XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года

Письмо ФНС России от 4 апреля 2024 г. № БС-4-21/3917@

Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства.

                                                                           

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 апреля 2024 г. № БС-4-21/3917@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 28.03.2024 по вопросу условий применения налоговой ставки по земельному налогу (далее - налог), установленной в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и направляет следующие разъяснения (рекомендации).

Согласно пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

Пунктами 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса на органы Росреестра, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложена обязанность сообщать имеющиеся сведения о зарегистрированном недвижимом имуществе (правах и зарегистрированных сделках в отношении недвижимого имущества) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные органы в порядке, определенном соглашением взаимодействующих сторон.

При этом в соответствии с пунктами 14, 15 приложения N 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@", пунктом 2 Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, утвержденного приказом Росреестра и ФНС России от 03.04.2018 N П/0131/ММВ-7-6/187@, в передаваемые сведения включается информация о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) видах разрешенного использования земельных участков.

К полномочиям налоговых органов не относится самостоятельное определение (изменение) вида разрешенного использования налогооблагаемых земельных участков, не соответствующее сведениям ЕГРН.

Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

При применении вышеуказанных положений судебными органами неоднократно использовалась правовая позиция, свидетельствующая о том, что установленная в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговая ставка по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, ее применение возможно только при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях; при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель (см., например, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 по делу N А55-26412/2013, от 21.02.2018 N 310-КГ17-23011 по делу N А64-6795/2016, от 09.09.2020 N 307-ЭС20-11724 по делу N А66-14963/2018, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу N А55-29033/2013, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2018 N Ф01-5101/2018 по делу N А28-2455/2017).

Так, при рассмотрении дела N А66-14963/2018 суды установили, что налогоплательщиком-организацией не доказано ведение за соответствующий налоговый период сельскохозяйственной деятельности на спорных земельных участках, в связи с чем налоговым органом обоснованно доначислен налог по ставке 1,5 процента.

При рассмотрении дела N А55-26412/2013 суды пришли к выводу, что налогоплательщиком-организацией не представлены сведения об использовании спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства в органы государственной статистики, о закупке удобрений, сельскохозяйственной техники, об осуществлении реализации сельхозпродукции. Поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель, наличие оснований для ее применения обосновывает налогоплательщик. При этом суды отметили, что иное понимание указанных норм налогового законодательства может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3 процента будут облагаться как земли, используемые в сельскохозяйственном производстве, так и неиспользуемые земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

С учетом изложенного полагаем, что налогообложение по налоговой ставке, установленной в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, может осуществляться при наличии у налогового органа полученных в соответствии с федеральным законом сведений, подтверждающих соблюдение за соответствующий налоговый период условий применения указанной налоговой ставки.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Возврат к списку

Реклама