Коммунальные расходы. Еще один КВР

Порядок № 85н пополнился новшествами и изменениями, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. В их числе — новый код вида расходов — 247 «Закупка энергетических ресурсов». Данный элемент будет применяться и при оплате коммунальных услуг. Рассмотрим, какие из них подпадут под его действие.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Увязка подстатьи 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ с кодом вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» при отражении расходов на оплату коммунальных услуг используется долгое время и стала привычной. Приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н (далее — Приказ № 98н) в Порядок № 85н были внесены изменения, в числе которых — введение нового элемента вида расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов».

Коммунальные услуги. Подстатья 223 КОСГУ

Для отражения операций, связанных с приобретением коммунальных услуг, Порядком № 209н предназначена подстатья 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. Перечень услуг, отнесенных к коммунальным, встречается в различных документах.

В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, пункте 20 приложения 2 к приказу Росстата от 29 сентября 2017 г. № 643 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» (далее — Приложение 2 к приказу № 643) приведены практически идентичные списки. В них поименованы услуги:

  • электроснабжения;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • газоснабжения (в том числе поставки на регулярной основе бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения (отопления), в том числе поставки на регулярной основе твердого топлива при наличии печного отопления;
  • по сбору неопасных твердых отходов (т. е. мусора).

Кроме этого, пунктом 23 Приложения № 2 к приказу № 643 в объем коммунальных услуг включается оплата услуг по установке и техническому обслуживанию приборов учета расхода газа, воды, тепловой энергии и услуг по техническому обслуживанию приборов учета расхода электроэнергии.

При ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности применяется Порядок № 209н, который определяет правила применения кодов КОСГУ. В документе дан более развернутый открытый перечень услуг. В соответствии с ним на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе:

  • оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, предоставления газа и электроэнергии, тепловой энергии, твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, обращения с твердыми коммунальными отходами:
  • оплата по тарифам коммунальных услуг;
  • оплата услуг канализации, ассенизации;
  • расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов);
  • другие расходы по оплате коммунальных услуг:
  • расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками;
  • оплата технологических нужд (работ, связанных с предоставлением коммунальных услуг, носящих регламентированный условиями предоставления коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), включенных в обязательства сторон по договору на приобретение коммунальных услуг);
  • оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям;
  • расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации;
  • расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг;
  • другие аналогичные расходы (п. 10.2.3 Порядка № 209н).

К числу других расходов могут быть отнесены расходы, связанные с негативным воздействием вредных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения. Они возникают, если сточные воды, принимаемые от учреждения в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на ее работу. Например, в лабораториях.

Пунктом 10 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.

КВР для коммуналки

Коммунальные услуги, поименованные в перечнях, имеют различный характер и предоставляются различными способами.

Некоторые из них прямо связаны с энергетическими ресурсами. Для отражения таких расходов Порядок № 85н дополнили КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Таким образом, с 1 января 2021 года появилась еще одна увязка для отражения расходов на оплату коммунальных услуг — подстатья 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ с КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов».

В описании применения КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов», данном в пункте 48.2.4.7 Порядка № 85н, указано, что он используется при отражении расходов бюджетов бюджетной системы России, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату:

  • потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
  • услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при ее наличии).

При оплате энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» не применяется.

Минфин России в письме от 17 февраля 2021 г. № 02-05-10/10752 (далее — письмо № 02-05-10/10752), рассматривая вопрос об использовании указанного элемента вида расходов классификации расходов бюджетов, напомнил о необходимости учитывать, что по КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» отражаются:

  • с 1 января 2021 года расходы по оплате договоров (контрактов) на поставку энергетических ресурсов (электрической энергии (мощности), тепловой энергии, природного газа), заключаемых с поставщиками коммунальных услуг, включая оплату кредиторской задолженности по ним (при наличии таковой), независимо от даты заключения таких договоров (контрактов), даты возникновения кредиторской задолженности по поставленным энергетическим ресурсам;
  • расходы на оплату договоров (контрактов) с теплоснабжающими организациями, пре­дусматривающих подачу (поставку) тепловой энергии и (или) теплоносителя, используемого для передачи тепловой энергии для отопления.

Часто в списках расходов на какие-либо цели на месте заключительной позиции указано — «иные расходы». В этом случае перечень считается открытым. Для КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» в пункте 48.2.4.7 Порядка № 85н приведен закрытый перечень видов энергетических и (или) коммунальных ресурсов. Поэтому для отражения по указанному элементу иных расходов, не поименованных в описании, оснований нет (письма № 02-05-10/10752, Минфина России от 3 сентября 2020 г. № 02-05-10/79715).

В письме № 02-05-10/10752 указаны расходы, относящиеся к числу иных:

  • оплата энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами, иными обо­собленными подразделениями государственных органов, учреждениями, воинскими формированиями, осуществляющими возложенные на них функции за пределами территории России;
  • оплата счетов за пользование коммунальными услугами, выставляемых управляющими компаниями организациям — собственникам помещений в многоквартирных домах, а также за содержание общего имущества многоквартирного дома, включая набор коммунальных услуг, потребляемых для этих целей;
  • оплата арендаторами (ссудополучателями) счетов, выставляемых арендодателями (ссудодателями) в возмещение стоимости коммунальных услуг, в части, направленной на обеспечение переданных в аренду (безвозмездное пользование) объектов, а также возмещение арендодателям (ссудодателям), располагающим собственной котельной, затрат на отопление, содержание котельной и иных затрат, предусмотренных договором аренды (безвозмездного пользования);
  • оплата энергосервисных договоров (контрактов);
  • оплата всех видов топлива (природного газа в баллонах, дизельного топлива, мазута, угля, дров и т. п.), кроме природного газа, поставляемого по газораспределительным сетям;
  • оплата услуг сезонных истопников, кочегаров;
  • оплата водоснабжения (поставки горячей и холодной воды).

Перечисленные расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Предвидя возникновение спорных ситуаций при отражении операций по оплате горячей воды, Минфин России дал соответствующие разъяснения в письме № 02-05-10/10752. Ведомство напомнило, что в описании применения КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» расходы на водоснабжение в условиях наличия открытых систем горячего водоснабжения, а также при применении двухкомпонентных тарифов не пре­дусмотрены.

Таким образом, расходы на водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, осуществляемое в рамках комбинированных договоров (договор на теплоснабжение и поставку воды, договор на теплоснабжение, в рамках которого осуществляется водоснабжение потребителя, иной договор, аналогичный по содержанию), следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Расчет размера платы за поставленную воду осуществляется на основании показаний приборов учета воды. Если счетчики отсутствуют, для расчета применяются определенные формулы.

Справка

Определение открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) дано в подпункте 19.1 Закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» — это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

В рассматриваемом случае двухкомпонентный тариф включает в себя следующие показатели:

  • холодная вода (кубометры);
  • тепловая энергия, затраченная на нагрев холодной воды (Гкал/ч).

В счетах на оплату энергетических и (или) коммунальных ресурсов, поставляемых в рамках вышеуказанных комбинированных договоров, суммы, подлежащие уплате за водоснабжение, рассчитанные исходя из потребленных кубометров, либо потребленных кубометров и затрат на нагрев воды, должны быть показаны обособленно. По мнению Минфина России, это позволяет соблюсти требования Порядка № 85н в полной мере (письмо № 02-05-10/10752).

Перенос остатков

Изменения, внесенные Приказом № 98н, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы России начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (п. 2 Приказа № 98н).

Справочно.

В целях правильного выбора КВР при отнесении расходов на оплату коммунальных услуг следует внимательно детализировать счета, поступившие в учреждение.

Таким образом, если по состоянию на 1 января 2021 года в учете учреждения на счете 0 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам» отражалась кредиторская задолженность в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», следовало провести ее анализ, выделить суммы, начисленные в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения и в межотчетный период перевести входящие остатки на счет 0 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам» в увязке с КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов».

Перенос входящих остатков в части показателей по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета в связи с изменением порядка применения видов расходов был рекомендован в пункте 4 письма Минфина России от 14 марта 2016 г. № 02-07-07/14989. Операция осуществляется без использования счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — прямой корреспонденцией счетов и оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833):

Дебет 0 302 23 73Х (КВР 244)

«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Кредит 0 302 23 00Х (КВР 247)

«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

— отражена корректировка входящих остатков по счету 0 302 23 000 в связи с изменением порядка применения КВР.

Аналитический код КОСГУ 00Х проставлен в кредитовом счете в соответствии с положениями Инструкций № 162н, 174н, 183н. В них указано, что при завершении финансового года по счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности, в том числе на счете 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», обороты по которым содержат в 24–26-м разрядах номера счета статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, остатки на начало очередного финансового года формируются с отражением:

  • в 24-м и 25-м разрядах номера счета нулей;
  • в 26-м разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц.

Таким образом, исходя из типа контрагента, в 26-м разряде этих счетов могут быть проставлены значения:

  • 1 — при расчетах с участниками бюджетного процесса;

  • 2 — при расчетах с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями;

  • 3 — при расчетах с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора;

  • 4 — при расчетах с иными нефинансовыми организациями;

  • 5 — при расчетах с иными финансовыми организациями;

  • 6 — при расчетах с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг;

  • 7 — при расчетах с физическими лицами, в том числе нерезидентами;

  • 8 — при расчетах с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств;

  • 9 — при расчетах с нерезидентами (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама