Особенности формирования годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год

На страницах журнала мы не раз рассматривали отдельные вопросы формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. В данной статье напомним об отдельных моментах заполнения форм, на которые следует обратить внимание при сдаче годовой отчетности за 2021 год.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Так как годовую отчетность необходимо формировать не только в электронном виде, но и на бумажном носителе, Министерство здравоохранения Пензенской области совместно с централизованной бухгалтерией в целях применения единообразного подхода при оформлении представляемой годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год разработало образец сопроводительного письма и титульного листа. Совместно с архивными работниками было определено, что нумерация отчетности производится в верхнем правом углу каждого листа карандашом (впоследствии итоговый скорректированный отчет нумеруется ручкой). Сопроводительное письмо и титульный лист не нумеруются. Если данных (числовых показателей) в отчете нет, то на бумажном носителе такой отчет (пустой) не представляется.

Были внесены определенные корректировки в рекомендации по заполнению текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» дополнили следующими таблицами: по требованию учредителя (см. таблицу 1) и финансового органа (см. таблицу 2).

Таблица 1

Информация о принятых учреждением обязательствах, оплата которых предусмотрена в 2022–2024 годах

1

2

3

4

5

Сумма обязательства, руб.

Подстатья КОСГУ

Источник финансового обеспечения (КВФО)

Плановый год исполнения обязательства

Наименование обязательства

Таблица 2

Сведения о фактическом исполнении государственного задания

№ п/п

Государственная услуга/работа

КБК (учредителя)

Исполнение показателей на 01.01.2022*

Плановый объем государственных услуг/работ на 2021 год

Фактическое исполнение по услугам/работам на 01.01.2022

% исполнения в отношении плановых показателей 2021 года

Причина неисполнения

1

2

3

4

5

6

7

*При исполнении показателей в размере 95% и выше в графе 7 ставится прочерк.

По требованию учредителя раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» был дополнен следующими таблицами (см. таблицы 3, 4, 5).

Таблица 3

Расшифровка показателей доходов будущих периодов, сложившихся на 1 января 2022 г.

1

2

3

4

5

№ п/п

Источник финансового обеспечения (КВФО)

Счет бухгалтерского учета

(19–26 разряды номера счета)

Сумма на 01.01.2022, руб.

Причина
образования

Таблица 4

Расшифровка показателей расходов будущих периодов, сложившихся на 1 января 2022 г.

1

2

3

4

5

№ п/п

Источник финансового обеспечения (КВФО)

Счет бухгалтерского учета

(19–26 разряды номера счета)

Сумма
на 01.01.2022, руб.

Причина
образования

Таблица 5

Расшифровка показателей резервов предстоящих расходов, сложившихся на 1 января 2022 г.

1

2

3

4

5

№ п/п

Источник финансового обеспечения (КВФО)

Счет бухгалтерского учета

(19–26 разряды номера счета)

Сумма
на 01.01.2022, руб.

Причина
образования

Кроме того, для удобства применения скорректирована таблица для заполнения данных по исправлению ошибок прошлых лет (см. таблицу 6).

Таблица 6

Перечень выявленных ошибок прошлых лет, отраженных в составе отчетности

1

2

3

4

5

Краткое описание ошибки

Дата ошибки в формате ММ.ГГГГ

Дата исправления ошибки в формате ММ.ГГГГ

Суммовое выражение ошибки, руб.

Строки и графы в ф. 0503773, в которых отражены показатели изменения

В раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» были внесены два существенных изменения. По требованию учредителя скорректирована таблица по проверкам.

Перечень проведенных в отчетном периоде ревизий и проверок, осуществленных органами государственного финансового контроля (УФК РФ, Счетная палата РФ, Счетная палата ПО, Минфин ПО), Министерством здравоохранения Пензенской области и ТФОМС Пензенской области, по которым выявлены финансовые нарушения (см. таблицу 7)*.

Таблица 7

1

2

3

4

5

Наименование контрольного органа

Дата окончания проверки в формате ММ.ГГГГ

Сумма выявленных финансовых нарушений, руб.

Краткое описание финансовых нарушений

Принятые меры

*В случае отсутствия в акте проверки (ревизии) выявленных финансовых нарушений во всех графах таблицы ставится прочерк.

Также в связи со вступлением в силу СГС «Нематериальные активы» в данном разделе учреждения обязаны отразить следующую информацию:

  • о наличии и размере ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, стоимости объектов нематериальных активов, которые субъект учета не вправе использовать в качестве обеспечения исполнения своих обязательств, а также перечень объектов нематериальных активов, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта учета, и их остаточную стоимость на начало и конец отчетного периода (при наличии);
  • о сроках полезного использования объектов нематериального актива (при наличии);
  • о методах начисления амортизации объектов нематериального актива (при наличии);
  • о балансовой стоимости объектов нематериальных активов, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость (при наличии).

Также до учреждений были доведены моменты, связанные с формированием отчетности, на которые нужно обратить внимание.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

Не нужно забывать про отражение показателей долгосрочных и внеоборотных активов и обязательств.

Остаток по счету 0 210 06 000
«Расчеты с учредителем»
по КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» должен коррелировать с данными по ОЦДИ, НИ и земельными участками по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (далее — Сведения (ф. 0503768)), а показатели по КВФО 2 «Собственные доходы учреждения» плюс по КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» должны быть равны или меньше этих данных. Также перечни ОЦДИ, НИ и земельных участков подлежат сверке с учредителем.

Наличие показателей по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» при отсутствии оборотов по счетам 2 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 0 401 40 121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды» в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)) недопустимо.

Отсутствие показателей по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» на конец отчетного периода недопустимо.

На забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковские гарантии отражаются только по заключенным контрактам.

Если договоры аренды (пользования) завершились в 2021 году, в том числе 31 декабря 2021 года, то данные в отчетности о таких договорах на забалансовых счетах 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование», 01 «Имущество, полученное в пользование», счетах 0 111 00 000 «Права пользования активами» и 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» не отражаются на конец года. Если новые договоры заключены в период представления отчетности, то информация о них отражается в разделе 5 текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

Показатели счета 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» сверяем со Сведениями об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), а также с оборотами по временному распоряжению в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723).

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в части расчетов с учредителем должен в 1–17 разрядах номера счета содержать нули, в части разукомплектации основных средств в 15–17 разрядах номера счета также должны быть нули.

У счета 0 401 10 176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств» в части изменения кадастровой стоимости земли или доведения до справедливой стоимости имущества аналитика по разрядам 15–17 должна содержать нули.

У счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» в части излишков имущества, оприходования материальных запасов при капремонте (металлолом) в аналитике (15–17 разряды) должны быть нули.

У счетов 0 401 10 121 «Доходы от операционной аренды» и 0 401 10 129 «Иные доходы текущего финансового года от собственности» аналитика (15–17 разряды номера счета) должна содержать нули.

Счет 0 401 20 224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом» у ссудополучателя должен содержать код вида расходов 000.

Счета 0 401 20 240 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям текущего характера», 0 401 20 250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам», 0 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям» у ссудодателя должны содержать код вида расходов 000.

Счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в части списания материальных запасов (214, 223, 226, 267, 272, 263) — с КВР 000.

Отражение кода вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (должен быть 000) в разделе 1 Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее — Справка (ф. 0503710)) в 15–17 разрядах номера счета по расходам по счетам 0 401 20 241 «Расходы по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям», 0 401 20 251 «Расходы на безвозмездные перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям», 0 401 20 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» (214, 267 и т. п.) недопустимо.

Наличие показателей в разделе Справки (ф. 0503170) отчета по счетам группы 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» при отсутствии соответствующих данных в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее — Отчет (ф. 0503721)) и Сведениях (ф. 0503768) (безвозмездное поступление имущества) недопустимо.

В разделе 2 Сведений (ф. 0503710) отражены показатели по подстатьям КОСГУ 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам», 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах», 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 295 «Другие экономические санкции», не формирующие себестоимость выполняемых работ услуг, что недопустимо.

Наличие показателей в разделе 1 Сведений (ф. 0503710) по счету 0 401 10 192 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» по КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» является недопустимым.

Наличие показателей в разделе 1 Сведений (ф. 0503710) по счету 0 401 10 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» по КВФО 2 «Собственные доходы» является недопустимым.

Обороты по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» по дебету и кредиту и должны быть на одинаковые суммы, но могут быть по разным КВФО.

Рассмотрим счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по КВФО 2 «Собственные доходы», 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» и 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».

Если по КВФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» расходы отнесены на КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» и КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию», аренда, пожертвования, возмещения коммуналки и т. п., то по КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» и КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» следует отразить КОСГУ 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам», 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах», 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 295 «Другие экономические санкции», некоторые виды 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам», 297 «Иные выплаты текущего характера организациям», кроме того, 271 «Амортизация», 272 «Расходование материальных запасов» по безвозмездно полученным товарно-материальным ценностям, и т. п., а также внезапно возникшим расходам, не включенным в себестоимость услуги.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово­хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Код подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат», 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» КОСГУ допускаются по КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Возврат средств по проверкам за невыполнение госзадания отражается по КВР/КОСГУ 853 «Уплата иных платежей» / 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления». Взносы по КВР/КОСГУ 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» / 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» производятся только по выплатам по КОСГУ 211 «Заработная плата», 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» и 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Также необходимо сверить строки 710 и 720 с программой исполнения бюджета (графа 5).

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

В данной форме следует обратить внимание на следующие моменты.

Несовпадение данных кредиторской задолженности в графе 11 по разделу 1 Отчета об обязательствах учреждения (далее — Отчет (ф. 0503738)) с данными графы 9 в Сведениях (ф. 0503769) (за вычетом кредиторской задолженности 2022 года).

Неотражение в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) обязательств следующих лет как в части заключенных контрактов, так и в отношении налогов на имущество, землю и транспорт за IV квартал 2021 года (без денежных обязательств).

Несовпадение данных в отчете в разделе 3 в отношении отложенных обязательств данным по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в Сведениях (ф. 0503769).

Несовпадение данных плановых показателей в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) (графа 4) с данными программного комплекса исполнения бюджета Пензенской области.

В графе 7 раздела 1 Отчета (ф. 0503738) не отражают показатели по государственным контрактам, заключенным в предыдущем финансовом году (2020) на поставки работ/услуг/товаров текущего года (отражаем их только в графе 6).

По КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 113 «Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам», 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», 340 «Стипендии», 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» отражение данных по графе 7 недопустимо.

По КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 113 «Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам», 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», 340 «Стипендии», 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» данные в графе 6 раздела 1 Отчета (ф. 0503738) не могут отличаться от данных в графе 8 раздела 1 этого отчета.

По всем КВР показатели в графе 11 Отчета (0503738) не могут быть больше показателей в графе 10 этого отчета.

Показатели по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (в части подстатьи КОСГУ 211 «Заработная плата») в графе 4 раздела 1 Отчета (ф. 0503738) должны быть равны показателям в графе 6 раздела 1 этого отчета. Если показатели графы 6 больше, чем графы 8, это допустимо.

Показатели по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в отчетах по государственному заданию (КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»), субсидиям на цели осуществления капитальных вложений (КВФО 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений») и средств по ОМС КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» недопустимы.

Показатели по КВР 406 «Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» и 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» в отчетах по государственному заданию (КВФО 4), субсидиям на иные цели (КВФО 5) и ОМС (КВФО 7) недопустимы.

В разделе 3 в графе 5 отражают извещения, опубликованные в 2021 году, по которым контракты будут заключены не ранее января.

В разделе 3 в графах 6 и 7 отражаются контракты (договора) и иные обязательства (суды, налоги IV квартала) 2022 года и позднее, графа 8 должна быть пустой у всех. В графе 7 — заключенные контракты на 2022 год и позднее в декабре, но без единственного поставщика, резерв кроме своей строки также входит и в графу 6 в общей строке.

Не надо «подгонять» сумму обязательства под остаток в кассе. Хотя в идеале по незакрытым договорам, по которым уже не будет поставок, должны быть заключены дополнительные договора под фактическую сумму. В любом случае в Отчете (ф. 0503738) не должно быть никаких минусов и превышений.

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Недопустимо:

  • отсутствие оборотов по строкам 191 и 192 (обороты по себестоимости) по госзаданию и приносящей доход деятельности и наличие по централизованной системе;
  • несоответствие данных по подстатьям КОСГУ 191–199 с Отчетом (ф. 0503768) (безвозмездное поступление имущества);
  • несоответствие данных по подстатьям КОСГУ 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям», 250 «Безвозмездные перечисления бюджетами», 280 Безвозмездные перечисления капитального характера организациям" с Отчетом (ф. 0503768) (безвозмездная передача имущества);
  • отсутствие данных по строке 302 при наличии оборотов по налогу на прибыль в Сведениях (ф. 0503769);
  • несоответствие данных по строкам 320, 360, 430, 480 и 540 соответствующим данным Баланса (ф. 0503730) с учетом активно-пассивных счетов по дебету и кредиту счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в строке 540;
  • отражение по строкам 361 и 362 движения материальных запасов в разрезе подстатей КОСГУ 341–346 (441–446), 349 (449) (отражается отдельно только движение по подстатьям КОСГУ 347 и 447);
  • несоответствие показателей по отдельным подстатьям КОСГУ данным Справки (ф. 0503710);
  • несоответствие оборотов по строкам 321 и 322 по целевым средствам данным Отчета (ф. 0503768) (счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»).

Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)

Уплата НДС и налога на прибыль отражается по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы».

Доходы от получения средств нормированного страхового запаса отражают по подстатьям КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Показатели строк 4210 «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет», 4220 «Возврат остатков субсидий прошлых лет», 4310 «Возврат средств, перечисленных в виде денежных обеспечений» и 4320 «Перечисление денежных обеспечений» выверяют на соответствие данных с Отчетом (ф. 0503737) (строки 591 «Поступление денежных средств прочие» и 592 «Выбытие денежных средств», раздел 4 по строкам 910 «Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего» и 950 «Возвращено расходов прошлых лет, всего»).

Восстановление кассовых расходов прошлых лет, в том числе возврат в текущем году остатков подотчетных сумм, дебиторской задолженности (в части КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений») от ФСС России и т. п. осуществляется с применением подстатьи КОСГУ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов».

Показатели строк 5010 «Изменение остатков средств за счет увеличения денежных средств» и 5020 «Изменение остатков средств за счет уменьшения денежных средств» (за вычетом операций по строкам 4410 «Поступление денежных средств во временное распоряжение» и 4420 «Выбытие денежных средств во временном распоряжении») выверяют со строками 710 «Внешние источники: увеличение остатков средств» и 720 «Внешние источники: уменьшение остатков средств» (по графе 9 «Исполнено плановых назначений (итого)») в Отчете (ф. 0503737) (без учета некассовых операций).


Реклама