Из истории финансово-экономического образования в Российской империи

В России в XVIII веке начала развиваться система обучения купцов, ставшая в дальнейшем основой для коммерческого и торгового образования, целью которого была подготовка специалистов, способных решать экономические проблемы государства и общества.

А. В. ПАЧКАЛОВ, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России

В условиях разворачивающейся модернизации проявилась острая нехватка специалистов, разбирающихся в вопросах коммерции и в других отраслях экономики. Чтобы решить проблему, в России стали открываться коммерческие учебные заведения.

Значительный импульс становлению образования в России дали реформы Петра I. Первого октября 1715 года в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы (образованной в 1701 году) была создана Морская академия, или Академия морской гвардии, — военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Академия стала научным центром, особенно в области математики.

Позже на развитие образования в России повлияло создание в 1725 году Академии наук. Подъему высшего технического образования способствовало возникновение в 1773 году Горного училища, которое должно было обеспечить страну кадрами по добыче и переработке руд. С 1804 года Горное училище именовалось Горным кадетским корпусом, с 1834 года — Институтом корпуса горных инженеров, а с 1866 года — Горным институтом.

Первые школы экономики

У промышленников, торговых людей особенно остро ощущался недостаток коммерческих знаний. Требовалось профильное образование, в развитие которого свой добровольный вклад вносили прогрессивные представители общества.

В 1790 году московский издатель П. М. Пономарев перевел и издал один из первых учебников по бухгалтерии "Почтенный купец, или Бухгалтерия, показующая каким образом производить собственной, по коммисиям и товарищеской торг, как в государстве, так и вне онаго, водою и сухим путем; Состоящая в трех частях 1) в мемориале, 2) в журнале и 3) в главной книге, и преподающая в трех-годичном производстве онаго торга ясныя и подробныя наставления, по коим легко могут как незнающие бухгалтерской науки научиться оной, так и сообразующиеся с теми купеческими оборотами, каковы здесь как бы в практике находятся, иметь совершенную исправность и избегать всех погрешностей в торговых своих записках«[1].

Важную роль в становлении собственно коммерческого образования в России XVIII века сыграли известный промышленник Прокофий Акинфиевич Демидов, оказавший финансовую поддержку, пожертвовав значительную сумму в 205 тыс. рублей на нужды просвещения, сподвижник Екатерины II Иван Иванович Бецкой[2]. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

На основе составленного И. И. Бецким «Плана воспитательного училища из купеческих детей для коммерции» в Москве 6 декабря 1772 года указом Екатерины II при Воспитательном доме было учреждено первое в России коммерческое училище (до перевода в Санкт-Петербург, с 1779 до 1800 года, училище называлось Демидовским). Долгое время оно оставалось единственным коммерческим учебным заведением в стране. Основной целью училища была подготовка детей для торговли и промышленности, учеников готовили к работе на мануфактурах и в сфере торговли.

В училище на средства П. А. Демидова обучалось около ста купеческих детей, всего с 1773 по 1800 год — около 480 человек. В нем велось преподавание иностранных языков, коммерческой арифметики и бухгалтерии. Ученики готовились к занятию таких должностей, как бухгалтер, контролер, приказчик и др. Воспитателями в училище были иностранцы, обязанные говорить с учащимися на своем языке. Воспитанников первоначально набирали в Санкт-Петербурге и отправляли на обучение в Москву.

При Павле I училище было переведено в Петербург, передано в ведомство императрицы Марии Федоровны и стало называться Петербургским коммерческим училищем. Теперь оно официально готовило кадры чиновников по финансовому ведомству. Директорами и инспекторами училища назначались чиновники различных министерств. Училище пользовалось покровительством министров финансов, а также придворного банкира А. Л. Штиглица. Кроме бухгалтерии в старших классах преподавались коммерческие сведения, статистика, технология, коммерческая география, коммерческая арифметика, политическая экономия, торговое, вексельное и морское право.

Однако 25-летняя деятельность этого учебного заведения показала, что поставленная перед ним задача — приготовить для России образованных людей на поприще торговли — не была выполнена. Из 239 принятых в это время мальчиков лишь 30 выбрали коммерцию. Это могло быть связано с такими факторами, как небольшое число специальных предметов, отсутствие русских специалистов-преподавателей, консерватизм среды и т. п.

Вместе с тем весь XVIII век основной формой подготовки чиновников для финансовых учреждений Российской империи оставалась служба, а не коммерческое образование.

Реформы Александра I

Развитие системы академического образования продолжилось в начале XIX века, во время реформ императора Александра I (годы правления 1801–1825) и деятельности «Негласного комитета». В 1803 году было образовано Министерство народного просвещения, которое разработало широкую программу создания по всей стране учебных заведений разных уровней.

