XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Письмо Минфина России от 19 августа 2022 г. № 02-07-10/81650

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 августа 2022 г. № 02-07-10/81650

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо государственного казенного учреждения от 20.07.2022 (далее - Запрос) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить следующее.

Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении субъекта отчетности на отчетную дату (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовом результате его деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий), для осуществления которых субъект отчетности создан).

Порядок составления, представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).

Положениями Инструкции N 191н определено понятие "информация об активах, обязательствах и о финансовом результате".

Так, информация об активах, обязательствах и о финансовом результате раскрывается в бухгалтерских балансах в разрезе итогового показателя на начало года и конец отчетного периода по соответствующим разделам бухгалтерских балансов.

Положениями статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом под искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а также иные искажения, указанные в примечании к статье 15.15.6 КоАП.

Указанной статьей КоАП предусмотрено три степени искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое.

Так, согласно пункту 4 примечаний к статье 15.15.6 КоАП под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

При квалификации нарушения в контексте положений статьи 15.15.6 КоАП учитываются не только искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в части информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате (в частности, согласно пункту 1 части 4 примечаний статьи 15.15.6 КоАП), но и искажение показателя остаточной стоимости основных средств (строка 030 "Основные средства (остаточная стоимость)" Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), суммы начисленной амортизации нефинансовых активов (строка 250 "Расходы по операциям с активами" Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в связи с иными нарушениями (в частности, согласно пунктам 2 - 7 части 4 примечаний статьи 15.15.6 КоАП)).

Учитывая изложенное, при рассмотрении поставленного в Запросе вопроса необходимо учитывать все обстоятельства выявленных нарушений (причин, допущенных искажений показателей бюджетной отчетности), принимая во внимание все положения, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП.

 

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С. В. СИВЕЦ

Возврат к списку

Реклама