Система видеонаблюдения: установка и применение

В целях осуществления мероприятий по охране труда закреплено право учреждения использовать системы видеоконтроля. Расскажем о правовых особенностях видеосъемки на рабочих местах и учете процесса оборудования учреждения видеосистемами.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Наличие видеонаблюдения на улицах, в общественных местах стало привычным. Так, положениями пункта 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, принятого Законом от 30 декабря 2009 г. № 384‑ФЗ, установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

  • в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
  • в предусмотренных законодательством случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При расширении сфер применения видеосистем камеры появились в учреждениях с целью осуществления мероприятий по охране труда. 1 марта 2022 года вступили в действие изменения, внесенные в Трудовой кодекс Законом от 2 июля 2021 г. № 311‑ФЗ. В числе новшеств было закреплено право работодателя:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда государственным инспекциям труда в субъектах России (ст. 214.2 ТК РФ).

Видеонаблюдение: права работников

Видеонаблюдение в учреждении с той или иной целью, в том числе с целью охраны труда, должно вестись открыто. В зоне действия камер следует разместить соответствующие информационные таблички.

Оборудование помещений учреждения системами видеонаблюдения должно быть документально обосновано. В этих целях рекомендуется утвердить локальный нормативный акт, в котором прописать порядок использования средств фиксации.

В документе следует указать следующие позиции:

  • с какими целями будет проводиться видеонаблюдение;
  • места размещения видеооборудования и информации о видеонаблюдении;
  • порядок использования и передачи изображений;
  • способы и сроки хранения материалов съемки;
  • защита персональных данных.

Работники должны быть уведомлены о введении в учреждении видеонаблюдения. Обязанность работодателя знакомить сотрудников с локальными нормативными актами закреплена в статье 22 Трудового кодекса.

Право работника на получение актуальной и достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте зафиксировано в статье 216.2 Трудового кодекса, вступившей в силу 1 марта 2022 года. В число таких сведений включены данные об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.

В учреждениях видеокамеры могут быть установлены в помещениях, связанных с уставной деятельностью учреждения, с производственным процессом, а также в проходах, лифтах. Таким образом, в комнатах отдыха, помещениях для переодевания использование камер запрещено. Право работников на неприкосновенность частной жизни безусловно должно соблюдаться. При этом следует помнить, что видеонаблюдение является обработкой персональных данных. Пунктом 1 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152‑ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152‑ФЗ) установлено, что сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Случаи, исключающие применение этой нормы, приведены в пункте 2 указанной статьи.

Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 152‑ФЗ). Простая расписка работника о том, что он согласен на обработку сведений не является достаточным документом.

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

  • фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись субъекта персональных данных (п. 4 ст. 9 Закона № 152‑ФЗ).

Документ может быть оформлен в письменном виде на бумажном носителе. Равнозначным признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

Обработка персональных данных без письменного согласия их обладателя, в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением установленных законодательством требований к составу сведений, включаемых в согласие, влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

При повторном нарушении — штраф в размере:

  • на должностных лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 2, 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований законодательства (ст. 87 ТК РФ).

В целях сохранения персональных данных работники должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ).

В статье 88 Трудового кодекса указаны условия передачи персональных данных работника третьим лицам. Работодатель должен соблюдать ряд требований, в числе которых:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одного учреждения в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Работодатель должен приказом назначить ответственных лиц и взять у них обязательство о неразглашении персональных данных (п. 7 ст. 86 ТК РФ, ст. 7 Закона № 152‑ФЗ).

Государственный (муниципальный) орган, юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, является оператором (п. 2 ст. 3 Закона № 152‑ФЗ).

В числе мер, направленных на обеспечение выполнения оператором обязанностей при сборе персональных данных, отметим следующие:

  • издание документов, определяющих его политику в отношении обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на пре­дотвращение и выявление нарушений законодательства, устранение последствий таких нарушений (подп. 2 п. 1 ст. 18.1 Закона № 152‑ФЗ);
  • ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства о персональных данных, в том числе с требованиями к их защите, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 Закона № 152‑ФЗ).

