Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 03-01-15/9-259
Вопрос: ООО планирует осуществлять следующие услуги населению:
- услуги, оказываемые медицинским персоналом на дому;
- услуги, оказываемые стоматологическим подразделением;
- услуги, оказываемые в поликлиниках.
Вправе ли организация при наличных расчетах с клиентами не использовать ККТ, а применять бланки строгой отчетности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения бланков строгой отчетности организациями, оказывающими платные стоматологические услуги населению, и сообщает.
В соответствии с "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
"Пунктом 2 ст. 2" Федерального закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено "Положение" об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
"Положением" установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в "п. 3" Положения.
Таким образом, если иное не предусмотрено "п. п. 5" - "6" Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные "п. 3" Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.
При этом обращаем внимание, что Общероссийский "классификатор" услуг населению ОК 002-93, утвержденный "Постановлением" Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин