Решение Верховного Суда РФ от 25 апреля 2014 г. № АКПИ 14-105
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании абзаца второго пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н,
установил:
пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее — Порядок), закрепляет, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи, в том числе ребенком в возрасте до 7 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении — на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания (абзац второй).
Данный пункт также имеет сноску <14>, согласно которой особенности выплаты пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи установлены частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N
Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма предусматривает выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком только за период острого заболевания или обострения хронического заболевания и ограничивает таким образом ее право на получение пособия по временной нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком. Считает, что абзац второй пункта 35 Порядка не соответствует пункту 1 части 5 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который не содержит таких ограничений.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав России) в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству и не является препятствием для выдачи листка нетрудоспособности и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за ребенком в возрасте до 7 лет в случае наличия у данного ребенка заболевания, требующего оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) против удовлетворения заявления не возражали и поддержали изложенные в нем доводы.
Л., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минтруда России С., представителя Минздрава России А., представителя Минюста России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит требования подлежащими удовлетворению.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение части 5 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N
Согласно действующей редакции части 5 статьи 13 названного выше федерального закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, которым в силу пункта I Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, является Минтруд России.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, перечисленные в части 1 статьи 2 этого закона, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, которые являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2). Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (пункт 2 части 1 статьи 5). Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается застрахованному лицу за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием (пункт 1 части 5 статьи 6).
Таким образом, федеральный законодатель связывает необходимость осуществления ухода за больным ребенком с периодом лечения этого ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N
Из содержания приведенных законоположений следует, что комплекс медицинских вмешательств, выполняемых медицинским работником по отношению к пациенту при проведении лечения, осуществляется в том числе в целях устранения или облегчения проявлений заболевания или заболеваний, а также состояний пациента.
Следовательно, необходимость осуществления ухода за больным ребенком может быть обусловлена лечением заболевания (заболеваний) либо устранением, облегчением состояний пациента или медицинским вмешательством, выполняемым по назначению медицинского работника в целях восстановления или улучшения здоровья ребенка, а также в иных целях, предусмотренных пунктом 8 статьи 2 Основ охраны здоровья.
Пункт 35 Порядка, связывая выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет с периодом лечения острого заболевания или обострения хронического заболевания, вступает в противоречие с пунктом 1 части 5 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», поскольку ограничивает право заявителя на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности в иных случаях ухода за ребенком при его лечении в амбулаторных условиях или при оказании медицинской помощи в условиях стационара при совместном пребывании с ребенком.
На основании изложенного абзац второй пункта 35 Порядка в части, не допускающей выдачи листка нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Л. удовлетворить частично.
Признать недействующим абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, в части, не допускающей выдачу листка нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях по всем случаям ухода за этим ребенком, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА