XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Письмо Минфина России от 21 июля 2021 г. № 02-07-10/58486

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 июля 2021 г. № 02-07-10/58486

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 23.06.2021 по вопросу о формировании оценочных значений доходов будущих периодов, возникающих при заключении договоров аренды, предусматривающих ежегодное изменение размера арендных платежей, рассчитываемых ежегодно с учетом изменения налоговых ставок земельного налога, и сообщает.

Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с пунктом 2 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»), первоначальное признание объекта учета операционной аренды — права пользования активом осуществляется на основании договора аренды, посредством которого оформляется сделка по передаче в пользование актива (факт хозяйственной жизни). При этом стоимостная оценка объекта учета аренды определяется в сумме ожидаемых арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды, с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде) (пункт 20 СГС «Аренда»).

В случае если условиями договора аренды предусмотрено изменение арендной платы, установленной договором, то на основании произведенных арендодателем расчетов, содержащих уточненный годовой размер арендной платы, в бюджетном учете арендодателя (бухгалтерском учете арендатора) производится корректировка стоимостных оценок соответствующих объектов учета аренды.

При расчете ожидаемой суммы арендных платежей, производимом в условиях неопределенности, по мнению Департамента, необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

С учетом изложенного надежной оценкой ожидаемых арендных платежей по договору аренды, по мнению Департамента, является сумма арендных платежей, прямо установленная договором аренды (с учетом ее изменений). Так, например, в представленных Администрацией города в рабочем порядке материалах (Договоре аренды земельного участка) базой для расчета надежной оценки будущих арендных платежей (до представления арендатору уточняющих расчетов арендной платы на очередные годы) является размер арендной платы, установленный на 2021 год.

Принимая во внимание, что согласно бюджетным полномочиям, осуществляемым главным администратором доходов бюджета (Администрацией города), величина доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, прогнозируется на бюджетный цикл (на три года), применение вышеуказанного подхода Департамента не является единственно обоснованным.

По мнению Департамента, более эффективное раскрытие в бюджетном учете ожидаемых поступлений по договорам аренды возможно в случае изменения подходов к формированию договорных отношений (с учетом утвержденных объемов прогнозируемых доходов от аренды).

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

Возврат к списку

Реклама