2022-2023 годах объектом контроля неправомерно использовались
средства субсидии, а именно за счет средств субсидии на иные цели
произведено возмещение командировочных расходов.
2.2.2. Нарушение статьи 70, абзаца первого пункта 1 статьи 78.1
8
Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3 статьи 9,
части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.
В 2022-2023 годах объектом контроля допущены случаи начисления и
выплаты заработной платы за фактически не отработанное время
(сотрудникам в периоды командировок) за счет средств субсидии на
выполнение государственного (муниципального) задания.
2.2.3. Нарушение пункта 1 статьи 78.1, пункта 4 статьи 78.2,
подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пункта 44 Положения № 640, пунктов 4.1.7, 4.1.9 типовой
формы соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному
или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение
работ), утвержденной приложением № 1 к приказу Министерства финансов
Российской Федерации от 1 марта 2023 № 28н «Об утверждении Типовой
формы соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному
или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение
работ)» (далее –Приказ № 28н).
В 2020-2023 годах у объекта контроля в заключенных соглашениях
о предоставлении субсидии отсутствуют обязательства Учредителя,
предусмотренные приложением № 1 к Приказу № 28н.
2.2.4. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 пункта 1 статьи
130, абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162
Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10
Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.09.2014 № 999, нормативных правовых актов, устанавливающих
порядок расходования межбюджетных трансфертов, соглашений и договоров
о предоставлении межбюджетных трансфертов.
В 2022-2023 годах объектом контроля несвоевременно представлялись
отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии.
Нарушение срока от 1 до 5 рабочих дней.

Возврат к списку

Реклама