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей (п. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

Отражение в учете

Затраты любого учреждения государственного сектора (казенного, бюджетного, автономного) регламентированы планами финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметой для казенных учреждений). В зависимости от экономического смысла производимых расходов на приобретение товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением пожарной безопасности, осуществляется отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета с применением разных статей КОСГУ.

При отнесении расходов на осуществление приобретения, монтажа, обслуживания системы видеонаблюдения на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ учитывают экономическую сущность операции.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 10 СГС «Основные средства»). Единица учета основных средств — инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н, п. 9 СГС «Основные средства»).

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 10 СГС «Основные средства»).

Технически система видеонаблюдения — это программно-аппаратный комплекс (видеокамеры, объективы, мониторы, регистраторы и др. оборудование), предназначенный для организации видеоконтроля как на локальных, так и на территориально распределенных объектах. То есть оконечные устройства (видеокамеры, мониторы и др.), соединенные в сеть.

В то же время в пункте 45 Инструкции № 157н указано, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются.

Вместе с тем оконечные аппараты, средства визуального отображения информации (камеры видеонаблюдения, мониторы) могут быть отнесены к самостоятельным инвентарным объектам, так как срок их полезного использования составляет более 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»).

Систему видеонаблюдения, как правило, нельзя отнести к одной определенной амортизационной группе, так как отдельные ее части (оконечные устройства системы) имеют разный срок полезного использования и учитываются как самостоятельные инвентарные объекты. При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков и стоимость не является существенной (например, камеры видеонаблюдения, периферийные устройства, являющиеся оконечными устройствами сети), могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения.

Минфин России в письме от 29 января 2019 г. № 02-06-10/5107 (далее — письмо № 02-06-10/5107) пришел к выводу, что выделение из инженерных систем здания оборудования таких систем как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит как положениям Инструкции № 157н, так и положениям СГС «Основные средства».

Если приобретение оборудования для видеонаблюдения и его установка производятся в рамках одного договора, расходы отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Оконечные устройства системы учитываются в составе основных средств как самостоятельные инвентарные объекты, а монтажные работы по установке относят на увеличение их стоимости (п. 45 Инструкции № 157н, п. 15 СГС «Основные средства», письмо № 02-06-10/5107).

Принятие к учету нефинансовых активов в качестве основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции № 157н). Если система видеонаблюдения устанавливается в рамках отдельных договоров:

  • расходы на приобретение:
    • комплектующих, деталей системы видеонаблюдения (например, соединительные кабели, кабель-каналы, крепления) отражаются по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ;
    • оконечных устройств относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
  • расходы на монтажные (демонтажные) работы:
    • производимые для целей капитальных вложений в нефинансовые активы относят на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ;
    • производимые не для целей капитальных вложений следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-08-10/8681).

Расходы на проведение:

  • работ по модернизации системы видеонаблюдения отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем);
  • ремонтных работ системы видеонаблюдения относят на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Расходы отражаются в увязке с КВР:

  • 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», если работы проводятся в рамках капитального ремонта (п. 48.2.4.3 Порядка № 85н);
  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», если расходы не связаны с капитальными вложениями (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н);
  • 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями», если расходы бюджетного (автономного) учреждения связаны с реализацией бюджетных инвестиций, включенных в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства (п. 48.4.2 Порядка № 85н);
  • 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», если расходы казенного учреждения связаны с бюджетными инвестициями, включенными в сводный сметный расчет стоимости капстроительства (п. 48.4.3.4 Порядка № 85н).

ПРИМЕР 1

В целях установки системы видеонаблюдения учреждение заключило договоры со сторонней организацией на приобретение оборудования (оконечных устройств) и его монтаж, который будет производиться для целей капитальных вложений в нефинансовые активы.

Были приобретены: видеокамеры (24 000 руб.), видеорегистратор (16 000 руб.), компьютер (40 000 руб.). Стоимость монтажных работ составила 16 000 рублей.

Так как элементы оборудования имеют разный срок полезного использования, принято решение после установки принять их к учету как самостоятельные инвентарные объекты.

Согласно учетной политике учреждения при постановке оконечных устройств на бухгалтерский (бюджетный) учет затраты на их приобретение и монтажные работы относятся на формирование первоначальной стоимости этих устройств (п. 9 СГС «Концептуальные основы»).

Затраты распределяются в соответствии со сметой (спецификацией к договору или контракту, Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3)) пропорционально стоимости оконечных устройств.

Операция по приобретению оборудования и его монтажу отражается записями[1]:

Дебет 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

Кредит 0 302 31 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— получены оконечные устройства системы видеонаблюдения;

Дебет 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

Кредит 0 302 28 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

— отражены пропорционально распределенные вложения в оконечные устройства системы видеонаблюдения.

Так как стоимость монтажных работ составила 16 000 рублей, то пропорционально она распределится по объектам основных средств следующим образом:

видеокамеры (24 000 руб.) — 4 800 рублей;

видеорегистратор (16 000 руб.) — 3 200 рублей;

компьютер (40 000 руб.) — 8 000 рублей.

Оплата поставленного оборудования и выполненных монтажных работ отражается:

Дебет 0 302 31 83Х, 0 302 28 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 310, 1 304 05 228

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по увеличению стоимости основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам, работам для целей капитальных вложений».

Оконечные устройства принимаются к учету по сформированной стоимости: видеокамеры 28 800 рублей (24 000 + 4 800), видеорегистратор 19 200 рублей (16 000 + 3 200), компьютер 48 000 руб. (40 000 + 8 000), и в учете учреждения отражаются записью:

Дебет 0 101 24 310, 0 101 34 310

«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество».

На объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (подп. «г» п. 39 СГС «Основные средства»).

Дебет 0 109 Х0 271, 0 401 20 271

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации», «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит 0 104 24 411, 0 104 34 411

«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения».

ПРИМЕР 2

Учреждением заключены контракты с разными поставщиками на поставку оборудования для системы видеонаблюдения и его монтаж.

Стоимость оборудования составляет 75 000 рублей, монтажных работ — 20 000 рублей. В учетной политике учреждения закреплено, что оборудование, соединенное в одну сеть и выполняющее определенную функцию, объединяется в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств.

Расходы будут производиться для целей капитальных вложений в нефинансовые активы.

Сумма НДС, предъявленная учреждению, учитывается в стоимости оборудования и работ по монтажу (подп. 4.1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Оборудование для системы видеонаблюдения, требующее монтажа, подлежит учету в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н).

Дебет 0 105 34 347

«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 302 34 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— получено оборудование, требующее монтажа (75 000 руб.);

Дебет 0 302 34 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 340

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по увеличению стоимости материальных запасов»

— произведена оплата поставленного оборудования (75 000 руб.);

Дебет 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

Кредит 0 302 28 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

— приняты к учету услуги по монтажу системы видеонаблюдения (20 000 руб.);

Дебет 0 302 28 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 228

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам, работам для целей капитальных вложений

— произведена оплата услуг по монтажу системы видеонаблюдения (20 000 руб.);

Дебет 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

Кредит 0 105 34 447

«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»

— отражены вложения в систему видеонаблюдения в размере стоимости материальных запасов (75 000 руб.).

Смонтированная система видеонаблюдения отвечает требованиям принятия ее к учету в качестве основного средства, установленных в пункте 7 СГС «Основные средства». Первоначальная стоимость объекта основных средств будет складываться из фактически произведенных капитальных вложений (п. 15 СГС «Основные средства»):

Дебет 0 101 34 310

«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

— принят к учету объект основных средств — система видеонаблюдения (95 000 руб. =
= 75 000 + 20 000).

Налоги

Сумма НДС, предъявленная учреждению, учитывается в стоимости оборудования и работ по монтажу, так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, бюджетными (автономными) учреждениями в рамках государственного задания не признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Лимиты бюджетных обязательств, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, и субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Следовательно, расходы казенного (бюджетного, автономного) учреждения, произведенные за счет указанных средств, не включаются в базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ).



[1] Бухгалтерские записи приведены без отражения учета на счетах санкционирования расходов и на забалансовых счетах.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама