XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Письмо Минфина России  от 14 октября 2022 г. № 03-07-07/99643

Вопрос: Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (далее - БСО).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон) все организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), включенную в реестр ККТ, и выдавать покупателю кассовые чеки или БСО.

Под БСО согласно ст. 1.1 Закона понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

Таким образом, в целях применения освобождения от уплаты НДС и соблюдения требований Закона организации, реализующие входные билеты на посещение мероприятий, поименованных в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, обязаны учитывать Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ (далее - Приказ ФНС России) и выдавать населению билет в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом и Приказом ФНС России, либо билет с одновременной выдачей кассового чека (БСО), либо билет с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО) в соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@).

На основании п. 5.8 ст. 1.2 Закона Приказом Минкультуры России от 29.06.2020 N 702 "Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности" (далее - Приказ Минкультуры России) утверждены формы БСО, применяемые при реализации билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

При этом из буквального трактования термина "расчеты", содержащегося в ст. 1.1 Закона, следует, что безвозмездная передача товаров, работ, услуг не подпадает под данный термин в понимании Закона и, соответственно, не требует применения ККТ. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 16.07.2020 N АБ-4-20/11542).

На основании изложенного возможно ли применение пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ при безвозмездной реализации услуг театров, кинотеатров, концертных организаций, цирков, библиотек, музеев, выставок, дворцов культуры и аналогичных услуг, оформляемой безденежными входными билетами по форме, утвержденной Приказом Минкультуры России, без применения ККТ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 октября 2022 г. N 03-07-07/99643

 

В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при безвозмездной реализации услуг организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, без применения контрольно-кассовой техники Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, при реализации организацией входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как бланкам строгой отчетности, а также наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

Возврат к списку

Реклама