Особенности применения бюджетной классификации  в 2021 году

Рассмотрим особенности и актуальные вопросы применения разделов, подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов в бюджетном цикле 2021–2023 годов.

Д. В. НОВИКОВ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Подготовка к бюджетному циклу 2021–2023 годов началась в процессе формирования Минфином России приказов:

  • от 8 июня 2020 г. № 98н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок № 85н, Приказ № 98н);
  • от 8 июня 2020 г. № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)».

Методологическое сопровождение этих приказов реализовано в виде системных письменных разъяснений Минфина России, а также следующих материалов:

  • таблиц соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета / бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (Таблица соответствия ПР и ВР);
  • сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов (Таблица сопоставления ВР);
  • таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2021 году (Таблица соответствия ВР и КОСГУ);
  • иных таблиц, отражающих изменения бюджетной классификации Российской Федерации и применяющихся при составлении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Вышеуказанные приказы, разъяснения, а также таблицы размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации», подразделах «Бюджетная классификация Российской Федерации» (приказы и письма) и «Методический кабинет» (таблицы).

Вместе с тем, невзирая на наличие указанных данных в свободном доступе, предлагаем обратить внимание на следующие изменения и особенности применения классификации расходов бюджетов.

Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов

Применение разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов должно осуществляться в соответствии с положениями пункта 18 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Порядка № 85н.

Описания подразделов приведены в подпункте 18.2 Порядка № 85н, однако, применяя его положения, не следует забывать о подпункте 18.1, в котором приведены существенные и обязательные к соблюдению государственными (муниципальными) органами и находящимися в их ведении казенными учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов особенности применения подразделов, в числе которых особенности отражения расходов на:

  • руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов);
  • бюджетные инвестиции в объекты строительства, реконструкции (в том числе с элементами реставрации), технического перевооружения, а также на приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности;
  • осуществление централизованных закупок;
  • предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций и иных межбюджетных трансфертов межотраслевого характера);
  • финансовое обеспечение выполнения функций (оказания услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий;
  • общехозяйственные нужды казенных учреждений.

Таким образом, указанный подпункт содержит ответы на целый ряд вопросов, которые могут возникнуть в процессе функционирования участников бюджетного процесса.

Изменения в подразделах

В связи с изменением наименований подразделов классификации расходов бюджетов в подпункте 3 пункта 3 статьи 21 Бюджетного кодекса (в редакции Закона от 31 июля 2020 г. № 263‑ФЗ, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) Приказом № 98н предусмотрено уточнение наименований и порядка применения подразделов 0309, 0310.

Согласно Порядку № 85н:

  • по подразделу 0309 «Гражданская оборона» отражаются расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России, органов местного самоуправления, учреждений, в полномочия которых входит управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области гражданской обороны;
  • по подразделу 0310 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность» отражаются расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России, органов местного самоуправления, учреждений, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; содержание и обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны.

Приказом № 98н уточнено описание подраздела 0410 «Связь и информатика» классификации расходов бюджетов, из которого, в целях соблюдения отраслевого принципа отражения расходов, исключены расходы на формирование федеральных и региональных информационных ресурсов. Отражение бюджетных ассигнований на создание, развитие и эксплуатацию автоматизированных информационных систем, информационно-коммуникационных технологий для выполнения функций главных распорядителей бюджетных средств с 2021 года осуществляется по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов, соответствующим отраслевой (функциональной) сфере деятельности главного распорядителя бюджетных средств.

Виды расходов классификации расходов бюджетов

Применение видов расходов классификации расходов бюджетов должно осуществляться в соответствии с положениями пунктов 44–48 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Порядка № 85н.

Отметим, что Порядком № 85н предусмотрено несколько новых видов расходов, а именно:

1. Вид расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

Как следует из Таблицы сопоставления ВР, фрагмент которой приведен (см. таблицу 1), вид расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» появился в результате обособления соответствующей категории расходов, отражаемых в 2020 году по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

1.jpg

Согласно Порядку № 85н по виду расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России на реализацию мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем, в том числе на информационные системы, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций и (или) исполнения функций по государственному контролю (надзору), установленных в качестве полномочий конкретному федеральному государственному органу, федеральному государственному казенному учреждению или органу управления государственным внебюджетным фондом России.

В описании вида расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» предусмотрено, что в случае принятия финансовым органом субъекта России (муниципального образования) решения о применении данного вида расходов, по нему отражаются расходы бюджета субъекта России, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем.

Статьями 8 и 9 Бюджетного кодекса определено, что к бюджетным полномочиям субъектов России и муниципальных образований в том числе относятся установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации, соответственно, в части, относящейся к бюджету субъекта России и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, относящейся к местному бюджету.

Принятие финансовым органом субъекта России, финансовым органом муниципального образования решения о применении вида расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» реализуется путем установления этим органом порядка его применения в акте, определяющем порядок применения бюджетной классификации, относящейся к бюджету субъекта России, местному бюджету, наряду с порядком применения целевых статей классификации расходов бюджетов, относящихся к бюджету субъекта России, бюджету муниципального образования.

В завершении описания вида расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» содержится уже привычная информация о том, что отнесение мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем, осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере, а также правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

В связи с вышеуказанным обо­соблением в Порядке № 85н соответствующим образом отредактировано описание вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

2. Вид расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов».

Появление этого вида расходов определено потребностью обособления информации о планировании и исполнении расходных обязательств на оплату потребления энергетических ресурсов.

Порядком № 85н по виду расходов 247 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» преду­смотрено отражение расходов на оплату:

потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;

услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии).

Учитывая, что в описании вида расходов 247 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» приведен закрытый перечень видов энергетических и (или) коммунальных ресурсов, для отражения по указанному виду расходов иных расходов, не перечисленных в его описании (в том числе расходов на водоснабжение, закупку угля и т. д.), нет оснований.

Кроме того, из описания следует, что по данному виду расходов отражаются расходы на оплату договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, что исключает применение вида расходов 247 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» при отражении расходов на оплату счетов, выставляемых управляющими компаниями по служебному жилью и иным помещениям, находящимся в многоквартирных домах, а также счетов, выставляемых арендодателями в возмещение стоимости коммунальных услуг в части, направленной на обеспечение переданных в аренду объектов. Такие расходы отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», как и расходы на оплату энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами государственных органов, функционирующими за пределами территории России.

Еще один момент: подстатья 223 «Коммунальные услуги» увязывается с видом расходов 247 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» только в части обозначенных выше закупок. Соответствующий комментарий к данной увязке содержится в Таблице соответствия ВР и КОСГУ (увязка применяется в части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение (включая погашение просроченной задолженности по их оплате), а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям, за исключением расходов на оплату энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами государственных органов, функционирующими за пределами территории России (отражаются в рамках ВР 244 — КОСГУ 223).

3. Виды расходов:

  • 614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
  • 624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
  • 635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
  • 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению»;
  • 816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

появились в связи с Законом от 13 июля 2020 г. № 192‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», в рамках которого Бюджетный кодекс дополнен статьей 78.4 «Предоставление субсидий в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», а также исходя из организационно-правовых форм организаций, участвующих в реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Пунктом 2 статьи 28 Закона от 13 июля 2020 г. № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» определены направления деятельности, по которым при формировании государственного (муниципального) социального заказа на 2021–2024 годы применяются его положения.

Исходя из этих направлений деятельности в Таблице соответствия ПР и ВР рассматриваемые виды расходов, либо отдельные из них, были увязаны с соответствующими подразделами (распределение направлений деятельности по подразделам приведено в таблице 2).

2.jpg

Помимо новых видов расходов Приказом № 98н предусмотрено изменение наименования и описания вида расходов 241, которые изложены в следующей редакции:

«По элементу вида расходов 241 „Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы“ отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, результатами которых являются отчеты, макетные образцы, опытные образцы, патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение и тому подобное».

Особенности применения подразделов и видов расходов

В завершение этого краткого обзора изменений остановимся на нескольких особенностях применения подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов.

Исходя из положений подпункта 18.1 Порядка № 85н одной из особенностей применения подразделов классификации расходов бюджетов является отнесение расходов на осуществление главным распорядителем централизованных закупок товаров в целях:

  • обеспечения нужд государственного (муниципального) органа, в том числе в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций с учетом территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений, на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного (муниципального) органа;
  • обеспечения нужд территориальных органов и (или) подведомственных государственному (муниципальному) органу государственных (муниципальных) учреждений на отраслевые (функциональные) разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов, соответствующие выполняемым данными органами, учреждениями функциям.

Таким образом, если централизованные закупки осуществляются путем оплаты договоров, заключенных в целях:

  • системного обеспечения органа управления и подведомственных ему учреждений, расходы следует отражать по подразделу, в рамках которого отражаются расходы на обеспечение функционирования осуществляющего закупку государственного (муниципального) органа;
  • обеспечения функций отраслевых подведомственных учреждений по подразделам, соответствующим выполняемым ими функциям. Например, учреждений высшего образования — по подразделу 0706 «Высшее образование».

Согласно положениям пунктов 7 статьи 78 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в законе о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента России, Правительства России юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Согласно требованиям Порядка № 85н расходы по выплате грантов в форме субсидий (премий) по результатам конкурсов следует отражать в зависимости от типа получателей. Так, выплаты грантов в форме субсидий (премий):

физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц — производителей товаров, работ, услуг) отражаются по виду расходов 350 «Премии и гранты»;

некоммерческим организациям — по видам расходов 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» и 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» либо по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний)» — при выплате грантов (премий) иным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений);

коммерческим организациям — индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

Однако если на этапе планирования предстоящих выплат определить тип получателя не представляется возможным, следует учитывать положения пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, согласно которым перераспределение бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе, возможно путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете.

В связи с этим главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет, по какому из вышеперечисленных видов расходов отразить бюджетные ассигнования на предоставление грантов (премий) лауреатам предстоящих конкурсов.

В дальнейшем, после определения получателей гранта (премии), при необходимости главный распорядитель бюджетных средств инициирует процедуру изменения сводной бюджетной росписи с учетом вышеуказанного порядка отражения расходов на выплату грантов (премий).

Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат, предусмотренные по видам расходов 632 «Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению», 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению», могут включать возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если условиями соглашения предусмотрено возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при представлении документов-оснований, а также копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама