Кредиторская задолженность: отражение  в очередном году

Распространенная ситуация: электроэнергия и тепловая энергия были фактически потреблены в декабре текущего (отчетного) финансового года, но со сроком исполнения в соответствии с законодательством в очередном финансовом году. Как отразить это в бюджетном учете казенного учреждения, расскажет Татьяна Александровна ФЕТИСОВА, ведущий эксперт, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Потребление энергии

Бюджетные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта России, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (расходные обязательства), подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Статьей 219 Бюджетного кодекса предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

При приобретении электрической энергии у гарантирующего поставщика потребители осуществляют оплату в порядке, установленном постановлением Правительства России от 4 мая 2012 г. № 442«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Постановление № 442).

Положениями пункта 82 Постановления № 442 (с учетом положений пункта 81 Постановления № 442) установлено, что потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) в следующем порядке:

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 10 числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 25 числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. Если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

В соответствии с положениями пункта 33 постановления Правительства России от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 808) бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта России в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом от 27 июля 2010 г. № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до истечения последнего числа текущего месяца (п. 33 Постановления № 808);

плата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве платы за тепловую энергию в расчетном периоде, вносится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется плата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Таким образом, положениями Постановлений № 442 и 808 установлен общий размер авансовых платежей по государственному контракту — 70 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется плата, и 85 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется плата.

Итоговая оплата поставленной электрической энергии, тепловой энергии осуществляется в следующем месяце на основании соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (счет).

Пунктом 20(1) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496 (далее — Положение № 1496), установлено, что если исполнение государственных контрактов (исполнение отдельного этапа) осуществляется в декабре текущего финансового года и (или) в декабре последующих финансовых годов, то получатели средств федерального бюджета предусматривают условие об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта:

  • не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств на этот год либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год — если исполнение приходится на 1–20 декабря включительно;
  • в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год — если исполнение приходится на 21–31 декабря включительно.

Положения, регулирующие выплату получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по заключенным государственным контрактам, пункт 20(1) Положения № 1496 не содержит.

При возникновении обязанности получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения принимаются денежные обязательства.

Отражение в учете

В соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ) и Бюджетным кодексом (ст. 264.1) обязательства и факты хозяйственной жизни, изменяющие размер этих обязательств, подлежат обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности в момент их признания (совершения).

Пунктом 3 Инструкции № 157н также установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций, в том числе в части возникновения расходных обязательств и операций, их изменяющих, признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Кроме того, положениями пункта 2 статьи 10 Закона № 402‑ФЗ предусмотрена норма о недопущении пропусков или изъятия при регистрации в регистрах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, в том числе обязательств и фактов хозяйственной жизни, их изменяющих.

В бюджетном учете получателя бюджетных средств учреждения бюджетные (денежные) обязательства необходимо отразить в момент возникновения требования к субъекту учета (по факту получения услуги, выполнения работы (поступления товара)), в данном случае — в декабре текущего (отчетного) финансового года.

По нашему мнению, получатель средств федерального бюджета кредиторскую задолженность за электроэнергию и тепловую энергию, фактически потребленные в декабре текущего (отчетного) финансового года, в том числе возникшую в связи с выполнением условий порядков оплаты указанных услуг, установленных положениями Постановлений № 442 и 808, обязан отразить в бюджетном учете на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Таким образом, принятие бюджетных (денежных) обязательств в объеме лимитов бюджетных обязательств очередного финансового периода (со сроком исполнения в очередном финансовом году) отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 502 21 000 «Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год)», 1 502 22 000 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год)».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама