Ответственность сторон контракта: неустойка

Недобросовестное исполнение договоров влечет наложение санкций в виде штрафов и пеней. Виновное лицо обязано выплатить неустойку второй стороне контракта. Рассмотрим особенности ее начисления.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

В числе способов, обеспечивающих исполнение обязательств, поименована неустойка. Согласно Гражданскому кодексу неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Условие о законной неустойке, не зафиксированное в тексте договора, не является препятствием для взыскания. Ее размер может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (ст. 332 ГК РФ).

Из положений пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса следует, что неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер. Ее цель — компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником.

Ответственность сторон

Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводятся на основании гражданско-правового договора (контракта), заключенного между государственным заказчиком и исполнителем, в который должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон другая сторона вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 5, 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 44‑ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчиком могут не применяться вышеуказанные нормы. Например, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями соответствующих законов (п. 15 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Внимание!

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Отметим, если предъявленная исполнителю неустойка по контракту не соответствует требованиям законодательства, требования могут быть оспорены.

Штрафы

Штраф взимается за сам факт нарушения, поэтому применяется к единичному случаю однократно. Размер штрафа определяется по Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утвержденным постановлением Правительства России от 30 августа 2017 г. № 1042 (далее — Правила № 1042).

Если законодательством не установлен иной порядок начисления штрафа, то его размер устанавливается контрактом, в том числе рассчитывается как процент от цены контракта (ЦК), или, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент от цены этапа исполнения контракта (далее — ЦК (этапа)).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, могут быть оштрафованы как заказчик (за исключением просрочки исполнения обязательств), так и исполнитель (если нарушение не имеет стоимостного выражения). Размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

  • 1 000 рублей (ЦК не более 3 млн руб. включительно);
  • 5 000 рублей (ЦК составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. включительно);
  • 10 000 рублей (ЦК составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. включительно);
  • 100 000 рублей (ЦК превышает 100 млн руб.) (п. 6, 9 Правил № 1042).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) размер штрафа для поставщика прямо зависит от величины контракта и рассчитывается в процентном отношении к цене контракта (этапа):

  • 10 процентов (ЦК (этапа) не превышает 3 млн руб.);
  • 5 процентов (ЦК (этапа) от 3 млн руб. до 50 млн руб. включительно);
  • 1 процент (ЦК (этапа) от 50 млн руб. до 100 млн руб. включительно);
  • 0,5 процента (ЦК (этапа) от 100 млн руб. до 500 млн руб. включительно);
  • 0,4 процента (ЦК (этапа) от 500 млн руб. до 1 млрд руб. включительно);
  • 0,3 процента (ЦК (этапа) от 1 млрд руб. до 2 млрд руб. включительно);
  • 0,25 процента (ЦК (этапа) от 2 млн руб. до 5 млрд руб. включительно);
  • 0,2 процента (ЦК (этапа) от 5 млрд руб. до 10 млрд руб. включительно);
  • 0,1 процента (ЦК (этапа) превышает 10 млрд руб.) (п. 3 Правил № 1042).

Для некоторых групп исполнителей установлены особые условия.

При заключении контрактов с субъектами малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком) обязательств, преду­смотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в размере одного процента от цены контракта (этапа), но не более пяти тысяч рублей и не менее одной тысячи рублей (п. 4 Правил № 1042).

При заключении контракта с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену, размер штрафа рассчитывается в следующем порядке:

  • если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК):
    • 10 процентов НМЦК, если ЦК не превышает 3 млн рублей;
    • 5 процентов НМЦК, если ЦК составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);
    • 1 процент НМЦК, если ЦК составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно);
  • если цена контракта превышает НМЦК:
    • 10 процентов ЦК, если она не превышает 3 млн рублей;
    • 5 процентов ЦК, если она составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);
    • 1 процент ЦК, если она составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно) (п. 5 Правил № 1042).

Правилами предусмотрены штрафы для отдельных видов контрактов:

  • ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, штрафуется в размере пяти процентов от стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042);
  • неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО штраф устанавливается в размере пяти процентов от объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 11, 12 Правил № 1042).

Внимание!

В ситуации, когда невозможно определить количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг, Законом № 44‑ФЗ предусмотрено осуществление закупки по цене единицы товара, услуги (п. 24 ст. 22 Закона № 44‑ФЗ, письмо Минфина России и Минпромторга России от 2 марта 2021 г. № 24-01-06/14509 / № ЕВ-15600/08).

Если контракт заключен по итогам закупки с неопределенным объемом, то расчет неустойки (пеней, штрафов) следует осуществлять от максимального значения цены контракта (письмо Минфина России от 25 октября 2019 г. № 24-03-07/82359).

Пени

Пени — это сумма денежных средств, начисляемая на задолженность за каждый календарный день просрочки основного платежа. Таким образом, ее отличие от штрафа — регулярное изменение величины, которая прямо пропорциональна количеству дней просрочки.

Течение сроков просрочки начинается на следующий день после даты предполагаемого исполнения. Например, если срок исполнения обязательства установлен 29 ноября, то срок просрочки начинает течь с 30 ноября. Расчет пеней заканчивается в день зачисления уплаты по основному долгу.

Президиум Верховного суда России в пункте 36 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28 июня 2017 года, определил, что, если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени начисляются до момента его прекращения. Кроме пеней за нарушение сроков можно взыскать штраф за нарушение, которое стало основанием для расторжения контракта.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком пени рассчитываются в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (п. 5 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ):

П = Н × Кдп × Кс × 1/300,

где:

П — размер пеней;

Н — не уплаченная в срок сумма;

Кдп — количество дней просрочки;

Кс — ключевая ставка Банка России.

Размер пеней за нарушение контракта поставщиком составит одну трехсотую ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты пеней, от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, преду­смотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта), и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 7 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Начисление поставщику пеней без учета частичного исполнения противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса, поскольку создает преимущественные условия заказчику, которому таким образом начисляется компенсация не только за неисполненное обязательство, но и за обязательство, которое было выполнено надлежащим образом.

Исходя из норм Закона № 44‑ФЗ формула для расчета пеней поставщику будет следующей:

П = (Цк — Ои) × Кдп × Кс × 1/300,

где:

П — размер пеней;

Цк — цена контракта, отдельного этапа исполнения контракта;

Ои — исполненные обязательства;

Кдп — количество дней просрочки;

Кс — ключевая ставка Банка России.

Если на дату оплаты ключевая ставка Банка России изменилась, размер неустойки следует пересчитать.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного суда России от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.

При исполнении некоторых контрактов приемка товара, работы, услуги, а также оформление результатов могут происходить в течение нескольких дней. Минфин России в письмах от 13 апреля 2021 г. № 02-07-10/27529, от 16 марта 2020 г. № 24-03-07/19771 указал, что эти дни не входят в расчет пеней, если иное не предусмотрено контрактом.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ заключило контракт на приобретение средств индивидуальной защиты в количестве 300 единиц по 800 рублей на общую сумму 240 000 рублей. Срок исполнения контракта — не позднее 15 октября 2021 года.

Часть товара (120 единиц) на сумму 96 000 рублей оказалась бракованной. Факт поставки товаров ненадлежащего качества зафиксирован актом приемочной комиссии от 15 октября 2021 года. Негодные изделия возвращены исполнителю для замены. Допоставка произведена 25 октября 2021 года, то есть с нарушением предусмотренного контрактом срока. Начисленные пени уплачены 26 октября 2021 года.

Расчет пеней проводился по вышеуказанной формуле. При этом учитывались:

— стоимость изделий ненадлежащего качества, отбракованных заказчиком 15 октября 2021 года (240 000 — 144 000 = 96 000 руб.);

— количество дней просрочки — 10 дней (по день фактического исполнения — 25 октября 2021 года);

— ключевая ставка банка (на день оплаты 26 октября 2021 г. — 7,5 %. Установлена с 25 октября 2021 года).

П = 96 000 × 10 × 7,5 % × 1/300 = 240 руб.

Учет операций

Неустойку за нарушения в ходе исполнения контрактов можно взыскать как с поставщика, так и с заказчика, причем порядок взыскания идентичен.

Требуется зафиксировать несоблюдение условий, рассчитать неустойку. Составить требование (претензию) и направить контрагенту.

Требование об уплате неустоек не имеет утвержденной формы. Однако оно должно быть информативным, а для этого содержать следующие данные: реквизиты контракта, факт нарушения, основания для начисления неустойки, сумму неустойки и ее расчет, срок исполнения требования или направления ответа, последствия, если требование не будет исполнено.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного суда России от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводств» отмечено, что обращение должно быть подписано лицом, уполномоченным на его подписание. Полномочие лица может следовать, в частности, из доверенности, закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Для обращения в суд необходимо составить и подать исковое заявление. Порядок и сроки подачи такого заявления о возникновении спора по государственному (муниципальному) контракту не имеют особенностей и осуществляются в общем порядке.

Операции по учету неустойки отражаются в соответствии с положениями инструкций по учету для учреждений бюджетной сферы, СГС «Доходы».

Доходы от штрафов, пеней, неустоек входят в группу доходов от необменных операций. К таким доходам относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению от административных платежей и штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба в соответствии с законодательством.

В учете учреждения они признаются на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, в частности, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате неустоек (штрафов, пеней), преду­смотренных контрактом (договором, соглашением).

Суммы доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете в соответствии с документами, подтверждающими право требования (п. 32, 34, 35 СГС «Доходы»).

Для бюджетного (автономного) учреждения неустойка признается собственными доходами. Для казенного учреждения или организации, выступающей от лица государства, субъекта или муниципального образования, суммы неустойки являются неналоговым доходом бюджета и подлежат перечислению в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Минфин России в письме от 17 апреля 2020 г. № 02-06-10/31887 отметил, что отражение в бюджетном учете иных операций по штрафным санкциям, возникающим в рамках государственного контракта по бюджетным инвестициям, следует осуществлять администратору доходов федерального бюджета в лице соответствующего государственного органа, от имени которого был заключен такой государственный контракт.

В соответствии с положениями Порядка № 209н доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Если поставщик, которому предъявлена неустойка, согласен с ней, в учете заказчика ее начисление отразится бухгалтерскими записями[1]:

Дебет 0 209 41 56Х

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 401 10 141

«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

В случае разногласий сторон контракта нельзя надежно оценить сумму ожидаемых поступлений. Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности признаются доходами будущих периодов (п. 7 СГС «Доходы»):

Дебет 0 209 41 56Х

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 401 4Х 141

«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

— отражены ожидаемые доходы в сумме неустойки, предъявленной поставщику.

Если неустойка оспорена и признана в судебном порядке, то на основании вынесенного решения в учете учреждения она должна быть отражена как доходы текущего отчетного периода:

Дебет 0 401 4Х 141

«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 401 10 141

«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

— признаны доходы текущего периода по факту определения решением суда размера возмещения поставщиком.

Если суд не согласился с размером неустойки, в учете учреждения проводится корректировка на разницу:

Дебет 0 401 4Х 141

«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 209 41 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

Поступление оплаты неустойки бухгалтер запишет так:

Дебет 1 210 02 141

«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 1 209 41 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

— отражено поступление неустойки в учете казенного учреждения, имеющего полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В учете казенного учреждения, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, при поступлении оплаты неустойки бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 304 04 141

«Внутриведомственные расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 1 303 05 731

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

— расчеты по поступлениям в бюджет переданы администратору по кассовым поступлениям Извещением (ф. 0504805);

Дебет 1 303 05 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 1 209 41 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

— от администратора по кассовым поступлениям получено подтверждающее Извещение (ф. 0504805).

В учете бюджетного (автономного) учреждения поступление неустойки отражается следующими записями:

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 209 41 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

В налоговом учете признание неустойки доходом зависит от типа учреждения. Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, включаются во внереализационные доходы бюджетного (автономного) учреждения (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Внимание!

С 1 января 2022 года в контракт может быть включено условие, дающее заказчику право уменьшить сумму оплаты по контракту на размер неустойки (штрафа, пени), начисленной за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.

Эта норма появится в пункте 14 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ. Она входит в число изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Законом от 2 июля 2021 г. № 360‑ФЗ.

Казенное учреждение не признает неустойку доходом в целях налогообложения, так как заключает контракты от имени публично-правовых образований, которые на основании статьи 246 Налогового кодекса не являются плательщиками налога на прибыль. Таким образом, если одной из сторон по до­говору, заключенному казенным учреждением, выступают Россия, ее субъект, муниципальное образование, то неустойка, предусмотренная указанным договором, будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-03-06/3/57688).

Дата принятия доходов в виде неустойки в налоговом учете зависит от порядка их признания (момента учета для целей налогообложения). Главой 25 Налогового кодекса закреплены два метода — начисления и кассовый.

При методе начисления для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой принятия считается дата признания должником неустойки либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Отражение неустойки, предъявленной учреждению в связи с неисполнением обязательств по государственному (муниципальному) контракту, зависит от порядка ее признания.

В случае добровольной уплаты применяется вид расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Если учреждение оплачивает штрафные санкции по решению суда или мировому соглашению, расходы отражаются по коду вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Расходы по уплате штрафных санкций учреждение относит на финансовый результат текущего года (п. 298 Инструкции № 157н) или резерв предстоящих расходов по обязательствам, которые могут возникать из претензионных требований и исков, предъявляемых учреждению, в размере сумм штрафных санкций (если учреждение его формирует) (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Таким образом, операции по уплате предъявленной учреждению неустойки отражаются записями:

Дебет 0 401 20 293, 0 401 60 293

«Расходы текущего финансового года», «Резервы предстоящих расходов»

Кредит 0 302 93 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)»;

Дебет 0 302 93 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 293

«Выбытия денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».

В налоговом учете суммы уплаченных неустоек:

  • казенное учреждение не признает расходами для целей налогообложения прибыли (п. 48.11 ст. 270 НК РФ);
  • бюджетное (автономное) учреждение включает во внереализационные расходы и принимает к учету на дату признания либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 13 п. 1 ст. 265, подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).



[1] Бухгалтерские записи приведены без отражения учета на забалансовых счетах и счетах санкционирования.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама