Актуальные вопросы учета

Рассмотрим отдельные вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые возникают в последнее время.

Т. А. ФЕТИСОВА, ведущий эксперт, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Вопрос: Необходимо ли при заключении органом местного самоуправления соглашения (договора) на передачу полномочий по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности подведомственному муниципальному казенному учреждению, выполняющему функции централизованной бухгалтерии, соблюдение требований Закона № 44-ФЗ?

Ответ:

В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса полномочия исполнительных органов местного самоуправления (их подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее — централизуемые полномочия) могут быть переданы по решению высшего исполнительного органа местного самоуправления в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством России, финансовому органу местного самоуправления.

Согласно пункту 2 Общих требований по передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства России от 27 декабря 2019 г. № 1890 (далее — Постановление № 1890), передача финансовому органу муниципального образования централизуемых полномочий осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа местной администрации (далее — решение о передаче полномочий).

Подпунктом «д» пункта 3 Постановления № 1890 определено, что осуществление централизуемых полномочий финансовым органом местного самоуправления может выполняться непосредственно и (или) через подведомственное казенное учреждение (далее — уполномоченная организация).

Учитывая изложенное, в случае принятия решения в соответствии с положениями статьи 264.1 Бюджетного кодекса централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации — финансовому органу муниципального образования или казенному учреждению, подведомственному финансовому органу муниципального образования.

Бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи указанных полномочий на платной основе (на основании договора (контракта), заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

Кроме того, бюджетным законодательством также не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юридическим лицам (в том числе по договору (контракту)).

Если на дату принятия решения о передаче полномочий ведение бюджетного учета и (или) составление бюджетной отчетности субъектов централизованного учета осуществляются на основании договора (соглашения) иными организациями (далее — иная централизованная бухгалтерия), в целях передачи централизуемых полномочий уполномоченной организации в решении о передаче полномочий предусматриваются положения о прекращении (завершении) исполнения централизуемых полномочий иными централизованными бухгалтериями и об организации передачи субъектами централизованного учета и (или) иными централизованными бухгалтериями документов (сведений), необходимых для осуществления уполномоченной организацией централизуемых полномочий (п. 4 Постановления № 1890).

Вопрос: Возможно ли применение Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) на однотипные права пользования нематериальными активами?

Ответ:

Согласно пункту 6 СГС «Нематериальные активы» нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Единицей бухгалтерского учета объекта нематериальных активов является инвентарный объект, при этом каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный номер (п. 9 СГС «Нематериальные активы»).

В соответствии с Методическими указаниями № 52н Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета нематериальных активов. При этом в соответствии с Методическими указаниями № 52н Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) не предусматривает обязательного применения для учета групп однородных объектов нематериальных активов.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 74 СГС «Концептуальные основы» затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезности и преимуществ от ее использования.

Учитывая изложенное, если учреждению передаются однотипные права пользования нематериальными активами (например, 1500 однотипных лицензий на использование одного программного комплекса), то возникающие в бухгалтерском учете учреждения объекты учета нематериальных активов, по нашему мнению, целесообразно рассматривать как группу однородных объектов учета нематериальных активов, установив особенности ведения группового учета в рамках формирования учетной политики учреждения (по аналогии с ведением группового учета объектов основных средств в Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032)).

Реклама