Водный объект благоустройства

Одним из показателей качества жизни является ее благоустроенность. Это понятие включает в себя широкий спектр различных элементов — водо­ и электроснабжение, обеспечение санитарной безопасности, устройство дорог, улучшение микроклимата. В число объектов благоустройства входят и фонтаны. Имеют ли эти сооружения свои особенности с точки зрения учета?

А. В. КОНДРАТЬЕВА, бухгалтер

Фонтан — с детства знакомое всем устройство. Кажется, что в нем особенного — струи воды под действием оказываемого на нее давления направляются вверх и потом опадают.

Можно выделить следующие разновидности фонтанов:

  • естественные — созданные природой, например гейзеры;
  • техногенные — сооруженные для применения в технической и технологической деятельности человека;
  • декоративные — сооруженные, как правило, с декоративной целью.

Именно такие фонтаны мы рассмотрим в статье.

Не только красиво

Термин «благоустройство» можно найти в Градостроительном кодексе. Он определяет его как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории:

  • обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
  • поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 ГрК РФ).

Свод правил благоустройства СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75 (с Изменениями № 1, 2) утвержден приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 972/пр (далее — СП 82.13330.2016).

В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

К элементам благоустройства территории отнесены: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства (3.23 СП 82.13330.2016).

Фонтаны в перечне не указаны. Однако в пункте 10.4 СП 82.13330.2016 они отнесены к группе малых архитектурных форм (декоративных и утилитарных) в числе иных объектов — пандусов, лестниц, подпорных стенок, мостиков, скамеек, беседок, фонарей, урн, дорожно-тропиночной сети и т. д. Предполагаем, что в этом случае подразумеваются относительно небольшие объекты, например мобильные фонтаны.

Пунктом 6.4.2 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы и прочие отнесены к водным устройствам, выполняющим декоративно-эстетическую и природоохранную функции, улучшающим микроклимат, воздушную и акустическую среду.

Кроме того что фонтаны, безу­словно, украшают территорию, они используются для повышения микроклиматического комфорта — снижения негативного воздействия высоких температур.

Фонтаны допускается размещать на площадях и других общественных пространствах. На замощенных открытых пространствах с большим количеством пользователей возможно устройство сухих фонтанов[1].

Питьевые фонтанчики рекомендуется устанавливать на общественных пространствах, вдоль пешеходных путей (п. 11.11 СП 82.13330.2016).

Фонтан в учете

Согласно пункту 34 Инструкции № 157н решение о порядке учета нефинансовых активов принимает постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом она основывается на нормах, закрепленных в законодательстве, нормативных правовых актах, инструкциях.

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета актив независимо от стоимости относится к основным средствам, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • срок его полезного использования составляет более 12 месяцев (п. 8 СГС «Основные средства»);
  • предназначен для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий, для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд (п. 7 СГС «Основные средства»);
  • при его использовании планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал, и первоначальную стоимость ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»);
  • находится в эксплуатации, в запасе или на консервации либо передан во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 7 СГС «Основные средства»).

Фонтан подпадает под эти критерии и является объектом основных средств. Исходя из этого расходы на его приобретение, изготовление требуется осуществлять по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Мобильные фонтаны, безу­словно, являются одним инвентарным объектом. Их приобретение согласно положениям пункта 48.2.4.4 Порядка № 85н отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг».

Более сложное сооружение, включающее в себя не только декоративную часть, но также инженерные сети, технологическое оборудование, полностью соответствует определению конструктивно сочлененных предметов, данному в пункте 10 СГС «Основные средства» — совокупность предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в него предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Такой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы, признается объектом основных средств и учитывается как отдельный инвентарный объект.

Для отражения расходов на создание (строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации) таких фонтанов, а также их техническое перевооружение, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства, предусмотрен элемент вида расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» (п. 48.4.2 Порядка № 85н).

В названии прямо указано, что КВР 407 применяют бюджетные и автономные учреждения. Для отражения подобных расходов казенными учреждениями пунктом 48.4.3.4 Порядка № 85н предусмотрен элемент вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности».

В связи с тем что расходы на сооружение таких объектов отражаются по элементам видов расходов группы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности», может возникнуть вопрос: к какой группе — движимое или недвижимое имущество — относится уличный фонтан?

С мобильными сооружениями подобных затруднений нет. Речь идет о водных объектах, сооруженных на земельных участках, имеющих инженерные сети.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

На первый взгляд, фонтан следует считать недвижимостью, так как сложно представить его смещение с установленного места без ущерба. Однако в положениях Гражданского кодекса речь идет о несоразмерном ущербе и регистрации. Неудивительно, что подобные вопросы рассматривались в судах.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30 июля 2018 г. № 15АП-10429/2018 по делу № А53-39047/2017 указал, что фонтан не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и расположенному на нем зданию, право собственности в отношении указанного сооружения не подлежит государственной регистрации. Следовательно, уличный фонтан относится к движимому имуществу.

Ранее к такому выводу пришел Президиум ВАС России. В постановлении от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011 он отметил, что сооружения благоустройства представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Они не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. То есть фонтан не признается вещью, следовательно, на него не может быть зарегистрировано вещное право — право собственности.

Таким образом, по мнению судов, уличный фонтан относится к движимому имуществу.

В любом случае окончательное решение о порядке учета нефинансового актива — уличного фонтана будет принимать постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Откуда водичка

Основной элемент любого фонтана — вода. По какой статье КОСГУ отражать расходы на водоснабжение городского фонтана?

Подача воды, как правило, ассоциируется с коммунальными услугами. Согласно пункту 10.2.3 Порядка № 209н на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение в том числе услуг холодного водоснабжения, водоотведения.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства России от 6 мая 2011 г. № 354, определено, что коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безо­пасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудованы внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Уличный фонтан по своему назначению не служит указанным целям, следовательно, подстатья 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ не предназначена для отражения расходов на водоснабжение городского фонтана. Положений о расходовании средств на обеспечение водой объектов благоустройства Порядок № 209н не содержит.

Однако подача воды в любом случае является услугой. Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225, 227–229 КОСГУ, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Таким образом, расходы на водоснабжение городского фонтана правомерно отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.



[1] Фонтан, не имеющий наземной чаши, обычно представляет собой вымощенную площадь с вмонтированными трубами с насадками (форсунками) для подачи воды, резервуар находится под землей (п. 3.19б СП 82.13330.2016).



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама