25 апреля 2024 года

Письмо Минфина России от 16 мая 2022 г. № 02-09-08/44903

Письмо Минфина России от 16 мая 2022 г. N 02-09-08/44903

О корректировке планов контрольных мероприятий на 2022 г.

 

Министерство финансов Российской Федерации в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" (далее - постановление N 665) и обращениями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по вопросу корректировки планов контрольных мероприятий на 2022 год сообщает.

Постановление N 665 разработано и утверждено в соответствии с пунктом 5.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План). Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию указанного пункта Плана является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Полагаем необходимым обратить внимание, что, исходя из положений постановления N 665, предметом данного постановления является осуществление в 2022 году Федеральным казначейством и его территориальными органами внутреннего государственного финансового контроля, в том числе контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, с обязательным соблюдением ограничений, установленных требованиями постановления N 665.

При этом в соответствии с пунктом 5 постановления N 665 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

Принятие в соответствии с пунктом 5 постановления N 665 высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями соответствующих мер по ограничению проведения проверок может повлечь необходимость внесения изменений в планы контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом обращаем внимание, что требования к планированию проверок, ревизий и обследований, осуществляемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 (далее - Стандарт N 208).

Пунктом 18 Стандарта N 208 установлено, что в утвержденный план контрольных мероприятий могут вноситься изменения в случаях невозможности проведения плановых контрольных мероприятий в связи с:

— наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при наступивших условиях обстоятельств);

— недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий;

—внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты;

— выявлением в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы контрольного мероприятия, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, проверяемого периода, должностных лиц или структурных подразделений органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия);

— реорганизацией, ликвидацией (упразднением) объектов контроля.

Учитывая положения Стандарта N 208, планы контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в случае принятия решения о введении моратория на проведение проверок могут быть скорректированы в части изменения тем контрольных мероприятий и (или) изменения (исключения) объектов контроля, указанных в пункте 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на которых распространяется действие положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), устанавливающих ограничения (особенности) осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Корректировка планов контрольных мероприятий осуществляется с учетом применения риск-ориентированного подхода, выражающегося в необходимости проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году на основании идентификации принадлежности объекта контроля и (или) направления его финансово-хозяйственной деятельности к предусмотренным пунктом 11 Стандарта N 208 категориям риска.

В отношении проверок юридических лиц - получателей средств из соответствующего бюджета, указанных в пункте 2 статьи 266.1 Кодекса, сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 266.1 Кодекса проверки указанных юридических лиц осуществляются в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

При этом, в случае принятия решения о введении моратория аналогично установленному пунктами 1 и 4 постановления N 665, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут проводиться проверки указанных юридических лиц с одновременным приостановлением проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты (далее - проверки ГРБС (ПБС).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 Кодекса на основании результатов проверок ГРБС (ПБС), начатых до вступления в силу нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), устанавливающих мораторий на проведение проверок, и завершенных в связи с вступлением в силу моратория, могут осуществляться контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, с которыми этими ГРБС (ПБС) были заключены договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.

Также полагаем необходимым отметить, что ограничения, установленные постановлением N 665, распространяются исключительно на сферу осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не затрагивают иные полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемые ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

A.M. Лавров

Возврат к списку

Реклама