XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Минфин России Письмо от 7 декабря 2018 г. N 02-07-10/89001

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 31.07.2018 по вопросу о порядке применения положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»), и сообщает.

Согласно подпунктам 21, 21.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (правительственных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение в том числе вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава государственного бюджетного учреждения области «Наркологический диспансер», утвержденного Министром здравоохранения области, учредителем и собственником государственного бюджетного учреждения области «Наркологический диспансер» (далее — Наркологический диспансер области) является область.

В соответствии с пунктом 2 Правил организации деятельности наркологического диспансера (наркологической больницы) к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н (далее — Приказ N 1034н), наркологический диспансер (наркологическая больница) создается для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» (при наличии структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях).

Деятельность наркологического диспансера (наркологической больницы) осуществляется по территориальному принципу (пункт 4 Приказа N 1034н).

Принимая во внимание изложенное, Наркологический диспансер области — государственное бюджетное учреждение в целях осуществления возложенных на него учредителем функций (оказание населению, проживающему на территории области, специализированной медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология») с учетом обеспечения территориального принципа заключает договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом с медицинскими учреждениями муниципальных образований, расположенными на территории области.

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой (пункт 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»)).

В случае если ссудополучатель — государственное бюджетное учреждение заключает договоры безвозмездного пользования имуществом, которое необходимо для выполнения возложенных на указанное учреждение функций, принимая обязательства в отношении основных условий содержания и пользования имуществом, при этом затраты на содержание и пользование указанным имуществом предусмотрены нормативами затрат и учтены в объеме финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания указанного учреждения, то при условии, если предоставление имущества ссудодателем не обусловлено обязанностью, предусмотренной законодательством Российской Федерации, по мнению Департамента, возникающие объекты бухгалтерского учета в рамках указанных отношений следует классифицировать в качестве объектов учета аренды на льготных условиях.

Положения СГС «Аренда» применяются одновременно с применением положений СГС «Концептуальные основы» и с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее — справедливая стоимость арендных платежей).

В соответствии с пунктом 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

Для целей бухгалтерского учета рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (в рассматриваемом случае — при заключении договора аренды на аналогичное имущество) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (пункт 57 СГС «Концептуальные основы»).

Например, в целях определения органом государственной власти, уполномоченным принимать решения по предоставлению имущества в возмездное (безвозмездное) пользование (на коммерческих рыночных условиях за плату), справедливой стоимости права пользования имуществом (расчета справедливой стоимости арендных платежей), возникающего на основании договора безвозмездного пользования, возможно руководствоваться информацией о стоимости арендной платы, предусмотренной за квадратный метр по аналогичным объектам имущества, расположенным на территории одного муниципального образования, в котором находится объект имущества, предоставляемый в безвозмездное пользование.

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (пункт 59 СГС «Концептуальные основы»).

Таким образом, привлечение субъектами учета оценщиков для формирования справедливой стоимости объектов учета аренды на льготных условиях положениями СГС «Аренда» не предусмотрено.

Обращаем внимание, что при определении справедливой стоимости арендных платежей необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

07.12.2018

Возврат к списку

Реклама