Из истории финансово-экономического образования в Российской империи
В России в XVIII веке начала развиваться система обучения купцов, ставшая в дальнейшем основой для коммерческого и торгового образования, целью которого была подготовка специалистов, способных решать экономические проблемы государства и общества.
А. В. ПАЧКАЛОВ, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России
В условиях разворачивающейся модернизации проявилась острая нехватка специалистов, разбирающихся в вопросах коммерции и в других отраслях экономики. Чтобы решить проблему, в России стали открываться коммерческие учебные заведения.
Значительный импульс становлению образования в России дали реформы Петра I. Первого октября 1715 года в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы (образованной в 1701 году) была создана Морская академия, или Академия морской гвардии, — военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Академия стала научным центром, особенно в области математики.
Позже на развитие образования в России повлияло создание в 1725 году Академии наук. Подъему высшего технического образования способствовало возникновение в 1773 году Горного училища, которое должно было обеспечить страну кадрами по добыче и переработке руд. С 1804 года Горное училище именовалось Горным кадетским корпусом, с 1834 года — Институтом корпуса горных инженеров, а с 1866 года — Горным институтом.
Первые школы экономики
У промышленников, торговых людей особенно остро ощущался недостаток коммерческих знаний. Требовалось профильное образование, в развитие которого свой добровольный вклад вносили прогрессивные представители общества.
В 1790 году московский издатель П. М. Пономарев перевел и издал один из первых учебников по бухгалтерии "Почтенный купец, или Бухгалтерия, показующая каким образом производить собственной, по коммисиям и товарищеской торг, как в государстве, так и вне онаго, водою и сухим путем; Состоящая в трех частях 1) в мемориале, 2) в журнале и 3) в главной книге, и преподающая в трех-годичном производстве онаго торга ясныя и подробныя наставления, по коим легко могут как незнающие бухгалтерской науки научиться оной, так и сообразующиеся с теми купеческими оборотами, каковы здесь как бы в практике находятся, иметь совершенную исправность и избегать всех погрешностей в торговых своих записках«[1].
Важную роль в становлении собственно коммерческого образования в России XVIII века сыграли известный промышленник Прокофий Акинфиевич Демидов, оказавший финансовую поддержку, пожертвовав значительную сумму в 205 тыс. рублей на нужды просвещения, сподвижник Екатерины II Иван Иванович Бецкой[2]. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.
На основе составленного И. И. Бецким «Плана воспитательного училища из купеческих детей для коммерции» в Москве 6 декабря 1772 года указом Екатерины II при Воспитательном доме было учреждено первое в России коммерческое училище (до перевода в Санкт-Петербург, с 1779 до 1800 года, училище называлось Демидовским). Долгое время оно оставалось единственным коммерческим учебным заведением в стране. Основной целью училища была подготовка детей для торговли и промышленности, учеников готовили к работе на мануфактурах и в сфере торговли.
В училище на средства П. А. Демидова обучалось около ста купеческих детей, всего с 1773 по 1800 год — около 480 человек. В нем велось преподавание иностранных языков, коммерческой арифметики и бухгалтерии. Ученики готовились к занятию таких должностей, как бухгалтер, контролер, приказчик и др. Воспитателями в училище были иностранцы, обязанные говорить с учащимися на своем языке. Воспитанников первоначально набирали в Санкт-Петербурге и отправляли на обучение в Москву.
При Павле I училище было переведено в Петербург, передано в ведомство императрицы Марии Федоровны и стало называться Петербургским коммерческим училищем. Теперь оно официально готовило кадры чиновников по финансовому ведомству. Директорами и инспекторами училища назначались чиновники различных министерств. Училище пользовалось покровительством министров финансов, а также придворного банкира А. Л. Штиглица. Кроме бухгалтерии в старших классах преподавались коммерческие сведения, статистика, технология, коммерческая география, коммерческая арифметика, политическая экономия, торговое, вексельное и морское право.
Однако
Вместе с тем весь XVIII век основной формой подготовки чиновников для финансовых учреждений Российской империи оставалась служба, а не коммерческое образование.
Реформы Александра I
Развитие системы академического образования продолжилось в начале XIX века, во время реформ императора Александра I (годы правления
В университетах Российской империи в первой половине XIX века стали преподавать финансово-экономические дисциплины. Основной среди них была камералистика — наука об управлении государственным хозяйством, сборе податей на основе юридических норм. В ее составе изучали также сельское хозяйство, лесоводство, горное дело, коммерцию. В одно время с камералистикой в университетские курсы стали включать статистику, политическую экономию и «финансию», то есть науку о финансах. В основном финансово-экономические дисциплины в это время преподавались немецкими правоведами и экономистами, приглашенными для работы в Россию. В 1820–1840-е годы на смену немецким профессорам, читавшим лекционные курсы на латинском и немецком языках, пришли отечественные преподаватели из числа выпускников российских университетов.
Ожидаемо наибольшее развитие финансово-экономические дисциплины получили в обеих столицах. В Московском университете начало чтения курсов финансово-экономических дисциплин связано с именем немецкого профессора Х. А. Шлецера. В Санкт-Петербургском университете благодаря профессорам К. Ф. Герману и И. Я. Горлову развитие получило преподавание статистики. Политическая экономия читалась в самом престижном лицее того времени — Царскосельском (Александровском), открытом в 1811 году. Многие из выпускников лицея впоследствии заняли важные посты в министерствах, стали известными экономистами и крупными чиновниками (среди них — М. Д. Княжевич[3], Д. М. Сольский[4], М. Х. Рейтерн[5], Е. И. Ламанский[6] и многие другие).
В 1801 году по инициативе Московского купеческого общества было решено учредить Московское коммерческое училище, что воплотилось в жизнь в 1804 году. Важнейшую роль в его создании сыграл М. П. Губин, московский городской голова в
В Московском коммерческом училище обучалось около 80 человек, из них примерно половина получала образование на средства московского купечества — им назначалась стипендия. В заведение принимали сыновей купцов и представителей других сословий (как правило, мещан) не моложе десяти лет. Постепенно количество обучающихся увеличивалось. Всего за время его существования курс окончили 1588 человек.
В это же время был образован класс коммерческих наук при гимназии в Смоленске, созданный на средства местного купечества, который просуществовал с ноября 1804 по июнь 1812 года. Первоначально в классе обучались девять мальчиков из небогатых мещанских семей, получавших подготовку для работы в торговых заведениях.
В 1810 году в Москве было создано еще одно учебное заведение — Московская практическая академия коммерческих наук. Ее основателем стал крупнейший русский основоположник и теоретик современной системы бухгалтерского учета Карл Иванович Арнольд
Академия возникла на базе коммерческого пансиона, основанного К. И. Арнольдом, и находилась в ведении Московского университета. Устав заведения был подписан императором Александром I только после того, как был сформирован из пожертвований капитал (более 10 тыс. руб.), достаточный для ее функционирования. Финансирование производилось первоначально предпринимателями, в том числе ее попечителями — представителями московского купечества.
В дальнейшем учебное заведение было передано в ведение министерства финансов. По учебному плану предполагалось изучение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин, то есть давалось среднее образование с коммерческой подготовкой. Большое внимание уделялось изучению языков (русского, немецкого и французского), математике и бухгалтерии. По сравнению с Московским коммерческим училищем в Московской практической академии коммерческих наук несколько больше внимания уделялось практической подготовке. Расцвет деятельности академии пришелся на рубеж
В начале XIX века в Российской империи были открыты две коммерческие гимназии: Таганрогская (1806 год) и Одесская (1809 год). В конце XIX века была предпринята попытка реорганизовать Одесское коммерческое училище в Одесский коммерческий институт, однако это не удалось реализовать.
Время прогресса
На время великих реформ Александра II (годы правления
В учебных планах всех юридических факультетов российских университетов сохранялись политическая экономия, статистика, финансовое право. Вместе с тем в пореформенную эпоху в учебные планы историко-филологических факультетов была включена политическая экономия.
В это время возросла и роль провинциальных университетов — особенно Киевского, Казанского, Харьковского. Происходило обновление профессорско-преподавательского корпуса — профессора николаевской эпохи уходили в отставку, на смену им приходили более молодые преподаватели, в основном разделявшие либеральные идеи. Многие преподаватели наряду с научной деятельностью принимали участие в предпринимательской деятельности, а также служили в финансовых ведомствах. Занятия со студентами в это время становились более приближенными к практической деятельности. Следуя за потребностями хозяйственного развития страны, в университетах вводили новые учебные дисциплины. К крупнейшим университетским специалистам в области науки о финансах принадлежали академик И. И. Янжул и его ученик профессор И. Х. Озеров.
Во второй половине XIX века к коммерческому образованию постепенно усиливалось внимание купечества, которое стало активнее участвовать в открытии новых учебных заведений.
В 1869 году начало работу коммерческое училище в важнейшем торговом центре юга России — Одессе. В 1883 году было создано Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества. Это учебное заведение оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, создаваемыми государством, и новыми коммерческими училищами, создававшимися общественностью. Важнейшую роль в создании училища сыграл московский финансист и промышленник Н. А. Найденов. В числе жертвователей училища были и другие промышленники — И. Н. Коншин, И. А. Лямин, И. С. Мальцев, Т. С. Морозов и др.
В учебный план училища входили такие специальные предметы, как основы политической экономии, бухгалтерия, счетоводство, товароведение, история торговли, коммерческая география и статистика, коммерческая корреспонденция, коммерческие вычисления.
Программа политической экономии включала в себя основные понятия этой науки, денежное обращение, кредит, распределение доходов, потребление. На занятиях по бухгалтерии ученики знакомились с теорией счета, формами хозяйства и их влиянием на счетоводство, торговым счетоводством. Уделялось внимание ведению бухгалтерских книг. На занятиях по коммерческой арифметике давались сведения о вычислении вексельных и товарных процентов, монетных вычислениях и т. п.
Первоначально курс обучения был рассчитан на семь лет, а позже училище стало восьмиклассным. За двадцать пять лет деятельности заведение выдало более тысячи аттестатов. В нем работало около пятидесяти учителей, большинство из которых служили преподавателями в Московском университете. Среди них — известные ученые в области политической экономии, статистики и финансового права: П. И. Новгородцев, М. Н. Соболев, А. А. Боровой, Н. Н. Шапошников, М. А. Покровский, А. Ф. Фортунатов и др. Уже в конце XIX века Московское Александровское коммерческое училище стало одним из наиболее престижных учебных заведений.
На государственные рельсы
Вместе с тем к началу 1890‑х годов в Российской империи было не более 10 учебных заведений коммерческого типа: Московское коммерческое училище ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества, Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук в Москве, Одесское коммерческое училище, частные коммерческие училища Видемана и Штюрмера, а также частные курсы коммерческих наук и коммерческих знаний в Санкт-Петербурге.
Юридическое оформление системы коммерческого образования было положено Законом «О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищ Министерству финансов», принятым в 1894 году. Все коммерческие учебные заведения выводились из-под контроля Министерства народного просвещения и передавались в ведение Министерства финансов. Тем же законом министру финансов было поручено для распространения в империи коммерческих знаний выработать «положение о коммерческих учебных заведениях разных типов».
1896 год стал рубежным в развитии коммерческого образования в Российской империи. 15 апреля этого года было принято Положение о коммерческих учебных заведениях, а государство стало проводить целенаправленную политику по развитию сети коммерческих учебных заведений, работа которых была унифицирована в соответствии с потребностями государства. Документом были определены типы коммерческих учебных заведений: торговые классы и школы, курсы коммерческих знаний, коммерческие училища и институты.
Проект Положения был подготовлен Министром финансов графом С. Ю. Витте[7], отмечавшим: «...Постановка коммерческого образования должна быть признана одной из главнейших мер успешного развития нашей внутренней и внешней торговли. Торговля эта страдает существенными недостатками, на устранение которых должно быть обращено самое серьезное внимание. Устранению этих недостатков может прежде всего помочь разумно поставленная и преследующая практические задачи коммерческая школа».
Координатором деятельности по учреждению учебных заведений коммерческого характера стало Министерство финансов, на которое была возложена функция формирования и распространения системы коммерческого образования в империи. При Министерстве финансов был создан Совет по учебным делам под председательством помощника министра финансов при участии директора Департамента торговли и мануфактур, представителя Министерства народного просвещения, Главного инспектора по учебной части и других лиц. На Совет возлагалось обсуждение методов распространения коммерческих знаний и подготовки преподавателей для учебных заведений, годовых отчетов учебных заведений, подведомственных Министерству финансов, и другие задачи. При Департаменте торговли и мануфактур, входившем в Министерство финансов, был создан Учебный комитет, председатель которого назначался лично министром финансов.
Министру финансов предоставлялось право разрешать учреждение новых коммерческих училищ. Служащим в них лицам предоставлялись те же служебные права и преимущества, какие были уже предоставлены существующим коммерческим училищам ведомства. Учебные планы и программы общеобразовательных предметов в коммерческих училищах утверждались министром финансов по договоренности с министром народного просвещения.
Говоря о развитии коммерческого образования, С. Ю. Витте подчеркивал: «У меня явилась мысль устроить высшие заведения — коммерческие и технологические университеты в России — в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов». Для активизации этого направления деятельности в составе Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов был создан специальный отдел, в состав которого вошли технолог И. А. Анапуло, химик и экономист, профессор Санкт-Петербургского университета Д. И. Менделеев, директор Департамента торговли и мануфактур В. И. Ковалевский и С. Ю. Витте. Одним из результатов этой деятельности стало создание Санкт-Петербургского, Рижского, Киевского и Варшавского политехнических институтов, которые Витте называл «коммерческими и техническими университетами», поскольку при них существовали коммерческие отделения. Особенно высоко было поставлено преподавание финансовых дисциплин в Петербургском политехническом институте, где работали известные профессора А. А. Чупров, А. Г. Гусаков, М. И. Туган-Барановский и др.
Также по инициативе С. Ю. Витте был разработан устав негосударственных высших коммерческих учебных заведений, который в форме всеподданнейшего доклада был представлен Николаю II министром народного просвещения графом И. И. Толстым в конце 1905 года. Этот доклад, утвержденный императором 3 декабря 1905 года, стал основой целой сети негосударственных высших учебных заведений, так как разрешал открывать частные курсы с программой образования выше среднего. Только за
В
Также поощрялось и возникновение соответствующих обществ. Инициатором создания в России общества по распространению коммерческих знаний стал преподаватель коммерческих наук Э. Г. Вельденберг, составивший устав общества.
Для коммерческого образования этого периода, как отмечают исследователи, была характерна «гибкость, отвечающая потребностям общества: учебные планы, программы и методы преподавания не были точно установлены и определялись свободой выбора предметов, способов преподавания и организацией учебного процесса». Это способствовало более быстрому проникновению новых идей именно в коммерческие учебные заведения, а не в гимназии и реальные училища.
Продолжение в следующем номере.
[1] Орфография сохранена.
[2] И. И. Бецкой
[3] Максим Дмитриевич Княжевич
[4] Дмитрий Мартынович Сольский
[5] Михаил Христофорович Рейтерн
[6] Евгений Иванович Ламанский
[7] Сергей Юльевич Витте — государственный деятель Российской империи. Министр путей сообщения (1892), министр финансов