Письмо Минфина России от 7 июня 2021 г. № 02-09-08/44537

Вопрос: О квалификации контрольно-счетным органом установленных фактов в качестве неэффективного использования бюджетных средств.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 2021 г. № 02-09-08/44537

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо 14.05.2021 по вопросу квалификации контрольно-счетным органом установленных фактов в качестве неэффективного использования бюджетных средств, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия) органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Кроме того, рассматриваемое письмо не содержит информации об органе государственного (муниципального) финансового контроля, о контрольном мероприятии, проводимом указанным органом, в связи с чем не представляется возможным в пределах компетенции однозначно и всесторонне представить соответствующую позицию.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

Понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:

— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);

— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

Необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

При этом положения вышеуказанных норм распространяются исключительно на участников бюджетного процесса, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 152 БК РФ, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств.

Одновременно сообщаем, что в случае несогласия с предписанием органа государственного (муниципального) финансового контроля объект государственного (муниципального) финансового контроля вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

Возврат к списку