Письмо Минфина России от 30 ноября 2021 г. № 03-05-05-01/96823

Вопрос: О налоге на имущество организаций при аренде имущества; о бухучете организациями государственного сектора объектов учета аренды; об НДС при оказании казенными учреждениями услуг по аренде.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 ноября 2021 г. № 03-05-05-01/96823

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 11.11.2021 по вопросу налогообложения имущества, арендованного у органов местного самоуправления, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 применяется организациями (арендодателями и арендаторами), и каждая сторона договора аренды ведет бухгалтерский учет самостоятельно в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В зависимости от вида аренды (операционной или неоперационной (финансовой) аренды), условий договора аренды (срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.) предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя в качестве основных средств или инвестиционного имущества, а у арендатора — в качестве права пользования активом. В отдельных случаях (пункты 11 и 12 ФСБУ 25/2018) арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.

При этом согласно пункту 10 ФСБУ 25/2018 организация-арендатор должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и других), с учетом особенностей, установленных данным Стандартом.

Таким образом, актив в форме права пользования объектом основных средств в бухгалтерском балансе арендатора отражается в составе основных средств. При этом объект аренды может быть одновременно отражен в составе основных средств в бухгалтерском балансе арендатора и арендодателя.

В этой связи, по мнению Департамента, если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, — то налогоплательщиком признается арендодатель.

В случае если объект недвижимого имущества (объект аренды) учитывается одновременно в бухгалтерском балансе как у арендодателя, так и у арендатора, в целях исключения двойного налогообложения налог на имущество организаций в отношении данного объекта уплачивается арендодателем (собственником).

По вопросу признания в бухгалтерском учете организациями государственного сектора объектов учета неоперационной (финансовой) аренды при определении налога на имущество организаций рекомендуется руководствоваться письмом Минфина России от 05.2019 № 02-06-07/14096.

С 1 января 2022 года на основании Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду (лизинг), признается арендодатель (собственник) объекта аренды вне зависимости от его учета в качестве других активов. При этом остаточная стоимость объекта недвижимого имущества для целей исчисления налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества в этом случае определяется в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета для соответствующего актива (основного средства, инвестиционного имущества и т.п.).

При решении вопросов, касающихся уплаты налога на добавленную стоимость при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, рекомендуется руководствоваться письмом ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@, согласованным с Минфином России.

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

30.11.2021

Возврат к списку

Реклама