Отдельные вопросы учета

В процессе деятельности учреждений и подготовки к годовой отчетности у бухгалтеров организаций бюджетной сферы нередко возникают вопросы. На них ответит М. Ю. ВАСИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, являются ли исключительные права на проектную документацию, созданную в рамках капитального строительства объектов государственной собственности, самостоятельными объектами нематериальных активов?

Ответ:

Нематериальный актив (исключительное или неисключительное право пользования результатами интеллектуальной деятельности) подлежит признанию в бухгалтерском учете, если он отвечает:

  • определению нематериального актива (п. 6 СГС «Нематериальные активы»);
  • критериям признания активов (п. 36, 37 СГС «Концептуальные основы», п. 7 СГС «Нематериальные активы»).

Нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

С учетом изложенного признание в бюджетном учете объектов нематериальных активов — исключительных прав на проектную документацию производится, если проектная документация создана в целях строительства нескольких аналогичных по назначению и проектной мощности объектов капитального строительства.

В случае когда проектная документация разработана для строительства одного индивидуально определенного объекта, затраты на ее создание в бюджетном учете не формируют объекта нематериальных активов, а отражаются в составе капитальных вложений в объект строительства (в составе затрат на создание объекта основного средства).

Первоначальная стоимость объекта основных средств, созданного субъектом бюджетного учета, формируется в соответствии с положениями пунктов 15–21 СГС «Основные средства».

Вопрос: Как отразить в бюджетном учете перечисление денежных средств поставщику на закупку мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Ответ:

При отражении в бюджетном учете операций по реализации мер социальной поддержки следует руководствоваться Инструкцией № 162н, с учетом положений Инструкции № 157н, Порядков № 85н, 209н.

В случае закупки субъектом бюджетного учета товаров, услуг с целью последующей выдачи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря в бюджетном учете субъекта бюджетного учета отражаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет (КВР 000) 1 105 35 345

«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

Кредит (КВР 323) 1 302 34 734

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов по расчетам с иными нефинансовыми организациями»

— получены материальные ценности (одежда и обувь) по контракту от поставщика (юридического лица);

Дебет (КВР 323) 1 302 34 834

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов по расчетам с иными нефинансовыми организациями»

Кредит (КВР 323) 1 304 05 345

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по увеличению стоимости мягкого инвентаря»

— произведена оплата с лицевого счета субъекта бюджетного учета поставленных материальных ценностей;

Дебет (КВР 323) 1 401 20 263

«Расходы текущего финансового года по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»

Кредит (КВР 000) 1 105 35 445

«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

— субъектом бюджетного учета исполнены обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным комплектом одежды и обуви (в сумме материальных ценностей, подлежащих выдаче по нормативу).

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, особенности отражения объектов учета аренды по договорам, заключенным на неопределенный срок. Как формируется оценка объектов учета аренды, возникающих в рамках указанных договоров, а также их последующая оценка?

Ответ:

Согласно положениям СГС «Аренда» объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных пунктами 12–14 СГС «Аренда», либо объектами учета операционной аренды, либо объектами учета неоперационной (финансовой) аренды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Обоснование бюджетных ассигнований является документом, характеризующим бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

С учетом положений Бюджетного кодекса каждый участник бюджетного процесса формирует обоснование бюджетных ассигнований, в том числе ассигнований на обеспечение выполнения функций, предусматривая расходы по содержанию имущества на очередной финансовый год и плановый период.

Пунктом 77 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено применение при ведении бухгалтерского учета принципа допущения непрерывности деятельности, который означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет, начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность, и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

Таким образом, если договор аренды либо договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок, а обоснованиями бюджетных ассигнований предусмотрены расходы на содержание такого имущества для использования его субъектом учета в целях обеспечения выполняемых им функций на весь период бюджетного цикла (три года), то возникающие объекты учета для целей бухгалтерского учета следует классифицировать в качестве объектов операционной аренды, принимая во внимание период бюджетного цикла три года и руководствуясь принципом непрерывности деятельности субъекта учета.

Корректировку учетных показателей объектов операционной аренды на неопределенный срок для целей бюджетного учета целесообразно осуществлять ежегодно при изменении оценочных значений сроков их полезного использования в случае продления сроков аренды на очередной финансовый год (очередной плановый период).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама