Из истории кошельков

До появления карманов для ношения с собой ценностей, денег люди использовали головные уборы, голенища обуви, складки одежды. Не всегда это было удобно. Требовалось что­то иное. И таким предметом стал кошелек, история которого начинается в глубокой древности.

А. В. ПАЧКАЛОВ, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России

Одним из древнейших сохранившихся прообразов кошелька является находка, сделанная рядом со старейшей мумией Европы, обнаруженной в 1991 году в Восточных Альпах в результате таяния льда. Ее возраст составляет около 5300 лет. Тело Этци, или Тирольского ледяного человека, погибшего в эпоху халколита (медно-каменный век) в ходе стычки в горах, прекрасно сохранилось в леднике, как и его снаряжение. Кожаный мешочек был пришит сухожилиями к его поясу и содержал массу полезных вещей: скребок, сверло, костяное шило, сухой гриб, который использовался как трут (денежных знаков тогда в хождении еще не было).

Из античных времен

Предшественники кошельков можно заметить на древневосточных фресках (одни из первых в Древнем Египте), где присутствуют изображения сумок для переноски драгоценных камней, лекарств и других ценных предметов. Эти изделия были достаточно большими по размеру.

В Ассирии и Вавилоне в качестве кошелька использовался мешочек из ткани, носимый на поясе. Как правило, он был частью мужского костюма.

7.jpg

Подобные кошельки были распространены и в Древней Греции. Греки использовали их не только для драгоценных камней, но и для монет, чеканившихся во многих городах-государствах Древней Греции. Мягкие кошельки-кисеты с завязками стали частью парадного женского костюма.

Древние римляне первыми стали мастерить кошельки из кожи, что сделало изделия более надежными и прочными, и украсили их инкрустацией и богатой вышивкой. По изысканности рисунка можно было судить о социальном статусе его владельца. Женщины Древнего Рима не оставили красивый аксессуар без внимания. Он превратился в часть одежды.

Интересно

Слово «кошелек» произошло от слова «кошель», то есть «сумка», в свою очередь произошедшего от древнегреческого kibisis, обозначавшего мешок, принадлежащий богу Гермесу. В таком кошеле нес отрубленную голову Медузы Горгоны герой Персей.

Для переноски крупных сумм, когда требовались кошельки иного размера, использовались большие мешки. Прозвище «денежный мешок» получил древнеримский государственный деятель Марк Лициний Красс (годы жизни 115 или 114 — май 53 г. до н. э.). В Евангелии от Иоанна упоминается, что Иуда Искариот[1] переносил в мешке деньги учеников.

В древней и средневековой Японии и Китае привычных сегодня кошельков не было. Это связано с тем, что монеты в государствах Восточной Азии вплоть до XX века имели отверстия в середине и их носили на кожаном или шелковом шнурке. Однако с течением времени для кошельков в этих странах стали тоже использовать тканевые мешочки, которые носили на поясе.

В Южной Азии кошельки известны с древних времен. На древнеиндийских скульптурах часто присутствуют божества и их служители, держащие в руках денежные мешки или кошельки.

Средние века

В средневековье перечень материалов для изготовления кошельков расширился. В северных странах (в Скандинавии и на Руси) их делали не только из ткани и кожи. Применялись шкурки мелких пушных зверей (белки, бобра и других), которые долгое время сами выступали в Восточной Европе в качестве эквивалента денег.

Археологические раскопки донесли до наших дней кошельки древнего и средневекового мира. Старинные кошельки в основном находят в древних погребениях. Например, один из наиболее богатых средневековых кошельков был найден в погребении VI–VII веков в королевском кургане Саттон-Ху в Англии. При этом встречаются и утерянные кошельки вместе с их содержимым, чаще всего это небольшие клады монет.

Наибольшее количество средневековых кошельков было обнаружено в Новгороде, где благодаря климатическим особенностям хорошо сохраняются предметы из органики. Одним из древнейших найденных на территории Руси является кожаный прямоугольный кошелек, своей формой напоминающий современные изделия. Его обнаружили в Новгороде, в слое первой половины XI века. В кошельке находились весы, набор гирек-разновесов и арабский дирхем.

В ряде стран в древности и средневековье кошельком мог служить кожаный пояс шириной в ладонь, с застежкой в виде пряжки или с замком. В таких больших поясах носили не только монеты, но и табак, еду и другие предметы. На Руси их называли чере­сельник[2] или козица[3]. В наши дни подобные пояса для переноски ценных вещей (денег, документов и т. п.) часто используются туристами в качестве меры предосторожности против кражи. Внешне они могут выглядеть как обычные ремни, но содержат один или несколько скрытых карманов с внутренней стороны, обычно закрываемых на молнию.

Иногда к козицам крепилась отдельная кожаная сумка для монет, называвшаяся тюркским словом «калита» (в переводе «кожаный мешок»). В русском языке сохранилась пословица: «Калита брат, калита друг. Есть в калите, так и кума на куге» (т. е. в гостях). Такие кошельки изготовлялись в основном из кожи и украшались прорезями, аппликацией. Известны изделия из сафьяна с вышитыми золотом изображениями животных и украшенные драгоценными камнями. От этого слова происходит прозвище московского князя Ивана Даниловича (годы правления 1325–1340), данное ему, по разным версиям, за щедрость по отношению к нищим или за бережливость.

Вместе с тем кошельки были не у всех. Простолюдины могли завязать заветные монетки в угол рубахи. Западноевропейский путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в XVII веке, оставил интересные сведения о том, что небольшие серебряные монеты (Петр Первый позже назовет эти монеты «вшами») бедный люд носил во рту: «У русских вошло в привычку при осмотре и обмере товаров брать зачастую до пятидесяти копеек в рот, продолжая при этом так говорить и торговаться, что зритель и не замечает этого обстоятельства; можно сказать, что русские рот свой превращают в карман». О переносе денег во рту косвенно свидетельствует и то, что при археологических исследованиях в древних и средневековых погребениях разных стран монеты находят возле черепа, где они были оставлены покойному во время похорон (так называемый «обол мертвого», предназначавшийся для оплаты в загробном мире).

8.jpg

На Руси для переноски ценных предметов также использовались мешки, называвшиеся польским словом «мошна», которое в дальнейшем стало символом большого богатства. Мошна упоминается в различных текстах в значении «казна», «бюджет» и т. п. От слова «мошна» произошли такие выражения, как «тряхнуть мошной» — потратиться; «набить мошну» — разбогатеть; а также слово «мошенник» — человек, укравший, срезавший мошну.

Кошельки: разные по изготовлению и назначению

Развитие технологий не обошло стороной и кошельки. Они становились все разнообразнее. Мужские сумки часто изготавливались из грубой воловьей кожи и прикреплялись к ремню. Закрывались такие сумки с помощью клапана на пряжку, завязку или костяную пуговицу. В качестве пуговицы также могли использоваться охотничьи трофеи, например, медвежьи зубы или кабаньи клыки и т. п.

В средние века в Западной Европе широко распространяются изделия с лировидным каркасом. Определенное распространение они получают и на Руси. В подобных кошельках было удобно переносить не только монеты, но и гирьки для взвешивания монет и драгоценных металлов.

Получили распространение вышитые и затканные золотом и серебряными нитями кошельки с затягивающимся шнурком. Вероятно, мода на них пришла в Западную Европу с Востока.

В XII–XIII веках с ростом средневековых городов происходит увеличение специализаций кожевенников. Так, в «Книге ремесел» Этьена Буало, составленной между 1254 и 1271 годами, отмечаются различные специальности, связанные с производством сумок и кошельков.

В документах средневековых парижских гильдий упоминаются «производители сарацинских кошельков». «Сарацинские кисеты», привезенные крестоносцами из стран мусульманского Востока, стали популярными в Западной Европе в XII–XIII веках. Зачастую они украшались эмалью и миниатюрными портретами.

С Востока, вероятно, пришли и кисеты. Они использовались арабами и евреями задолго до прихода крестоносцев. Турки называли кисетом наградной мешочек золота — подарок султана чиновнику. Позже в России кисетом стали называть мешочек для табака.

В средневековой Европе также бытовали и другие кошельки. Например, поясные кошельки — омоньеры[4], предназначавшиеся для раздачи милостыни, которые по внешнему виду почти не отличались от обычных кошельков. Однако считалось, что если подавать милостыню из своего обычного кошелька, то дарующий обеднеет. Омоньеры шились из разных материалов — в зависимости от степени состоятельности их владельцев. Сделанные из кожи или ткани, они представляли собой мешочки, которые затягивались сверху на шнурок или же застегивались на пуговицы. У знатных горожан кошельки украшались кисточками, вышивкой бусинками, аппликациями. Их носили и женщины, и мужчины. Первые омоньеры датируются XII веком.

9.jpg

Известны кошельки-конверты, состоявшие из ряда карманов, по которым легко было сортировать деньги — как целые монеты, так и их обрезки. Подобные конверты также позволяли своим хозяевам безошибочно доставать мелкие монеты для подаяний.

В средние века кошельки часто служили предметом для дарения. Например, на некоторых средневековых рыцарских турнирах дамы именно их дарили выдающимся бойцам.

Некоторые кошельки были настолько дорогими, что их закладывали у ростовщика. В долговых книгах средневековья упоминаются кошельки, украшенные драгоценными металлами. Возможно, в некоторых случаях их покупка являлась для владельцев средством вложения денег. Известно, когда в 1396 году дочь Карла VI Изабеллу Французскую выдавали замуж за английского короля Ричарда II, в ее приданое включили огромное количество драгоценностей, в числе которых были «наборные золотые пояса», а также «шитые бисером и жемчугом кошельки».

В средневековых источниках сохранились сведения о том, что один нормандский дворянин носил упелянд[5], сплошь расшитый тремя тысячами золотых монет разного достоинства и разного происхождения, а его кошелек был украшен так богато, что удивлял современников — кошель не смог бы вместить и части денег, отданных за его изготовление.

С XIV века постепенно выходят из моды восточные мотивы. Начинают ценить не просто богато украшенные вещи с обилием золота и драгоценных камней, а предметы аккуратные и изящные. Вместо восточных мотивов на кошельках начинают изображать орнаменты нового типа — звездочки, кружки, квадратики и т. п.

Постепенно использование кошельков в высших имущественных классах распространяется и на средний класс. В XVI веке кошельками пользовались уже не только представители знати, но и цеховые ремесленники, и сельчане.

Сохранявшиеся и после XVI века изысканно украшенные кошельки ассоциировались с легкой жизнью, с игрой в карты и другими азартными играми. Но были и другие кошельки — ассоциировавшиеся с экономией. В XVII веке в рисунке вышитых кошельков часто использовались изображения желудей, являвшихся аллегорией экономии и процветания. Появились кошельки из ореховой скорлупы, украшенные вышивкой. Вмещавшие из-за малых размеров всего лишь несколько монет, они являлись аллегорией того, что из крошечных желудей вырастают могучие дубы.

В начале XVII века размер кошельков резко уменьшился, стали исчезать тяжеловесные объемные украшения. Все чаще встречались сравнительно небольшие изделия. Самые простые из них были сделаны из двух кусков ткани или кожи, имели квадратную или вытянутую форму, затягивались шнурками, в качестве украшений использовались крупные кисти и грозди кисточек поменьше. Некоторые кошельки имели изогнутую закругленную металлическую рамку с застежкой или замком. Среди дошедших до наших дней экземпляров того времени встречаются как изготовленные в мастерских, так и самодельные.

Вышитые кошельки XVII века особенно ценились за живость вышивки и ее миниатюрность. В это время обучение девочек вышиванию уже было важной частью домашнего образования, тогда же рисунки для кружева и вышивки распространялись благодаря изданиям с образцами. В Западной Европе Нового времени часто на кошельках использовались изображения различных растительных орнаментов (цветы, ягоды и т. п.), а также библейских сцен.

Женские кошельки постепенно изменились, приняв форму небольшой сумочки на длинном шнурке, прикрепленной к запястью (ридикюль). Мужские кошельки видоизменились после появления одежды с карманами и широкого распространения бумажных денег.

В XVII веке кошельки изготовляли в основном из коровьей или конской кожи. В то время в обиходе появился термин «бумажник», обозначавший сумку для бумаг. Но только в ХIХ веке, когда широко распространились бумажные деньги, бумажник стал синонимом кошелька. В русском языке для одной из разновидностей кошелька использовали термин «портмоне» (от французского porte-monnaie — «носить деньги»).

Вор не дремлет

Чтобы защитить кошельки от воровства, предпринимались определенные меры. Кошельки прятали под верхней одеждой, снабженной специальными прорезями для рук на уровне пояса. В западноевропейских музеях представлены сохранившиеся средневековые кошельки с металлическим каркасом, которые крепились на поясном ремне. Срезать такие сумки было сложно, так же как и запустить в них руку. Ведь для того чтобы достать содержимое, надо было оттянуть кольцо устья сумки перпендикулярно телу владельца. В охранных целях к кошельку могли прикреплять и специальные бубенчики.

Герой «Зимней сказки» Уильяма Шекспира говорил: «Все слушали песню моего малого, и пока они находились в таком отупелом состоянии, я почти все их кошельки, туго набитые для праздника, прикарманил».

Воровство кошельков изображено на различных картинах — например, в работах Питера Брейгеля Младшего «Христос, изгоняющий торгующих из храма» и «Крестьянский праздник у гостиницы», Босха «Фокусник» и многих других.

10.jpg

С XVI–XVII столетий, когда в европейской одежде стали все больше распространяться карманы, кошельки на поясе перешли в основном в атрибут женской одежды, так как женские платья карманов не имели. Эти кошельки предназначались не только для монет, но и для ключей, молитвенников, писем и прочих некрупных предметов. В основном их носили под верхней юбкой, в которой делали специальный прорез для доступа.

Новая история

Как правило, вещи отражают свое время. Бумажники и кошельки XIX века стали разнообразнее. В начале века в моду вошли бумажники продолговатой формы с металлической оправой и кошельки шестиугольной и восьмиугольной форм. Они имели два отделения и застежку. Их основой служили картон или плотная бумага, покрытая кожей, а также белым или цветным атласом. Внешнюю сторону кошелька часто украшали разнообразными бисерными вышивками. Для этого времени характерны орнаменты в виде венков, гирлянд из садовых и полевых цветов, сложных букетов. В XIX веке кошельки, украшенные бисером, часто встречались в России. В 1820–1830-е годы широкое распространение получили комплекты бумажников с записными книжками.

В конце XIX века в Западной Европе некоторое время были популярными кошельки-раковины, сделанные из цельных или обрезанных раковин моллюсков. Зачастую эти кошельки подвергались дополнительной обработке: шлифовке и полировке, подшивке для нанесения рисунков, личных имен. Большинство карманных кошельков предназначались для ношения в кармане или сумочке; однако некоторые из них могли использоваться как ожерелья. Вследствие небольшого размера в подобных кошельках можно было хранить лишь несколько монет (например, золотых) или ключей и небольших предметов. Многие из этих кошельков сохранились до настоящего времени в хорошем состоянии. Это говорит о том, что они не предназначались для повседневного использования.

Часто символической была и форма кошелька. Во многих странах мира жаба — символ богатства, поэтому, например на Украине, широко распространились кошельки в виде жабы, так как считалось, что жаба помогает сохранить и преумножить богатство.

В XIX и в начале XX века продолжилось изготовление и использование особых кошельков для подачи милостыни. Среди них были кошельки из металла, керамики и бисера, а их форма была символической. Форма сердца олицетворяла искренность, форма в виде семечка символизировала добрые плоды, приносимые подачей милостыни. У таких кошельков перед обычными было существенное преимущество: деньги можно было доставать быстро, не роясь, как это часто бывает, когда пытаются отыскать мелочь. Часто на кошельках присутствовали соответствующие надписи: «Дорога милостыня во время скудости», «Просит убогий, а подаешь Богу», «Дар принял тот, кто достойному дал», «Скупой богач беднее нищего», «Милостивому человеку и Бог подает», «Одною рукой собирай, а другой раздавай», «Суд без милости не сотворившему милости», «Если хочешь иметь — отдавай» и другие.

XIX век ознаменовался строительством железных дорог и пароходов. Идя в ногу с потребностями покупателей, шорники стали производить товары, предназначавшиеся специально для путешествий. Сундуки для перевозки ценных вещей начали делать с плоским верхом (округлый был неудобен для перевозки), а также появились сложные замки для сумок. Часто такие замки перевозили отдельно от сумок, в багажном вагоне. Некоторые кожаные кошельки изготавливались с секретом — их сейфовый замок можно было открыть только при определенной комбинации движков. В 1880-х годах в широкий обиход вошли кожаные сумки на длинном ремне через плечо. Большим спросом пользовались также дорожные сумки для перевозки драгоценностей и денег.

Двадцатый век — век скорости и перемен — с самого начала придал изменениям в моде на фасоны сумок и кошельков чрезвычайную интенсивность. В целом это движение, отраженное в многочисленных буклетах и модных журналах, можно охарактеризовать как лавинообразное нарастание разнообразия. Первая мировая война изменила мир и моду. Перестали действовать строгие ограничения в моде, существовавшие ранее. В XX веке использовались как старые, так и новые, самые разнообразные модели кошельков. Среди них — кошельки на зажимах или кнопке, монетницы, в которых монеты разного достоинства и размера укладывались одним нажатием пальца, и многие другие. Женская мода заимствовала детали мужского обихода. Например, металлическая сумка-кошелек, распространившаяся в странах Европы и Америке в первой половине XX века, родилась из мужского портсигара.

Еще более разнообразными стали материалы и инкрустация кошельков. Некоторые кошельки делались из кожи экзотических животных (страуса, ската, крокодила, морской и речной змеи и т. д.) или украшались драгоценными камнями, кристаллами Сваровски. Большое распространение получили кожаные кошельки, имитировавшие кожу ящерицы, змеи или крокодила, производившиеся известной компанией «Гермес». Широко распространились кошельки, изготовленные из разных видов пластмассы. Они служили заменой дорогих материалов, таких как слоновая кость и панцирь черепахи.

Самый дорогой кошелек (сумка), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, стоит 3,8 млн долларов. Этот аксессуар от House of Mouawad из Дубая называется «1001 Nights Diamond Purse». Он выполнен в виде сердца и инкрустирован 4517 бриллиантами (105 желтых, 56 розовых и 4356 бесцветных). Общий вес драгоценных камней — 381,92 карата. Кроме того, в кошельке имеются элементы, изготовленные из 18-каратного золота.

11.jpg

Обладатели кошельков приспосабливали их к своему образу жизни. Так, байкеры носили их на цепи, чтобы не потерять во время езды на мотоцикле. В 1970–1980-е годы эту моду продолжили панки, а за ними в конце 1980 — начале 1990-х годов — поклонники моды в стиле гранж (подстиль в альтернативном роке) и тяжелый металл.

В конце XX века в России для переноски мелких ценных вещей широкое распространение получили так называемые борсетки (барсетки) — небольшие мужские сумки, носимые в руках или через плечо. Название происходит от французского boursette — «сумочка», которое в свою очередь было образовано от итальянского bourse — «кошелек».

Еще одна версия появления и быстрого распространения слова «борсетка» в русском языке следующая. В конце XX века в России были особенно популярными кожаные сумки типично итальянского дизайна и турецкого производства, которыми был наполнен рынок. На их этикетках было написано borsetta, ставшее «борсеткой».

В начале XXI века в России возникла стойкая ассоциация борсеток с безвкусицей и «новорусским стилем» начала 1990-х годов.

Современные бумажники и кошельки также идут в ногу со временем. В них предусмотрены отделения не только для наличных денег, но и для банковских и дисконтных карт.

Появились нематериальные кошельки — электронные. Это следствие распространения электронных денег и расчетов в сети Интернет.

Электронные кошельки различаются размерами комиссии за перевод денег, поддерживаемыми валютами (рубли, доллары, евро и т. п.), степенью безопасности личных данных и переводов. Они гарантируют недоступность захвата средств мошенниками. В отличие от пластиковых карт, реквизиты которых могут быть перехвачены, электронные кошельки обеспечивают более безопасные расчеты через интернет. Разработчики применяют самые современные криптографические технологии. Все транзакции строго конфиденциальны, и информация о них недоступна посторонним. При этом каждая транзакция фиксируется в базе данных платежной системы, и всегда есть возможность доказать, что тот или иной платеж был произведен. В отличие от других переводов электронные кошельки не ограничивают минимальную и максимальную сумму платежей, то есть перевести можно любую сумму.

Вместе с тем электронные кошельки имеют и недостатки. Например, во-первых, это отсутствие устоявшегося правового регулирования их деятельности. Во многих государствах еще нет однозначного отношения к электронным деньгам. Во-вторых, несмотря на портативность, электронные деньги нуждаются в специальных инструментах хранения, и при физическом уничтожении носителя электронного кошелька невозможно восстановить его денежную стоимость. В-третьих, в теории возможны хищения электронных денег посредством инновационных методов.

Примером электронного кошелька в России можно назвать транспортную карту.

Интересно

Традиция дарить кошельки своим избранницам на помолвку возникла в средние века и сохранялась до начала XX века. Это рассматривалось как символ будущего материального благополучия семьи. Такие кошельки сохранились в Музее средневекового искусства в бывшем аббатстве Клюни в Париже, в Музее истории тканей в Лионе и других городах. На таких изделиях часто изображались элегантные мужчины и женщины. Различные сюжеты рыцарской литературы также часто служили темами для вышивок (влюбленные, чудовища и др.).

Объект искусства

Кошельки нашли свое отображение на фресках и картинах, имея при этом важное смысловое значение. Например, на известной картине Рембрандта «Даная» это символ божественной милости — в него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.

Кошелек часто служил символом благосостояния на картинах Нового времени. Так, мешочек, прикрепленный к поясу, занимает важное место в портрете известного мецената и государственного деятеля Лоренцо Великолепного из династии Медичи кисти Джорджо Вазари. Сумки-кошельки этого времени представлены и в книгах той эпохи. Например, многочисленные изображения кошельков можно увидеть в книге Чезаре Веччелио «Старинная и современная одежда различных частей света», изданной в Венеции в 1590 году. Сюжеты, связанные с кошельками, использовались в произведениях классической литературы, а также в старинных преданиях.

В средневековой Европе с кошельком или с денежным мешком часто изображался святой Гомобон Тучинго Кремонский, который жил в XII веке, был успешным ткачом, отдававшим большую часть своего дохода бедным.

Во многих странах кошелек вошел в пословицы, поговорки, устоявшиеся выражения. Например, в русском языке: «Богатый о корабле, бедный о кошеле», «В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра», «Красавица без ума — что кошелек без денег», «Не клади кошелек туда, куда рука не дотянется», «Молодость не кошелек: потеряешь — не найдешь», «Старыми руками трудно кошелек развязывать», «Умом туп, да кошелек туг» и другие.

Несмотря на отсутствие обобщающих научных каталогов кошельков разных эпох, эти предметы становились и становятся предметом отдельных научных исследований. В основном это удачным образом сохранившиеся до наших дней кошельки древности и средневековья, но бывает, что и некоторые кошельки новейшего времени вызывают большой интерес. Например, недавно был опубликован редкий кошелек из музейно-экспозиционного фонда Банка России. Этот серебряный предмет представляет интерес гравированным изображением билета внутреннего 5-процентного с выигрышами займа 1864 года. Видимо, выбор гравером темы художественного оформления для предмета, предназначенного для хранения наличности, объясняется тем, что с выигрышными билетами связывалась возможность быстрого получения богатства, финансового благополучия.

Кошельки и монетницы разных эпох представлены в собраниях различных исторических и нумизматических музеев многих стран мира. Большое количество кошельков имеется в Музее средневекового искусства в бывшем аббатстве Клюни в Париже, в Музее истории тканей в Лионе и других музеях, располагающих собраниями прикладного западноевропейского искусства. Ценные и редкие экземпляры кошельков периода Средних веков и Нового времени находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, парижском Лувре, Музее моды и костюма в Киото, Музее Барджелло во Флоренции и Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном Историческом музее в Москве и в других музеях.

Наверное, одна из наиболее представительных коллекций имеется в Нидерландах. В Амстердаме с 1996 года функционирует Музей сумок (Tassenmuseum Hendrikje), где большая часть коллекции посвящена кошелькам. Начало собранию, которое пополнялось в течение 35 лет, положила черепаховая сумочка-кошелек с перламутровой отделкой, произведенная в Германии в 1820 году, вызвавшая интерес у Хендрикье Иво, торговавшей антиквариатом.

Большинство посетителей музея — женщины, однако самым ценным экспонатом, по мнению музейных работников, является мужской поясной кошелек из козьей кожи с железными защелками, датирующийся XVI веком.

Подобные музеи позже возникли и в других странах. В настоящее время помимо Амстердама они существуют также в американском штате Арканзас (ESSE Purse Museum) и в Южной Корее (Simone Handbag Museum).

По миру распространились арт-объекты в виде кошельков. В 1994 году в австралийском городе Мельбурне был поставлен памятник кошельку из гранита и стали. Идея принадлежала Саймону Перри, эту работу скульптор подготовил для участия в городском конкурсе на самую оригинальную лавочку.

В 2008 году в деловом центре Краснодара был открыт памятник — копия Мельбурнского кошелька. Многие верят в то, что если потереть о кошелек деньги или посидеть на нем, то достаток и финансовое благополучие будут обеспечены надолго, а деньги останутся в сохранности.

Во Владимире 18 ноября 2014 года у входа в здание Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве России был установлен кошелек с надписью: «Сохраняя традиции, преумножаем будущее».

Бронзовый кошелек, установленный в 2015 году в Нижнем Новгороде, по замыслу символизирует семейный достаток, о чем свидетельствует надпись: «Стабильности и благополучия». Соответствует пожеланию и место, где размещен арт-объект — рядом расположены здания Дома бракосочетаний и одного из банков.

12.jpg

Каменный кошелек с надписью: «Жителям Петрозаводска. Будьте счастливы и богаты!» стоит в Петрозаводске на набережной Онеги. Бытует поверье, что если загадать желание и бросить в кошелек настоящую монетку, то оно сбудется.

В Калининграде кошелек расположен около развлекательного комплекса «Резиденция королей». Скульптура выполнена из камня. На ней размещена притча о прусском нечестном жадном богаче и большом кошельке, из которой родилась примета, что каждый человек, имеющий доброе сердце, потерев медную застежку кошелька, становится богаче.

И это далеко не все кошельки, размещенные на улицах городов. Есть они в Москве, в пригороде Казани на станции Юдино, в Беларуси (Брест, Гомель) и других городах мира.



[1] В христианстве один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Иоанна был казначеем общины.

[2] Чересла (мн. чресла) — поясница, крестец, или окружность тела над тазом (словарь В. Даля).

[3] Кожаный мешок, изготовленный из козьей шкуры. Мешок из шкуры, снятой дудкою (словарь В. Даля).

[4] В XIV–XV вв. кожаный мешочек для денег, прикреплявшийся к поясу; деталь мужского и женского придворного туалета при бургундском дворе.

[5] Верхняя мужская одежда различной длины для торжественных случаев, прогулок, верховой езды, появившаяся во Франции в конце XIV века.



Реклама