XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года

Письмо Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61283

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде выигрышей и призов, полученных от организации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пунктом 28 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг), не превышающей 4000 рублей за налоговый период.

Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанных доходов, не превышающих 4000 рублей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц.

Кодекс не предусматривает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, сообщать о невозможности удержать налог и сумме налога. Данная обязанность установлена статьей 226 Кодекса только для налоговых агентов.

Поскольку наступление обязанности организации по удержанию налога на доходы физических лиц с доходов в виде выигрышей и призов, предусмотренных пунктом 28 статьи 217 Кодекса, связано с превышением установленного размера дохода, получаемого от этой организации (4000 рублей), организации следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами.

В случае если размер указанных доходов, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов.

Обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 230 Кодекса, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных статьей 226 Кодекса.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога, в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса, не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса, в том числе если организация не производит уплату налога на доходы физических лиц с доходов в натуральной форме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

01.12.2014

Возврат к списку

Реклама