В университетах Российской империи в первой половине XIX века стали преподавать финансово-экономические дисциплины. Основной среди них была камералистика — наука об управлении государственным хозяйством, сборе податей на основе юридических норм. В ее составе изучали также сельское хозяйство, лесоводство, горное дело, коммерцию. В одно время с камералистикой в университетские курсы стали включать статистику, политическую экономию и «финансию», то есть науку о финансах. В основном финансово-экономические дисциплины в это время преподавались немецкими правоведами и экономистами, приглашенными для работы в Россию. В 1820–1840-е годы на смену немецким профессорам, читавшим лекционные курсы на латинском и немецком языках, пришли отечественные преподаватели из числа выпускников российских университетов.

Ожидаемо наибольшее развитие финансово-экономические дисциплины получили в обеих столицах. В Московском университете начало чтения курсов финансово-экономических дисциплин связано с именем немецкого профессора Х. А. Шлецера. В Санкт-Петербургском университете благодаря профессорам К. Ф. Герману и И. Я. Горлову развитие получило преподавание статистики. Политическая экономия читалась в самом престижном лицее того времени — Царскосельском (Александровском), открытом в 1811 году. Многие из выпускников лицея впоследствии заняли важные посты в министерствах, стали известными экономистами и крупными чиновниками (среди них — М. Д. Княжевич[3], Д. М. Сольский[4], М. Х. Рейтерн[5], Е. И. Ламанский[6] и многие другие).

В 1801 году по инициативе Московского купеческого общества было решено учредить Московское коммерческое училище, что воплотилось в жизнь в 1804 году. Важнейшую роль в его создании сыграл М. П. Губин, московский городской голова в 1802–1803 годах. Руководил работой заведения Совет, состоявший из городского главы, его помощника, директора и четырех почетных членов из купцов. Училищу оказывала покровительство вдовствующая императрица Мария Федоровна, поэтому учебному заведению был присвоен статус Императорского. Императрица принимала самое активное участие в жизни учебного заведения: назначала директоров, попечителей и даже преподавателей. В 1806 году по ходатайству императрицы Марии Федоровны Московское общество купцов и мещан выкупило для нужд училища особняк генерала П. Д. Еропкина на Остоженке.

В Московском коммерческом училище обучалось около 80 человек, из них примерно половина получала образование на средства московского купечества — им назначалась стипендия. В заведение принимали сыновей купцов и представителей других сословий (как правило, мещан) не моложе десяти лет. Постепенно количество обучающихся увеличивалось. Всего за время его существования курс окончили 1588 человек.

В это же время был образован класс коммерческих наук при гимназии в Смоленске, созданный на средства местного купечества, который просуществовал с ноября 1804 по июнь 1812 года. Первоначально в классе обучались девять мальчиков из небогатых мещанских семей, получавших подготовку для работы в торговых заведениях.

В 1810 году в Москве было создано еще одно учебное заведение — Московская практическая академия коммерческих наук. Ее основателем стал крупнейший русский основоположник и теоретик современной системы бухгалтерского учета Карл Иванович Арнольд (1775–1845).

Академия возникла на базе коммерческого пансиона, основанного К. И. Арнольдом, и находилась в ведении Московского университета. Устав заведения был подписан императором Александром I только после того, как был сформирован из пожертвований капитал (более 10 тыс. руб.), достаточный для ее функционирования. Финансирование производилось первоначально предпринимателями, в том числе ее попечителями — представителями московского купечества.

В дальнейшем учебное заведение было передано в ведение министерства финансов. По учебному плану предполагалось изучение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин, то есть давалось среднее образование с коммерческой подготовкой. Большое внимание уделялось изучению языков (русского, немецкого и французского), математике и бухгалтерии. По сравнению с Московским коммерческим училищем в Московской практической академии коммерческих наук несколько больше внимания уделялось практической подготовке. Расцвет деятельности академии пришелся на рубеж XIX–XX веков, когда за десять лет (с 1897 по 1906 год) было подготовлено около 4,5 тысячи учащихся.

В начале XIX века в Российской империи были открыты две коммерческие гимназии: Таганрогская (1806 год) и Одесская (1809 год). В конце XIX века была предпринята попытка реорганизовать Одесское коммерческое училище в Одесский коммерческий институт, однако это не удалось реализовать.

Время прогресса

На время великих реформ Александра II (годы правления 1855–1881) пришелся особый подъем в развитии коммерческого образования. По мере усложнения хозяйственной деятельности государства в среде руководителей страны все больше распространялось мнение о необходимости образовательного ценза для чиновников финансовых ведомств. Стали публиковаться росписи доходов и расходов государства, финансовая отчетность государственных контрольных органов.

В учебных планах всех юридических факультетов российских университетов сохранялись политическая экономия, статистика, финансовое право. Вместе с тем в пореформенную эпоху в учебные планы историко-филологических факультетов была включена политическая экономия.

В это время возросла и роль провинциальных университетов — особенно Киевского, Казанского, Харьковского. Происходило обновление профессорско-преподавательского корпуса — профессора николаевской эпохи уходили в отставку, на смену им приходили более молодые преподаватели, в основном разделявшие либеральные идеи. Многие преподаватели наряду с научной деятельностью принимали участие в предпринимательской деятельности, а также служили в финансовых ведомствах. Занятия со студентами в это время становились более приближенными к практической деятельности. Следуя за потребностями хозяйственного развития страны, в университетах вводили новые учебные дисциплины. К крупнейшим университетским специалистам в области науки о финансах принадлежали академик И. И. Янжул и его ученик профессор И. Х. Озеров.

Во второй половине XIX века к коммерческому образованию постепенно усиливалось внимание купечества, которое стало активнее участвовать в открытии новых учебных заведений.

В 1869 году начало работу коммерческое училище в важнейшем торговом центре юга России — Одессе. В 1883 году было создано Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества. Это учебное заведение оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, создаваемыми государством, и новыми коммерческими училищами, создававшимися общественностью. Важнейшую роль в создании училища сыграл московский финансист и промышленник Н. А. Найденов. В числе жертвователей училища были и другие промышленники — И. Н. Коншин, И. А. Лямин, И. С. Мальцев, Т. С. Морозов и др.

В учебный план училища входили такие специальные предметы, как основы политической экономии, бухгалтерия, счетоводство, товароведение, история торговли, коммерческая география и статистика, коммерческая корреспонденция, коммерческие вычисления.

Программа политической экономии включала в себя основные понятия этой науки, денежное обращение, кредит, распределение доходов, потребление. На занятиях по бухгалтерии ученики знакомились с теорией счета, формами хозяйства и их влиянием на счетоводство, торговым счетоводством. Уделялось внимание ведению бухгалтерских книг. На занятиях по коммерческой арифметике давались сведения о вычислении вексельных и товарных процентов, монетных вычислениях и т. п.

Первоначально курс обучения был рассчитан на семь лет, а позже училище стало восьмиклассным. За двадцать пять лет деятельности заведение выдало более тысячи аттестатов. В нем работало около пятидесяти учителей, большинство из которых служили преподавателями в Московском университете. Среди них — известные ученые в области политической экономии, статистики и финансового права: П. И. Новгородцев, М. Н. Соболев, А. А. Боровой, Н. Н. Шапошников, М. А. Покровский, А. Ф. Фортунатов и др. Уже в конце XIX века Московское Александровское коммерческое училище стало одним из наиболее престижных учебных заведений.

На государственные рельсы

Вместе с тем к началу 1890‑х годов в Российской империи было не более 10 учебных заведений коммерческого типа: Московское коммерческое училище ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества, Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук в Москве, Одесское коммерческое училище, частные коммерческие училища Видемана и Штюрмера, а также частные курсы коммерческих наук и коммерческих знаний в Санкт-Петербурге.

Юридическое оформление системы коммерческого образования было положено Законом «О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищ Министерству финансов», принятым в 1894 году. Все коммерческие учебные заведения выводились из-под контроля Министерства народного просвещения и передавались в ведение Министерства финансов. Тем же законом министру финансов было поручено для распространения в империи коммерческих знаний выработать «положение о коммерческих учебных заведениях разных типов».

1896 год стал рубежным в развитии коммерческого образования в Российской империи. 15 апреля этого года было принято Положение о коммерческих учебных заведениях, а государство стало проводить целенаправленную политику по развитию сети коммерческих учебных заведений, работа которых была унифицирована в соответствии с потребностями государства. Документом были определены типы коммерческих учебных заведений: торговые классы и школы, курсы коммерческих знаний, коммерческие училища и институты.

1622530692_7190.jpg
С. Ю. Витте

Проект Положения был подготовлен Министром финансов графом С. Ю. Витте[7], отмечавшим: «...Постановка коммерческого образования должна быть признана одной из главнейших мер успешного развития нашей внутренней и внешней торговли. Торговля эта страдает существенными недостатками, на устранение которых должно быть обращено самое серьезное внимание. Устранению этих недостатков может прежде всего помочь разумно поставленная и преследующая практические задачи коммерческая школа».

Координатором деятельности по учреждению учебных заведений коммерческого характера стало Министерство финансов, на которое была возложена функция формирования и распространения системы коммерческого образования в империи. При Министерстве финансов был создан Совет по учебным делам под председательством помощника министра финансов при участии директора Департамента торговли и мануфактур, представителя Министерства народного просвещения, Главного инспектора по учебной части и других лиц. На Совет возлагалось обсуждение методов распространения коммерческих знаний и подготовки преподавателей для учебных заведений, годовых отчетов учебных заведений, подведомственных Министерству финансов, и другие задачи. При Департаменте торговли и мануфактур, входившем в Министерство финансов, был создан Учебный комитет, председатель которого назначался лично министром финансов.

Министру финансов предоставлялось право разрешать учреждение новых коммерческих училищ. Служащим в них лицам предоставлялись те же служебные права и преимущества, какие были уже предоставлены существующим коммерческим училищам ведомства. Учебные планы и программы общеобразовательных предметов в коммерческих училищах утверждались министром финансов по договоренности с министром народного просвещения.

Говоря о развитии коммерческого образования, С. Ю. Витте подчеркивал: «У меня явилась мысль устроить высшие заведения — коммерческие и технологические университеты в России — в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов». Для активизации этого направления деятельности в составе Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов был создан специальный отдел, в состав которого вошли технолог И. А. Анапуло, химик и экономист, профессор Санкт-Петербургского университета Д. И. Менделеев, директор Департамента торговли и мануфактур В. И. Ковалевский и С. Ю. Витте. Одним из результатов этой деятельности стало создание Санкт-Петербургского, Рижского, Киевского и Варшавского политехнических институтов, которые Витте называл «коммерческими и техническими университетами», поскольку при них существовали коммерческие отделения. Особенно высоко было поставлено преподавание финансовых дисциплин в Петербургском политехническом институте, где работали известные профессора А. А. Чупров, А. Г. Гусаков, М. И. Туган-Барановский и др.

Также по инициативе С. Ю. Витте был разработан устав негосударственных высших коммерческих учебных заведений, который в форме всеподданнейшего доклада был представлен Николаю II министром народного просвещения графом И. И. Толстым в конце 1905 года. Этот доклад, утвержденный императором 3 декабря 1905 года, стал основой целой сети негосударственных высших учебных заведений, так как разрешал открывать частные курсы с программой образования выше среднего. Только за 1906–1907 годы на территории империи возникло 36 частных вузов.

В 1896–1898 годах было открыто и разрешено к открытию 58 новых учебных заведений коммерческой направленности: 16 коммерческих училищ, 16 торговых школ, 15 коммерческих курсов и 11 торговых классов. Как отмечали историки, расходы по содержанию торговых классов и курсов коммерческих знаний были весьма различны и определялись в зависимости от числа слушателей (колебались от 300 до 15 000 руб.).

Также поощрялось и возникновение соответствующих обществ. Инициатором создания в России общества по распространению коммерческих знаний стал преподаватель коммерческих наук Э. Г. Вельденберг, составивший устав общества.

Для коммерческого образования этого периода, как отмечают исследователи, была характерна «гибкость, отвечающая потребностям общества: учебные планы, программы и методы преподавания не были точно установлены и определялись свободой выбора предметов, способов преподавания и организацией учебного процесса». Это способствовало более быстрому проникновению новых идей именно в коммерческие учебные заведения, а не в гимназии и реальные училища.

Продолжение в следующем номере.



[1] Орфография сохранена.

[2] И. И. Бецкой (1704–1795) — деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762–1779), президент Императорской Академии художеств (1763—1794[3]), инициатор создания Смольного института (1764) и Воспитательных домов в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) с госпиталем для рожениц.

[3] Максим Дмитриевич Княжевич (1821–1894) — шталмейстер (главный конюший) Высочайшего Двора, член-казначей Императорского русского географического общества, чиновник особых поручений при министерстве финансов.

[4] Дмитрий Мартынович Сольский (1833–1910) — русский государственный деятель, Статс-секретарь Его Императорского Величества, Государственный секретарь, действительный тайный советник 1-го класса, Государственный контролер России, председатель департамента законов и государственной экономии Государственного Совета, председатель Государственного Совета.

[5] Михаил Христофорович Рейтерн (1820–1890) — русский государственный деятель, министр финансов (1862–1878), председатель Комитета министров (1881–1886).

[6] Евгений Иванович Ламанский (1825–1902) — русский финансист, управляющий Государственным банком Российской империи, тайный советник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

[7] Сергей Юльевич Витте — государственный деятель Российской империи. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892–1903), председатель Комитета министров (1903–1906), председатель Совета министров (1905–1906). Действительный тайный советник (с 1899 года), член Государственного совета (с 1903 года).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама