XV Всероссийская Конференция
«Местные бюджеты в современных условиях»
июня 2022 года
Регистрация

Письмо Минфина России от 30 декабря 2021 г. № 02-06-07/108267

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 декабря 2021 г. N 02-06-07/108267

 

О РАСКРЫТИИ

ИНФОРМАЦИИ В СВЕДЕНИЯХ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОСТАТКОВ ВАЛЮТЫ БАЛАНСА

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ)

ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2021 ГОД

 

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами о раскрытии информации в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее - Сведения (ф. 0503173), Сведения об изменении остатков валюты баланса консолидированного бюджета (ф. 0503373) (далее - Сведения (ф. 0503373), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее - Сведения (ф. 0503773) при составлении и представлении бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2021 год, сообщает следующее.

Порядок составления и представления определен в части:

годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н <1>);

--------------------------------

<1> В редакции приказа Минфина России от 21 декабря 2021 г. N 217н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (находится на регистрации в Минюсте России).

 

годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н <2>).

--------------------------------

<2> В редакции приказа Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 170н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н" (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2021 г., регистрационный N 66232).

 

Согласно пункту 14 Инструкции N 191н, пункту 15 Инструкции N 33н в графах "На начало года" бухгалтерского баланса на 1 января года, следующего за отчетным, раскрываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" бухгалтерского баланса за предшествующий финансовый год (заключительный баланс) с учетом изменения показателей вступительного баланса в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Раскрытие информации об изменении показателей вступительного баланса осуществляется в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773), данные которых должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета: Журналами операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071), Журналами операций межотчетного периода (ф. 0504071) (в части пересчета показателей отчетности - пояснениями в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360), Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Согласно действующему законодательству Российской Федерации изменения показателей вступительного баланса допустимы в случаях:

совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, иных изменений действующего законодательства Российской Федерации;

проведения реорганизационных мероприятий (изменения типа государственного или муниципального учреждения);

исправления ошибок прошлых лет, в том числе выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля;

иных причин, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

1. Формирование показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) при совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

 

1.1. Показатели вступительного баланса корректируются операциями межотчетного периода в отдельных случаях изменения нормативно-правового регулирования, например, при применении с 1 января отчетного года положений новых (измененных) нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекших признание в бюджетном (бухгалтерском) учете объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся таковыми (которые не учитывались на счетах бухгалтерского учета).

Так, начиная с 1 января 2021 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в части активов, классифицируемых как нематериальные активы <3>, применяются положения федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденного приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 181н (далее - СГС "Нематериальные активы").

--------------------------------

<3> Нематериальный актив - объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (пункт 6 СГС "Нематериальные активы").

 

В соответствии с разделом X СГС "Нематериальные активы", письмом Минфина России от 30 ноября 2020 г. N 02-07-07/104384 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", письмом Минфина России 2 апреля 2021 г. N 02-07-07/25218 "В дополнении к Методическим рекомендациям по применению СГС "Нематериальные активы" признание в бюджетном учете неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, расходы по которым до 1 января 2021 г. не подлежали балансовому учету в составе активов (относились на финансовый результат текущего периода), в связи с вступлением в силу СГС "Нематериальные активы" осуществляется операциями межотчетного периода по дебету счета 01116X353 "Увеличение прав пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования" и кредиту счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Соответственно, изменение показателей вступительного баланса (показателей граф "На начало года" бухгалтерского баланса на 1 января 2022 г.) в части нефинансовых активов и финансового результата, связанное с формированием на 1 января 2021 г. показателя по счету 1 111 60 000 "Права пользования нематериальными активами (с неопределенным сроком полезного использования)", отражается в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) в графе 5 с указанием кода причины 02 "Изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов".

Обращаем внимание, что формирование показателей по счету 01116X000 "Права пользования нематериальными активами (с определенным сроком полезного использования)" осуществляется по результатам инвентаризации активов и обязательств операциями 2021 года в объеме показателя на 1 января 2021 г. счета 040150000 "Расходы будущих периодов" (в части расходов, превышающих 12 месяцев). В связи с чем, раскрытие информации по указанным операциям в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) не осуществляется (строка 160 графы 5 не заполняется).

Вместе с тем, с 1 января 2021 года применяются положения федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям", утвержденного приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 182н (далее - СГС "Затраты по заимствованиям").

Пунктами 6 и 7 СГС "Затраты по заимствованиям" предусмотрено, что обязательство по обслуживанию полученных заимствований, включающее в том числе выплату процентов по государственным (муниципальным) долговым обязательствам, отражается в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученным заимствованиям.

Сумма начисленных процентов по долговым обязательствам отражается в бюджетном учете по дебету счета (1 - 17 КРБ) 140120231 "Расходы на обслуживание внутреннего долга" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета (1 - 17 КРБ) 130100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" в момент возникновения обязательства по уплате таких процентов в сумме, определяемой в соответствии с условиями соглашения о предоставлении бюджетного кредита (заимствований), с одновременным отражением принятых денежных обязательств на соответствующих счетах аналитического учета счетов 050000000 "Санкционирование расходов".

Ни положениями СГС "Затраты по заимствованиям", ни положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), не предусмотрено отражение процентов по предоставленным бюджетным кредитам, а также по государственному (муниципальному) долгу на счете 140150000 "Расходы будущих периодов".

Учитывая изложенное, применение с 1 января 2021 г. положений СГС "Затраты по заимствованиям" не приводит к необходимости формирования операций межотчетного периода и к формированию показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373).

1.2. Внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие бюджетную классификацию, применяемую при составлении и исполнении бюджета, ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отдельных случаях повлечет изменение остатков по счетам учета межотчетным периодом, что следует отразить в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773).

В соответствии с пунктом 21 Инструкции N 157н в 1 - 17 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий, соответствующий 4 по 20 разряду кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.

Для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2020 году применяется бюджетная классификация, установленная:

приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Приказ N 85н);

приказом Минфина России от 29 ноября 2019 г. N 207н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - Приказ N 207н);

приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Приказ N 209н).

При этом применяемая в 2021 году бюджетная классификация установлена:

Приказом N 85н <4>;

--------------------------------

<4> Сопоставительные таблицы размещены на официальном сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/ в разделе "Бюджет/Бюджетная классификация/Методический кабинет".

 

приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)" (далее - Приказ N 99н);

Приказом N 209н.

Изменение кодов (составной части кода) бюджетной классификации в ряде случаев повлечет уточнение аналитического кода синтетического счета объекта учета и (или) аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий номера счета Рабочего плана счетов.

При наличии исходящих остатков по счетам бухгалтерского учета, по которым для текущего финансового года уточняется номер счета Рабочего плана счетов вследствие изменений по бюджетной классификации, операциями межотчетного периода следует осуществить перенос исходящих остатков по счетам учета на соответствующие аналитические счета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемый начиная с текущего финансового года.

При этом учитывая, что значение показателей в группировочных строках Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) не увеличиваются (не уменьшаются) при указанных изменениях, но по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, показатели изменяются в межотчетный период, что следует отразить в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Сведениях о движении нефинансовых активов консолидированного бюджета (ф. 0503368), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369), Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), в графе 9 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" указывается значение равное нулю (в формате 0,00).

Дополнительно обращаем внимание, что в 2022 году применяемая бюджетная классификация установлена:

Приказом N 85н;

приказом Минфина России от 8 июня 2021 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)";

Приказом N 209н <5>, <6>.

--------------------------------

<5> Сопоставительные таблицы размещены на официальном сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/ в разделе "Бюджет/Бюджетная классификация/Методический кабинет".

<6> В редакции приказа Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 133н "О внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н" (Зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2021 г., регистрационный N 65731).

 

Исходящие остатки по счетам бухгалтерского учета (по состоянию на 1 января 2022 г.), по которым уточняется номер счета Рабочего плана счетов на 2022 год вследствие изменений по бюджетной классификации, переносятся на соответствующие счета учета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемый начиная с 2022 года, операциями межотчетного периода (при формировании входящих остатков на 2022 год).

Принятие в декабре 2021 года обязательств на очередной финансовый год и очередной плановый период (на 2022 - 2024 гг.) субъектом учета согласно доведенным на 2022 - 2024 гг. лимитам бюджетных обязательств (бюджетным и автономным учреждениями - согласно показателям плана финансово-хозяйственной деятельности на 2022 - 2024 г.), отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете дебиторской задолженности по доходам и доходов будущих периодов в части доходов от межбюджетных трансфертов на 2022 - 2024 гг. получателем межбюджетных трансфертов, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, целевых субсидий на 2022 - 2024 гг. бюджетным и автономным учреждениями осуществляется с применением кодов бюджетной классификации Российской Федерации с учетом положений Приказа N 85н, Приказа N 75н, Порядка N 209н. Формирование показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) (по строкам 250, 510 графы 9) при составлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2022 год не осуществляется.

1.3. Изменение аналитического кода синтетического счета объекта учета возможно также вследствие изменений, внесенных в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, План счетов бюджетного учета, Планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, - при нормативном закреплении дополнительных аналитических кодов синтетических счетов.

Указанные изменения отражаются, если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не установлено иное, межотчетным периодом и формируют показатели графы 9 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773).

Например, при формировании новых (с 1 января 2021 г.) аналитических счетов учета нематериальных активов в части исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемых на счете 010200000 "Нематериальные активы", вложений в объекты недвижимого имущества государственной казны (реклассифкация в группу "Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны" (счет 110651000 "Вложение в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны"), в соответствующих строках в графе 9 Сведениях (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" отражается значение равное нулю (в формате 0,00). Одновременно в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) уточняются показатели графы 4 "Наличие на начало года", в Сведениях о движении нефинансовых активов консолидированного бюджета (ф. 0503368) - графы 3 - 7 "Наличие на начало года".

1.4. Показатели просроченной дебиторской и кредиторской задолженности подлежат раскрытию в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).

К просроченной задолженности относится задолженность, по которой в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены.

Показатели просроченной задолженности формируются на основе аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.

При уточнении показателей просроченной задолженности на начало года (графа 4 Сведений (ф. 0503169), графа 3 Сведений (ф. 0503369), графа 4 Сведений (ф. 0503769) вследствие исправления ошибок прошлых лет (пересчета показателей отчетности предшествующих финансовых годов) показатели балансовых счетов, отражающие расчеты, не изменяются. Учитывая изложенное, формирование показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) не осуществляется.

Информация о причинах уточнения показателей просроченной задолженности на начало года (уточнение входящих остатков по просроченной задолженности), а также о причинах увеличения (уменьшения) просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года, раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360), Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

1.5. Показатели долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности подлежат раскрытию в бухгалтерском балансе, сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности.

Критерий отнесения задолженности к долгосрочной определены пунктами 27 - 30 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н.

В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) подлежит раскрытию информация о долгосрочной задолженности, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев.

Показатели долгосрочной задолженности формируются на основе аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.

Уточнение показателей долгосрочной задолженности на начало года (соответствующие сроки бухгалтерского баланса, графа 3 Сведений (ф. 0503169), графа 3 Сведений (ф. 0503769) вследствие исправления ошибок прошлых лет осуществляется путем пересчета показателей отчетности. Учитывая изложенное, изменение показателей долгосрочной задолженности на начало года вследствие исправления ошибок прошлых лет отражается в графе 8 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) по коду причины 05 "Пересчеты показателей отчетности".

 

2. Формирование показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) при исправлении ошибок прошлых лет, в том числе выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.

 

2.1. Положениями Инструкции N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкции N 162н), Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее - Инструкция N 183н), для операций исправления ошибок прошлых лет предусмотрены обособленные счета учета. При этом оформление бухгалтерских записей по исправлению ошибок прошлых лет осуществляется в зависимости от периода возникновения ошибки (год, предшествующий отчетному, прошлые года) и способа обнаружения ошибки (самостоятельно, по результатам контрольных мероприятий).

Раскрытие информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности о произведенных исправлениях ошибок прошлых лет осуществляется в графах 6, 10 раздела 1 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) с последующей корректировкой входящих остатков по отдельным формам отчетности (например, бухгалтерский баланс, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о движении нефинансовых активов).

В целях раскрытия полной и достоверной информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности об исправлениях ошибок прошлых лет в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360), Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) следует указать дополнительную существенную информацию, связанную с исправлением ошибок прошлых лет, в том числе дополнительное описание причин, приведших к грубым нарушениям требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности, либо грубым нарушениям порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности <7>, повлекшим существенные исправления ошибок прошлых лет.

--------------------------------

<7> Согласно критериям, установленным статьей 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Исправление ошибок прошлых лет по консолидируемым показателям осуществляется в общем порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом консолидируемые показатели подлежат отражению в бюджетном учете одновременно всеми субъектами консолидируемых расчетов, за исключением отдельных операций (например, признание доходов будущих периодов от межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передаче активов, по факту возникновения права на их получение).

В целях соблюдения соответствия консолидируемых показателей при исправлении ошибок прошлых лет необходимо обеспечить синхронизацию произведенных исправлений иным субъектом консолидируемых расчетов посредством направления уведомления об исправлениях консолидируемых показателей.

В случае если у субъекта консолидируемых расчетов была выявлена ошибка прошлых лет по консолидируемым расчетам по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля, то данный субъект учета - объект контроля отражает показатели по итогам исправлений в графе 10 Сведений (ф. 0503173) (Сведений (ф. 0503373) по коду причины 07 "Исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля". Вместе с тем, иным субъектом консолидируемых расчетов, получившим уведомление об исправлениях консолидируемых показателей, в Сведениях (ф. 0503173) (Сведениях (ф. 0503373) показатели исправления ошибок прошлых лет в указанной ситуации отражаются в графе 6 по коду причины 03 "Исправление ошибок прошлых лет".

 

3. Формирование показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) при иных причинах, связанных с изменением законодательства Российской Федерации.

 

3.1. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2021 г. изменились правила назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспообности (за исключением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности), по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Начиная с указанной даты, их назначение и выплату осуществляет территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вместе с тем, отдельные социальные выплаты в 2021 году осуществляет работодатель с последующим возмещением его расходов Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России):

- оплата четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами осуществляется в соответствии с положениями статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации;

- социальное пособие на погребение граждан, выплаченное работодателем.

С учетом изменений на 2021 год законодательства Российской Федерации расчеты по возмещению работодателю оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) и социального пособия на погребение (далее при совместном упоминании - восстанавливаемые ФСС России выплаты) следует рассматривать как возвраты в 2021 году дебиторской задолженности прошлых лет по произведенным работодателем до 1 января 2021 г. выплатам (у казенного учреждения - в составе доходов бюджета, у бюджетных и автономных учреждений - в изменениях источников финансирования дефицита средств учреждения).

Отражение на 1 января 2021 года восстанавливаемых ФСС России выплат на счете (1 - 17 КРБ) 0 303 02 001 не соответствует положениям Инструкции N 157н, Инструкции N 162н, Инструкции N 174н, Инструкции N 183н.

Аналогичный порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете следует применить для расчетов по возмещению в 2021 году пособий по временной нетрудоспообности (за исключением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности), по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаты по которым осуществлены до 1 января 2021 г. работодателем (далее при совместном упоминании - возмещаемые ФСС России пособия).

В целях корректного формирования на 1 января 2021 года показателей расчетов по восстанавливаемым ФСС России выплатам и (или) по возмещаемым ФСС России пособиям, дебиторская задолженность работодателя, отраженная на 1 января 2021 года в части данных выплат на счете (1 - 17 КРБ) 0 303 02 001, операциями межотчетного периода отражается на счете:

1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 36 001 - казенными учреждениями;

XX XX 0000000000 510 0 209 34 001 - бюджетными и автономными учреждениями.

Изменение показателей вступительного баланса вследствие указанных операций подлежит раскрытию в графе 9 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации".

3.2. В соответствии с положениями Инструкции N 157н в целях обособления расходов, подлежащих возмещению ФСС России от сумм начисленных страховых взносов ФСС России, в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по начислению в 2021 году обязательств работодателя (субъекта учета) по выплатам социального пособия на погребение и по оплате четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а также по начислению страховых взносов с выплаты четырех дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом следует отразить следующими бухгалтерскими записями:

- по социальному пособию на погребение:

Дебет счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 303 05 831 Кредит счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 302 65 737

--------------------------------

<8> По коду вида расходов 1X9.

 

- по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами (включая начисленные страховые взносы с данных выплат):

Дебет счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 303 05 831

Кредит счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 302 66 737 (оплата выходных дней);

Дебет счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 303 05 831

Кредит счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 303 XX 731 (страховые взносы на выплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Согласно положениям пункта 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) порядок принятия и учета бюджетных и денежных обязательств устанавливается соответствующим финансовым органом с соблюдением требований Бюджетного кодекса.

Положениями пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса установлено, что казенное учреждение как получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Принятие на учет бюджетного обязательства (денежного обязательства) на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств осуществляется при наличии соответствующих положений в порядке учета бюджетных и денежных обязательств, установленном финансовым органом публично-правового образования, на основании документа (распоряжения) на перечисление указанных выплат, представленного данным получателем по месту открытия ему лицевого счета, в сумме перечисляемого пособия.

Соответственно, одновременно с начислением работодателем (субъектом учета - казенным учреждением) кредиторской задолженности по восстанавливаемым ФСС России выплатам на счетах санкционирования расходов 150200000 "Обязательства" отражаются суммы принятых бюджетных и денежных обязательств по указанным выплатам.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют принятие обязательств (денежных обязательств) (отражение на счетах санкционирования 050200000 "Обязательства") одновременно с начислением кредиторской задолженности по восстанавливаемым ФСС России выплатам.

Начисление дебиторской задолженности ФСС России по восстанавливаемым ФСС России выплатам отражается:

Дебет счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 209 34 561

Кредит счета (1 - 17 КРБ <8>) 0 303 05 731.

Поступления работодателю (субъекту учета) в 2021 году от ФСС России по восстанавливаемым ФСС России выплатам 2021 года признаются восстановлением кассового расхода (пункт 41 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н).

Одновременно при отражении поступления в течение 2021 года от ФСС России выплаченных в 2021 году работодателем (субъектом учета) социальных пособий на погребение и по оплате четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами ранее принятое в 2021 году бюджетное обязательство (денежное обязательство) на лицевом счете получателя бюджетных средств подлежит восстановлению на сумму поступлений. Восстановление принятых в 2021 году обязательств (денежных обязательств) отражается бюджетными и автономными учреждениями в рассматриваемой ситуации в аналогичном порядке.

Сформированная по итогам операций 2021 года дебиторская задолженность по счету (1 - 17 КРБ) 0 209 34 001 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" последним рабочим днем отчетного 2021 года реклассифицируется в расчеты по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет:

казенным учреждением - по счету 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 36 001 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" как подлежащая возмещению в 2022 году и последующему зачислению в доход бюджета;

бюджетным и автономным учреждением - по счету XX XX 0000000000 510 0 209 34 001 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" как подлежащая возмещению в 2022 году.

Указанные операции по реклассификации не подлежат отражению в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773).

3.3. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункту 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 14 июля 2021 г. N 467н (далее - Правила N 467н), финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета ФСС России.

Особенности возмещения в 2021 году расходов страхователей на предупредительные меры определены Положением об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2375.

Согласно положениям Порядка N 85н, Порядка N 209н, письма Минфина России от 26 декабря 2019 г. N 02-05-10/102478 расходы страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг в соответствии с пунктом 3 Приказа N 467н подлежат отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" классификации расходов бюджетов, увязанному в целях ведения бюджетного учета со статьями (соответствующими подстатьями) 220 "Оплата работ, услуг", 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Согласно пункту 9.3.9 Порядка N 209н доходы, поступающие в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры, относятся на подстатью 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ.

Согласно пункту 220 Инструкции N 157н расчеты по компенсации расходов, понесенных казенными учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, подлежат отражению на счете 20930 "Расчеты по компенсации затрат".

Учитывая изложенное, в бюджетном (бухгалтерском) учете страхователя задолженность ФСС России по возмещению расходов страхователя по предупредительным мерам отражается:

1. при признании в бюджетном (бухгалтерском) учете оценочных значений в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на цели финансового обеспечения предупредительных мер:

1.1. на основании положительного решения территориального Фонда социального страхования Российской Федерации о финансовом обеспечении предупредительных мер в соответствии с планом финансового обеспечения предупредительных мер страхователя:

- казенным учреждением:

Дебет счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 34 561

Кредит счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 401 40 139;

- бюджетным и автономным учреждением:

Дебет счета XX XX 0000000000 130 0 209 34 561

Кредит счета XX XX 0000000000 130 0 401 40 139;

1.2. при наличии решения территориального Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении за счет средств бюджета ФСС России расходов страхователя по предупредительным мерам в сумме согласно данному решению:

- казенным учреждением:

Дебет счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 401 40 139

Кредит счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 401 10 139

одновременно (при необходимости корректировки оценочного значения объема финансового обеспечения предупредительных мер)

Дебет счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 401 40 139

Кредит счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 34 661;

- бюджетным и автономным учреждением;

Дебет счета XX XX 0000000000 130 0 401 40 139

Кредит счета XX XX 0000000000 130 0 401 10 139;

одновременно (при необходимости корректировки оценочного значения объема финансового обеспечения предупредительных мер)

Дебет счета XX XX 0000000000 130 0 401 40 139

Кредит счета XX XX 0000000000 130 0 209 34 661;

2. если учетной политикой не установлено признание оценочных значений в соответствии с планом финансового обеспечения предупредительных мер страхователя:

- казенным учреждением:

Дебет счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 34 561

Кредит счета 1 13 0299X 0X XX00 130 1 401 10 139;

- бюджетным и автономным учреждением:

Дебет счета XX XX 0000000000 130 0 209 34 561

Кредит счета XX XX 0000000000 130 0 401 10 139.

Дополнительно сообщаем, что в настоящий момент подготовлен проект приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 157н, согласно которому для учета в 2022 году расчетов по возмещаемым ФСС России суммам задолженности в части произведенных страхователем расходов по предупредительным мерам предусматривается счет 0 209 39 000 "Расчеты по возмещению Фондом социального страхования Российской Федерации расходов".

 

А.М.ЛАВРОВ

 

Возврат к списку

Реклама