Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Минфин России Письмо от 15 марта 2019 г. N 02-02-08/17315

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 03.03.2019 по вопросу передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на уровне субъекта Российской Федерации и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению оценки конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.

Пунктами 1 — 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главный администратор (администратор) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Так, главный администратор (администратор) бюджетных средств самостоятельно осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) бюджетных средств осуществляет на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Указанными положениями Бюджетного кодекса не предусмотрены возможность, условия и порядок передачи полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Вместе с тем пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядок).

В отношении возможности передачи полномочий по внутреннему финансовому контролю сообщаем.

Пунктом 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356, установлен примерный перечень внутренних бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль.

Указанный перечень внутренних бюджетных процедур сформирован на основании и в целях реализации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, установленных статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса.

Пунктом 3.1 статьи 158 Бюджетного кодекса предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, вправе принять решение о передаче только своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание пункт 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса, вышеуказанные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств не могут быть переданы, за исключением передачи полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии.

При этом пунктом 20.1 вышеуказанных Методических рекомендаций предусмотрены операции, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль в случае передачи главными администраторами (администраторами) бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).

Таким образом, ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несут исключительно главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, а полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля ими не могут быть переданы.

По вопросу возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита сообщаем.

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822, внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с Порядком, которым может быть предусмотрено, что администратор бюджетных средств на основании соглашения вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

В отношении письма Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» сообщаем.

В 2015 году у Минфина России отсутствовали полномочия по утверждению Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В этой связи было направлено указанное письмо.

Далее после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Минфином России были утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при исполнении ими положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

В целях недопущения дублирования функций и полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств при осуществлении ими мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций положения, касающиеся ведомственного финансового контроля, были исключены из Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Так, главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений, осуществляют контроль за деятельностью указанных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, на основании подпунктов 1 и 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В рамках указанных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств могут быть проведены мероприятия по контролю, в том числе касающиеся вопросов осуществления финансово-хозяйственной деятельности (ведомственного финансового контроля).

В этой связи издание Методических рекомендаций по осуществлению ведомственного финансового контроля, положения которых будут дублировать уже установленные для главных администраторов (администраторов) бюджетных средств полномочия, представляется нецелесообразным.

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

15.03.2019

Возврат к списку

Реклама