Эквайринг. Между банком и клиентом

Наличие в магазине терминалов для оплаты товаров банковскими картами давно стало привычным. Этот удобный безналичный расчет значительно расширил рамки применения и прижился в учреждениях бюджетной сферы. Соответственно операции с применением банковских терминалов и пластиковых карт отражаются в учете.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Расчеты с применением платежных банковских карт имеют явные преимущества перед операциями с наличностью, в том числе:

  • снижение риска оборота фальшивых денег;
  • упрощение процедуры;
  • снижение вероятности ошибок;
  • отсутствие потребности в инкассации;
  • снижение объема наличных денег в кассе.

Для осуществления таких операций требуется платежная карта и соответствующее оборудование.

Немного об эквайринге

Порядок выдачи банковских карт (эмиссии банковских карт) кредитными организациями на территории России и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П (далее — Положение № 226-П).

Справочно.

Эквайринг (от англ. Acquiring — приобретение) — возможность принимать безналичную оплату товаров и услуг пластиковыми картами. Также в понятие «эквайринг» входят банковское и технологическое обслуживание — передача и обработка данных клиента.

Услуги эквайринга оказывает банк-эквайер, который осуществляет расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдает наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (п. 1.9 Положения № 266-П).

В числе обязанностей кредитной организации — эквайера — предоставление оборудования и специального программного обеспечения, позволяющего принимать оплату различных услуг или товаров. Кроме того, его клиент может получать квалифицированную техническую поддержку.

Для осуществления безналичных операций по оплате товаров (услуг) с использованием банковских карт требуется специальное оборудование, которое устанавливается в соответствии с договором, заключенным между учреждением и банком-эквайером, техническое обеспечение всего процесса, а также доступ к сети Интернет с целью обмена электронными документами.

Эквайер через установленные в учреждениях платежные терминалы (POS-терминалы) или импринтеры принимает к оплате банковские карты и проводит финансовые операции с выполнением расчетов и платежей.

Для казенных учреждений оказание платных услуг возможно при соблюдении ряда условий:

  • учреждение не осуществляет функции органа власти или органа местного самоуправления (п. 3 ст. 15 Закона от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»);
  • служит и соответствует целям его создания (п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7‑ФЗ));
  • оказание платных услуг предусмотрено учредительными документами учреждения (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Закона № 7‑ФЗ).

Нормы Положения № 266-П не содержат запрета заключать договор эквайринга между кредитной организацией и учреждением бюджетной сферы. На этот факт указано в письмах Минфина России от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52197, 15 августа 2013 г. № 02-05-10/33263, Банка России от 30 июля 2013 г. № 14-27/763.

Бюджетные учреждения могут заключать договоры с банком-эквайером без открытия расчетного счета, так как их расчеты осуществляются через лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовом органе субъекта России (муниципалитета) в порядке, установленном законодательством (п. 8 ст. 9.2 Закона № 7‑ФЗ). Таким образом, денежные средства, оплаченные через POS-терминал, зачисляются не на расчетный счет кредитной организации, а транзитом — на лицевой счет учреждения в казначействе, финансовом органе субъекта России (муниципалитета).

В рамках заключаемого договора эквайринга кредитная организация принимает на себя обязательства по обеспечению учреждения необходимой техникой, расходными материалами для осуществления приема платежей с использованием банковских карт, техническому обслуживанию, обучению работников учреждения работе с оборудованием, применяемым при расчетах с использованием банковских карт.

Со своей стороны учреждение обязано уплачивать кредитной организации комиссию за обслуживание (перевод денежных средств) по тарифам, указанным в договоре эквайринга. Как правило, ее размер устанавливается в процентах от суммы осуществленных платежей. Также условиями договора в комиссию может включаться арендный платеж за использование оборудования, предоставленного банком.

Условиями договора устанавливается периодичность проведения сверки взаимных расчетов между учреждением и кредитной организацией.

Согласно положениям пункта 1 статьи 1.2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54‑ФЗ) учреждение, проводя денежные расчеты и (или) расчеты с использованием банковских карт, должно использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный реестр. В перечень, приведенный в пункте 2 статьи 5 Закона № 54‑ФЗ, входят в том числе следующие обязанности пользователей ККТ:

  • выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности;
  • при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в ККТ и в платежный терминал;
  • обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в ККТ информации о сумме расчета, полученной от платежного терминала.

Таким образом, использование платежных терминалов для оплаты товаров (услуг) с банковских карт не освобождает продавца от обязанности выдавать потребителю в момент оплаты товара (услуги) кассовый чек (бланк строгой отчетности). Минфин России изложил аналогичную позицию в письме от 20 ноября 2013 г. № 03-01-15/49854.

Комиссия банка

Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Взимание банком-эквайером комиссионного вознаграждения является платой за оказанные услуги по осуществлению расчетной операции — перевод денежных средств получателю.

Положениями статьи 20 Закона от 27 июня 2011 г. № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161‑ФЗ) закреплено, что порядок взаимодействия между оператором платежной системы, ее участниками и операторами услуг платежной инфраструктуры, порядок осуществления переводов в рамках платежной системы, а также оплаты услуг по переводу денежных средств определяются правилами платежной системы.

При осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг, в адрес учреждения следует учитывать положения пункта 10 статьи 8 Закона № 161‑ФЗ, предусматривающие, что вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Однако, как показывает практика, встречаются случаи, когда отдельные банки включают в договор оплату комиссионного вознаграждения путем удержания из получаемых доходов, что противоречит положениям Закона № 161‑ФЗ.

Трансграничный перевод денежных средств — перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами России, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.

Таким образом, кредитная организация не вправе удерживать вознаграждение за услуги по переводу денежных средств клиента в силу прямого запрета, установленного законом. В связи с этим за свои услуги банк-эквайер будет взимать комиссионное вознаграждение, размер которого указан в заключенном договоре.

Порядок взимания комиссии за услуги перевода денежных средств закрепляется в до­говоре. Банк может взыскивать комиссию за свои услуги при проведении каждого платежа или выставлять учреждению счет на оплату услуг.

Учет оборудования

Оборудование, необходимое для приема платежных банковских карт, учреждение может:

  • приобрести за плату;
  • получить в аренду, в том числе на льготных условиях;
  • получить в безвозмездное пользование.

Объекты нефинансовых активов, к которым относятся POS-терминалы и иное оборудование, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью таких объектов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством) (п. 23 Инструкции № 157н).

Оборудование для операций эквайринга соответствует критериям, определяющим основные средства:

  • срок полезного использования более 12 месяцев;
  • неоднократное или постоянное использование учреждением в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета (п. 7 СГС «Основные средства»).

Таким образом, независимо от стоимости оборудование подлежит учету на счете 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения» (п. 53 Инструкции № 157н).

Как правило, поставка и установка оборудования проводятся в рамках одного договора с кредитной организацией и отражаются записями[1]:

Дебет 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

Кредит 0 302 31 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— отражены вложения в объект основных средств — оборудование для операций эквайринга;

Дебет 0 101 34 310

«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»

— принято к учету оборудование для операций эквайринга;

Дебет 0 302 31 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 0 201 11 610, 0 201 21 610, 0 304 05 310

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в кредитной организации», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»

— погашена задолженность перед поставщиком оборудования.

Если учреждение получило имущество от банка по до­говору аренды (пользования), то учет таких отношений оно ведет в соответствии с положениями СГС «Аренда». В этом случае объектом учета является право пользования оборудованием. Оно отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на счете 0 111 44 000 «Права пользования машинами и оборудованием».

Минфин России в письме от 17 января 2020 г. № 02-07-05/2068 (далее — письмо № 02-07-05/2068) указал, что по договорам безвозмездного пользования, заключаемым на льготных условиях с коммерческими организациями, в том числе при передаче коммерческими организациями в безвозмездное пользование имущества в качестве спонсорской поддержки, положениями СГС «Аренда» исключений не преду­смотрено. То есть учет ведется аналогичным образом.

Случаи, когда нормы СГС «Аренда» не применяются, приведены в пункте 4 СГС «Аренда». Кроме того, согласно пункту 333 Инструкции № 157н забалансовому учету на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в том числе подлежит имущество:

  • полученное учреждением в пользование, не являющееся объектами аренды, в том числе имущество, которым по решению собственника пользуется учреждение при выполнении возложенных на него функций, без закрепления права оперативного управления;
  • полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством;
  • казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе как вклад собственника (учредителя) (письмо № 02-07-05/2068).

Эти объекты (право пользования) принимаются к учету по стоимости, указанной передающей стороной в акте о приеме-передаче или ином документе.

Как правило, оборудование, переданное в аренду банком-эквайером, проверяется техническими средствами кредитной организации на совместимость и исправность, а также находится на обслуживании у технических специалистов банка в рамках заключенного договора эквайринга.

Если условиями договора с кредитной организацией не установлено бесплатное обслуживание оборудования, то в соответствии с пунктом 10.2.5 Порядка № 209н расходы по оплате договоров работ и услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта, обслуживания, ремонта нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Расчеты по доходам

Расчеты с применением платежной банковской карты могут проводиться непосредственно в момент совершения покупки, а также при расчетах с использованием интернет-связи дистанционным способом. Независимо от порядка оплаты суммы оплаты услуг, предоставленных учреждением, являются доходом.

Для отражения доходов от оказания платных услуг преду­смотрена статья аналитической группы подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» (п. 12.1.3 Порядка № 85н) в увязке с подстатьей 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 9.3.1 Порядка № 209н).

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе (п. 53 СГС «Доходы»).

Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг преду­смотрен счет 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 197, 199 Инструкции № 157н). Начисление отражается записью:

Дебет 0 205 31 567

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

Кредит 0 401 10 131

«Доходы от оказания платных услуг».

Согласно пункту 2.9 Положения № 266-П списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию ре­естра операций или электронного журнала. Документ формируется терминалом в конце дня и передается в банк. На его основании составляются расчетные и иные документы для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт.

Следовательно, бюджетный (бухгалтерский) учет операций по движению денежных средств, внесенных с платежных банковских карт с использованием терминалов оплаты, осуществляется с применением счета 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»:

Дебет 0 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 0 205 31 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

— отражено списание платы за оказанные услуги с банковских карт потребителя с применением POS-терминала, установленного в учреждении.

В бюджетном (автономном) учреждении денежные средства поступают на лицевой счет, открытый в органе казначейства (кредитной организации):

Дебет 0 201 11 510, 0 201 21 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в кредитной организации»

Кредит 0 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.

Казенное учреждение не вправе распоряжаться средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и использовать плату за услуги в качестве дополнительного источника финансирования. В таком случае доходы от оказания платных услуг зачисляются в доход соответствующего бюджета бюджетной системы в полном объеме (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3, 5 ст. 41 БК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, при проведении операций по переводу денежных средств с платежных карт потребителей платежи зачисляются не на лицевой счет казенного учреждения, а сразу в доход бюджета:

Дебет 1 210 02 131

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— отражено зачисление в доход бюджета денежных средств, поступивших от банка-эквайера.

Если казенное учреждение не наделено полномочиями администратора по начислению отдельных платежей в бюджет, перечисление дохода от платных услуг в бюджет отразится записями:

Дебет 1 303 05 831

«Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 1 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— зачислены в доход бюджета денежные средства (в полном объеме), поступившие от банка-эквайера;

Дебет 1 304 04 131

«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

Кредит 1 303 05 731

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— переданы расчеты по поступлениям в бюджет администратору кассовых поступлений (направлено Извещение (ф. 0504805)).

Администратор доходов бюджета при получении Извещения (ф. 0504805) об ожидаемом поступлении денежных средств заполняет его в своей части реквизитов и направляет казенному учреждению. В его учете формируются следующие записи:

Дебет 1 303 05 831

«Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 1 304 04 131

«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

— отражение суммы переданных казенным учреждением доходов от оказания платных услуг;

Дебет 1 210 02 131

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 303 05 731

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— отражено поступление денежных средств в доход бюджета.

Расчеты по расходам

Заключая договоры эквайринга с кредитными организациями, учреждение берет на себя обязательство оплачивать услуги эквайринга — перевод денежных средств с использованием пластиковых карт. Комиссионное вознаграждение за проведение банковской операции является расходом учреждения.

Указанные расходы отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Минфин России письмом от 1 июля 2015 г. № 02-07-07/38257[2] направил примеры заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)), формируемого бюджетными и автономными учреждениями по отдельным хозяйственным операциям. В примере 3 приведено отражение в Отчете (ф. 0503737) операций по приему платежей с использованием банковских карт и рекомендовано для учета суммы комиссии, взимаемой банком-эквайером за перевод денежных средств, применять счет 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Банки, несомненно, относятся к категории финансовых организаций, поэтому операции по осуществлению расчетов с ними, за исключением финансовых организаций государственного сектора, относятся на подстатьи 565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями», 665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями», 735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями», 835 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями» (п. 13.6.5, 14.6.5, 15.3.5, 16.3.5 Порядка № 209н).

Как уже отмечалось, комиссия за перевод денег не может удерживаться из суммы перевода денежных средств, то есть за счет покупателя (получателя услуг). Она взимается из средств учреждения при зачислении на банковский счет сумм, поступивших от потребителей его услуг (п. 10 ст. 8 Закона № 161‑ФЗ, письмо Минфина России от 10 июля 2019 г. № 02-06-10/51191, письмо Банка России от 30 июля 2013 г. № 14-27/763).

Рассмотрим на примерах несколько операций, отражающих порядок оплаты комиссии банку, предоставляющему учреждению услуги эквайринга.

ПРИМЕР 1

За услуги, оказанные бюджетным учреждением, была произведена плата в размере 72 500 рублей с платежной банковской карты через установленный в нем POS-терминал. Согласно договору эквайринга комиссия за оказание услуг по приему платежей с использованием пластиковых карт и переводу денежных средств составляет 2 процента от суммы платежа (1 450 руб.) и удерживается банком. В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

Дебет 2 205 31 567

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

Кредит 2 401 10 131

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход от оказания платных услуг (72 500 руб.);

Дебет 2 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 2 205 31 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

— списана плата за оказанные услуги с банковской карты с применением POS-терминала, установленного в учреждении (72 500 руб.);

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— на лицевой счет учреждения зачислены денежные средства, поступившие от банка-эквайера, за вычетом комиссии (72 500 — 1 450 = 71 050 руб.);

Дебет 2 210 05 565

«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 2 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— отражены расчеты с банком-эквайером на сумму комиссии (1 450 руб.);

Дебет 2 109 60 226

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходов на прочие работы, услуги»

Кредит 2 302 26 735

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

— начислена задолженность учреждения перед банком-эквайером на сумму оказанных услуг по приему платежей (1 450 руб.);

Дебет 2 302 26 835

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 2 210 05 665

«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

— прекращены обязательства по оплате услуг банка по приему платежей зачетом встречного однородного требования (1 450 руб.).

Отметим, что приведенный порядок удержания комиссии из суммы оплаты, зачисляемой на счет учреждения, противоречит положениям пункта 10 статьи 8 Закона № 161‑ФЗ, хотя и встречается на практике.

ПРИМЕР 2

Воспользуемся условиями примера 1, изменив порядок оплаты банковской комиссии. В этом случае банк получает свое вознаграждение перечислением со счета учреждения:

Дебет 2 205 31 567

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

Кредит 2 401 10 131

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход от оказания платных услуг (72 500 руб.);

Дебет 2 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 2 205 31 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

— списана плата за оказанные услуги с банковской карты с применением POS-терминала, установленного в учреждении (72 500 руб.);

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— на лицевой счет учреждения зачислены денежные средства, поступившие от банка-эквайера (72 500 руб.);

Дебет 2 109 60 226

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходов на прочие работы, услуги»

Кредит 2 302 26 735

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

— начислена задолженность учреждения перед банком-эквайером на сумму оказанных услуг по приему платежей (1 450 руб.);

Дебет 2 302 26 835

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислено вознаграждение банку-эквайеру за оказанные услуги (1 450 руб.).

В соответствии с положениями статьи 41 Бюджетного кодекса доходы, полученные казенным учреждением от оказания платных услуг, должны поступать в доход бюджета в полном объеме. Следовательно, после удержания кредитной организацией комиссии за предоставленные услуги эквайринга сумма дохода от оказания казенным учреждением платных услуг, зачисляемая в бюджет, должна быть восстановлена.

ПРИМЕР 3

Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора кассовых поступлений в доход бюджета, приняло плату за оказанные платные услуги путем безналичного расчета — с банковской карты плательщика с использованием POS-терминала.

Сумма платы — 25 000 рублей, комиссия банка за оказание услуг эквайринга, в соответствии с условиями договора, удерживается эквайером и составляет 500 рублей (2 процента от суммы платежа):

Дебет 1 205 31 567

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

Кредит 1 401 10 131

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход от оказания платных услуг (25 000 руб.);

Дебет 1 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 1 205 31 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг по расчетам с физическими лицами»

— списана плата за оказанные услуги с банковской карты с применением POS-терминала, установленного в учреждении (25 000 руб.);

Дебет 1 210 02 131

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— зачислены в доход бюджета денежные средства, поступившие от банка-эквайера после удержания комиссии (25 000 — 500 = 24 500 руб.);

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 735

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

— начислена задолженность учреждения перед банком-эквайером на сумму оказанных услуг по приему платежей (500 руб.);

Дебет 1 302 26 835

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 1 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— прекращены обязательства по оплате услуг банка по приему платежей (500 руб.);

Дебет 1 210 02 131

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»

— зачислены с лицевого счета учреждения в доход бюджета денежные средства в сумме комиссии, удержанной банком-эквайером (500 руб.).

Отметим, что рассмотренный порядок оплаты услуг банка также имеет расхождения с положениями Закона № 161‑ФЗ. Но практика показала, что такие договоры имеют место быть.

Кроме этого, в примере присутствуют записи корреспонденций, не предусмотренные Инструкцией № 162н. Их применение требует согласования с главным распорядителем бюджетных средств.

Договором эквайринга может быть установлен порядок уплаты комиссии учреждением банку на основании отдельно выставленных счетов. То есть плата от оказания услуг зачисляется в доход бюджета в полном объеме, а банк получает вознаграждение не в процессе перевода денежных средств с платежных карт покупателя, а позднее, предъявив учреждению счет к оплате.

ПРИМЕР 4

Воспользуемся условиями примера 3, изменив порядок взимания комиссии за услуги эквайринга. Согласно условиям до­говора комиссия перечисляется казенным учреждением на основании выставленных счетов.

Операции, отражающие начисление дохода от оказания услуги и списание денежных средств с банковской карты, идентичны:

Дебет 1 210 02 131

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— зачислены в доход бюджета денежные средства, поступившие от банка-эквайера в полном объеме (25 000 руб.);

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 735

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

— начислена задолженность учреждения перед банком-эквайером на сумму оказанных услуг по приему платежей на основании счета (500 руб.);

Дебет 1 302 26 835

«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»

— оплачены услуги эквайринга (500 руб.).

Налогообложение

НДС

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежат налогообложению осуществленные банками и банком развития — государственной корпорацией банковские операции, в том числе банковская комиссия за проведение операций по договору эквайринга не облагается НДС.

«Входной» НДС со стоимости этих услуг учреждению не предъявляется.

Налог на прибыль

Расходы на оплату услуг банков включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и учитываются в базе при исчислении налога на прибыль (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).



[1] Здесь и далее не будут приводиться записи по санкционированию и забалансовому учету.

[2] В связи с неоднократным внесением изменений указанное письмо применяется только в части, не противоречащей действующей Инструкции № 33н.


Реклама