Есть вопросы? Отвечаем

Рассмотрим отдельные вопросы формирования резервов и учета материальных ресурсов.

М. Ю. ВАСИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Вопрос: Необходимо ли формировать резерв по искам об отмене решений по назначению социальных выплат?

Ответ:

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса публичными нормативными обязательствами являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности России, государственные должности субъектов России, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также утверждено распределение указанного объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (постатейно).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 СГС «Резервы» стандарт не применяется в отношении публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности.

С учетом изложенного в отношении определенных законодательством публичных нормативных обязательств СГС «Резервы» не применяются.

Согласно пункту 6 СГС «Резервы» резервом является обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с не наступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования.

В соответствии с пунктом 44 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности расходами признается снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем). При этом активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 СГС «Концептуальные основы»).

Как правило, результатом рассмотрения претензионных требований и исков в отношении восстановления неимущественных прав является восстановление гарантированных законодательством прав, не имеющих стоимостной оценки. При этом исключением являются претензионные требования и иски в отношении нарушения неимущественных прав, в качестве компенсации которых выступают денежные средства.

С учетом изложенного обязательства, возникающие по претензионным требованиям и искам неимущественного характера, в частности, обязательства по исковым заявлениям об отмене решений по назначению социальных выплат (отмене приказа, распоряжения о назначении), компенсацией которых не являются денежные средства, по нашему мнению, не являются объектами бухгалтерского учета (положения СГС «Резервы» не применяются).

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, как отражать в бюджетном учете материально-технические ресурсы фонда для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения при условии выпуска материальных ресурсов из резерва в форме заимствования?

Ответ:

В соответствии с требованиями статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности в том числе субъектам России — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта России). При этом имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса (ст. 214 ГК РФ).

Согласно статье 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.

Иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Согласно статье 25 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — резерв) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

При накоплении заказчиком резерва материальных ресурсов с целью хранения до момента их выпуска с хранения прав владения и пользования на них, реализуемых через потребление (использование) по назначению заказчиком резерва при выполнении возложенных функций (полномочий), не возникает.

Принимая во внимание положения пункта 144 Инструкции № 157н, материальные ресурсы, находящиеся на хранении (в резерве), не предназначенные для использования по назначению при осуществлении возложенных функций (полномочий), в бюджетном учете заказчика резерва отражаются по счету 1 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну». При этом выпуск материальных ресурсов из резерва в форме заимствования в бюджетном учете заказчика резерва отражается записью:

Дебет 1 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 1 108 56 440

«Уменьшение стоимости материальных запасов, составляющих казну».

Вместе с тем распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва следует рассматривать как закрепление за получателем (заемщиком) резерва прав владения и пользования на указанные материальные ресурсы, реализуемых через потребление (использование) указанных материальных ресурсов получателем (заемщиком) резерва по назначению при осуществлении возложенных на него функций (полномочий).

Полученные материальные ресурсы из резерва для использования по назначению в деятельности получателя (заемщика) резерва в бухгалтерском учете отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 101 00 000 «Основные средства» и (или) 0 105 00 000 «Материальные запасы».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама