Земля, резерв, музейные ценности: есть вопросы

Рассмотрим сложные моменты порядка учета земельных участков, формирования резервов по исковым требованиям, получения музейных предметов и музейных коллекций по договорам безвозмездного пользования на время проведения выставочных проектов.

М. Ю. ВАСИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Вопрос: За государственным казенным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок. По результатам проведения кадастровых работ данный земельный участок разделен на несколько. Вновь образованным земельным участкам присвоены новые кадастровые номера, а разделяемый земельный участок прекратил свое существование с даты государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки, но при этом фактически собственнику не передавался. Разъясните порядок отражения в бюджетном учете указанных фактов хозяйственной жизни.

Ответ:

Согласно статье 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образовались земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 8 Закона от 13 июля 2015 г. № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости, в том числе кадастровые номера объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству действия с объектом недвижимости образован новый объект недвижимости.

Разделяемый земельный участок прекратил свое существование в момент регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки, то есть при разделе земельного участка возникли новые объекты права собственности (соответствующие права постоянного (бессрочного) пользования), которым были присвоены новые кадастровые номера.

В случае раздела земельного участка возникают вновь созданные земельные участки, записи о которых вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Обязательные общие требования к бюджетному учету операций с непроизведенными активами определены Инструкцией № 162н. Согласно ее положениям выбытие с бухгалтерского учета объектов непроизведенных активов отражается по дебету счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 103 00 000 «Непроизведенные активы».

При этом вновь созданные при разделении земельные участки при наличии права постоянного (бессрочного) пользования у казенного учреждения принимаются к бюджетному учету в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, порядок принятия к бюджетному учету земельных участков:

  • государственная собственность на которые не разграничена (не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования);
  • регистрируемых в ЕГРН с целью последующего вовлечения в хозяйственный оборот.
Ответ:

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137‑ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137‑ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (далее — уполномоченный орган) в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (п. 1 ст. 3.3 Закона № 137‑ФЗ).

Принятие уполномоченным органом решения о передаче на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, собственность на который не разграничена (вовлечение в хозяйственный оборот), порождает обязанность признания в бюджетном учете уполномоченного органа объекта бухгалтерского учета в виде непроизведенных активов.

В соответствии с пунктом 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, впервые вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, принимаются к бюджетному учету уполномоченных органов по счету 0 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».

Согласно подпункту «б» пункта 9 СГС «Непроизведенные активы» инвентарными объектами для группы непроизведенных активов «Земля (земельные участки)» являются земельные участки, которые позволяют их определить в качестве индивидуально определенной вещи.

Если информация о земельном участке, собственность на который не разграничена, первоначально вносится в ЕГРН в целях дальнейшего вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот впервые, то такие земельные участки следует учитывать в порядке, преду­смотренном для отражения в бюджетном учете земельных участков, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Вопрос: Просим разъяснить порядок формирования резервов по исковым требованиям о взыскании задолженности по арендной плате.

Ответ:

Согласно пункту 22 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 СГС «Резервы» единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов определяются в рамках формирования учетной политики субъектом учета таким образом, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации о резервах.

Принимая во внимание изложенное, субъект учета вправе установить самостоятельно особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения юридической службы.

Аналогичные разъяснения представлены в Методических рекомендациях по применению СГС «Резервы» письмом Минфина России от 5 августа 2019 г. № 02-07-07/58716.

В соответствии с пунктом 9 СГС «Резервы» резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:

  • у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
  • размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
  • момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

При этом резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

  • по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъектом учета предполагается досудебное урегулирование, — на дату получения претензионного требования;
  • по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета не предполагается досудебное урегулирование, — на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству (п. 11 СГС «Резервы»).

Принимая во внимание положения раздела IV СГС «Аренда», в бухгалтерском учете арендатора обязательства по договору аренды признаются на дату первоначального признания объекта учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды.

Если исковое требование о взыскании задолженности по арендной плате (при оспаривании арендодателем величины задолженности по арендным платежам) является оспоримым исковым требованием для арендатора, то на дату получения уведомления о принятии иска к судебному производству у субъекта учета — арендатора в условиях, удовлетворяющих критериям пункта 9 СГС «Резервы», возникает потенциальное обязательство на сумму увеличения задолженности по арендной плате, которое ранее не было учтено, и одновременно на указанную сумму признается резерв по претензиям, искам.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Для целей создания резерва следует исходить из того, что неустойка за просрочку арендных платежей является дополнительным, ничем не обеспеченным обязательством субъекта учета, имеющим одинаковую вероятность его исполнения одновременно с исполнением основного обязательства по уплате задолженности по арендным платежам.

Если на момент получения уведомления о принятии к судебному производству иска о взыскании задолженности и неустойки по несвоевременной уплате арендных платежей в бухгалтерском учете арендатора обязательства (кредиторская задолженность по аренде) признаны согласно СГС «Аренда» в полном объеме, то резерв признается на сумму предъявляемой неустойки как дополнительно возникшее потенциальное обязательство, которое ранее не было учтено.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При этом стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса. Если иск удовлетворен частично, указанные в статье 98 Гражданского процессуального кодекса судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Общая величина судебных расходов по оспоримому исковому требованию на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству не может быть оценена расчетно-документально.

Таким образом, информация о судебных расходах на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству подлежит раскрытию субъектом учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве условного обязательства (п. 34 СГС «Резервы») без признания резерва.

В соответствии с пунктом 121 Инструкции № 162н формирование сумм резервов по претензиям, искам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 29Х[1] «Расходы экономического субъекта» и кредиту счета 0 401 60 29Х1 «Резервы предстоящих расходов».

Вопрос: Каков порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций, связанных с получением музейных предметов и музейных коллекций по договорам безвозмездного пользования на время проведения выставочных проектов?

Ответ:

Согласно статье 16 Закона от 26 мая 1996 г. № 54‑ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда России и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством России.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям, утвержденного постановлением Правительства России от 10 августа 2017 г. № 960, музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части Музейного фонда России и находящиеся в федеральной собственности, передаются по договорам безвозмездного бессрочного пользования или пользования на определенный срок музеям в целях осуществления просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, их учета, хранения, изучения и публичного представления.

В соответствии с пунктом 333 Инструкции № 157н счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды.

Обратите внимание, указанные хозяйственные операции не порождают возникновение доходов, с учетом этого объектов учета аренды не возникает (СГС «Аренда» не применяется).

Информация о полученных на время проведения выставочных работ по договорам безвозмездного бессрочного пользования (или пользования на определенный срок) музейных предметах и музейных коллекциях, входящих в состав государственной части Музейного фонда России и находящихся в федеральной собственности, подлежит забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование».



[1] В соответствии с Порядком № 209н.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама