Стопкоронавирус. Экстренные меры

В связи с пандемией коронавируса COVID-19 Правительством России разработаны экстренные меры не только в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и в части нормативно-правовых актов, регулирующих работу граждан и учреждений в таких условиях.

Принятые меры направлены на снижение потенциального ущерба от пандемии:

  • объявлены нерабочие дни, работодатели по возможности переводят работников на удаленную работу;
  • введены налоговые каникулы;
  • предусмотрены изменения в порядок закупок товаров, работ, услуг;
  • предусмотрены иные меры, позволяющие уменьшить последствия от распространения болезни.
  • Чтобы не растеряться в большом потоке информации, мы представим важные нововведения в компактном формате.

Законодательная база

  • Обращения Президента России к гражданам от 25 марта, 2 апреля 2020 года;
  • Указ Президента России от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 239);
  • Указ Президента России от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (далее — Указ № 206);
  • Указ Президента России от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • постановление Правительства России от 18 марта 2020 г. № 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина» (далее — Постановление № 294);
  • Закон от 18 марта 2020 г. № 62‑ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 62‑ФЗ);
  • Закон от 1 апреля 2020 г. № 71‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 71‑ФЗ);
  • Закон от 1 апреля 2020 г. № 103‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» (далее — Закон № 103‑ФЗ);
  • Закон от 1 апреля 2020 г. № 98‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98‑ФЗ);
  • Закон от 1 апреля 2020 г. № 104‑ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка»;
  • Закон от 7 апреля 2020 г. № 114‑ФЗ «О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 114‑ФЗ);
  • Закон от 22 апреля 2020 г. № 120‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» (далее — Закон № 120‑ФЗ);
  • Закон от 22 апреля 2020 г. № 121‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 121‑ФЗ);
  • постановление Правительства России от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление № 409);
  • постановление Правительства России от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление № 438);
  • письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • письма Минфина России от 26 марта 2020 г. № 24-06-08/24077, 27 марта 2020 г. № 24-06-08/24649 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» (далее — письма № 24-06-08/24077, 24-06-08/24649);
  • совместное письмо от 3 апреля 2020 г. Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»;
  • разъяснения Роскомнадзора «Особенности использования тепловизоров работодателями — операторами персональных данных — с целью предотвращения распространения коронавируса»;
  • расширенная система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», которыми можно воспользоваться в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 (https://онлайнинспекция.рф/covid19).

Трудовые отношения

Согласно статье 11 Закона от 30 марта 1999 г. № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности:

  • выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Соблюдая меры предосторожности, многие работодатели согласно возможностям технологических процессов (основной деятельности) перевели своих работников на работу на удаленном доступе, в связи с чем возник ряд вопросов:

  • что нужно для работы на дому (порядок организации работы, локальные акты);
  • размер заработной платы на это время;
  • возможен ли перенос отпуска, если он совпадает с объявленными нерабочими днями;
  • другие.

Разъяснения по вопросам организации работы на удаленном доступе даны в документе Минтруда России от 23 марта 2020 года «Вопросы — ответы по организации удаленной работы и оформлению больничных в период кампании по противодействию распространению коронавируса» (https://rosmintrud.ru/employment/employment/785).

Организация работы

С чего начать? Ряд мер, направленных на сокращение распространения новой коронавирусной инфекции, предусматривает организацию работы учреждения в условиях удаленного доступа. При этом учреждение-работодатель определяет:

  • список работников, которых необходимо (или возможно) перевести на удаленный доступ;
  • материально-технические ресурсы сотрудников для возможности перехода на удаленную работу. При отсутствии — возможность обеспечения необходимыми оргтехникой, расходными материалами;
  • график работы;
  • порядок обмена электронной информацией;
  • правила контроля удаленной работы сотрудников;
  • обеспеченность средствами индивидуальной защиты, антисептическими средствами работников, которых в силу специфики невозможно определить на удаленный доступ к рабочему месту (например, охранников, IT-специалистов и др.).

Также следует издать приказ о временном переводе сотрудников на удаленную работу и ознакомить их с документом. Переход на удаленный режим работы можно оформить путем обмена электронными образцами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке (письмо Минтруда России от 27 марта 2020 г. № 14-4/10/П-2741).

Приказ о необходимости продолжать работу в штатном режиме должен содержать не только перечень должностей и лиц, но и работников, которые будут отвечать за меры профилактики (например, ответственного за измерение температуры тела, выдачу антисептиков и т. д.).

При организации работы сотрудников медицинских учреждений следует учитывать следующее.

Согласно пункту 3 статьи 99 Трудового кодекса привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается без его согласия в отдельных случаях, в том числе при производстве неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Минимальные требования к оснащению структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 утверждены приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее — Требования № 198).

Согласно Требованиям № 198 установлен порядок организации дополнительной подготовки медицинских работников в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также алгоритмы действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в стационарных, амбулаторных условиях, на дому.

Принципы рационального использования средств индивидуальной защиты в медицинских организациях разъяснены во Временных методических рекомендациях «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (версия 5 (08.04.2020))», утвержденных Минздравом России.

Вправе ли работодатель отправить работников в отпуск за свой счет из-за коронавируса? Ответ: нет. Отпуск без сохранения заработной платы может быть оформлен работодателем исключительно по инициативе работника.

Дистанционные трудовые отношения

Заключение трудового до­­гово­ра

Дистанционное заключение договора в обычное время востребовано в отдельных случаях. Но что делать, если возникла необходимость самоизоляции, а переговоры об устройстве на работу прошли успешно? Особенности регулирования труда дистанционных работников закреплены в главе 49.1 Трудового кодекса.

Трудовой договор должен быть оформлен в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Один подписанный экземпляр трудового договора передается работнику.

Кроме того, возможно подписание трудового договора усиленной квалифицированной электронной подписью.

Расторжение трудового до­говора

Порядок дистанционного расторжения трудового договора также закреплен трудовым законодательством: соблюдение сроков и порядка уведомления работодателя (если инициатор увольнения — работник) либо в части сроков уведомления и перечисления выплат работнику (если инициатор увольнения — работодатель).

Оплата труда

В соответствии с Указами № 206 и 239 с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы.

В этих целях работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается.

Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере.

Введение нерабочих дней в соответствии с Указами № 206 и 239 не распространяется на работников следующих организаций, в частности:

  • медицинских и аптечных организаций, организаций, обеспечивающих непрерывность их производственно-технологической деятельности, а также организаций социального обслуживания;
  • непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям;
  • организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения.

Кроме того, введение нерабочих дней не распространяется на работников организаций в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоочистки и водоотведения; эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;

  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости; организаций, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги; организаций торговли;
  • организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции;
  • организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления; организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения;
  • организаций системы нефтепродуктообеспечения; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций; организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • Пенсионного фонда России и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;
  • Фонда социального страхования России и его территориальных органов, обеспечивающих организацию и осуществление выплат по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполняющих функции по обеспечению оплаты медицинским организациям оказанной медицинской помощи.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами следует определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов.

Государственным органам субъектов России и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории России необходимо определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов.

Вопросы, связанные с прекращением работы работников, работающих вахтовым методом, на которых распространяется действие Указа № 206, решаются по соглашению сторон трудовых отношений.

Руководители федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления самостоятельно определяют численность служащих и работников, которые будут обеспечивать функционирование этих органов (организаций), включая возможность работы дистанционно, а также численность служащих и работников, для которых вводятся нерабочие дни. Указанные решения оформляются приказом (распоряжением) соответствующего органа, локальным нормативным актом организации.

Руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил.

Простой

Согласно нормам Трудового кодекса простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусом, приостанавливается работа отдельных учреждений (структурных подразделений). Поэтому необходимо издать локальный акт с указанием даты начала простоя, который вводится согласно распорядительному документу. Работников следует ознакомить с таким приказом под роспись.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).

Временные правила оформления больничных листов

Постановлением № 294 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина (далее — Временные правила). Данное постановление вступило в силу с 20 марта 2020 года и действует до 1 июля 2020 года.

Временные правила распространяются на застрахованных лиц, прибывших в Россию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусом, а также на проживающих совместно с ними застрахованных лиц.

В каждом субъекте России назначено до трех уполномоченных медицинских организаций, которые будут дистанционно выдавать и оформлять электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

Застрахованное лицо, побывавшее в стране с зарегистрированными случаями 2019-nCoV, и проживающие вместе с ним лица должны направить в ФСС России заявление о выдаче ЭЛН. К заявлению прилагаются документы (сведения), перечисленные в пункте 7 Временных правил. ФСС России обеспечивает передачу заявления и прилагающихся к нему документов (сведений) в уполномоченные медицинские организации в день получения документов. Уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от ФСС России принимает решение о выдаче (формировании) электронного листка нетрудоспособности единовременно на 14 календарных дней.

Согласно пункту 13 Временных правил застрахованное лицо вправе самостоятельно сообщить страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) номер сформированного ему ЭЛН.

ФСС России осуществляет назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности в следующие сроки:

  • за первые 7 календарных дней временной нетрудоспособности — в течение одного рабочего дня со дня получения от страхователя документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, но не позднее окончания 7-го календарного дня временной нетрудоспособности;
  • за последующие календарные дни временной нетрудоспособности — в течение одного календарного дня со дня окончания временной нетрудоспособности (п. 15 Временных правил).

Оплата такого больничного будет происходить из средств фонда ФСС, а не из бюджета работодателя (информация Федерации независимых профсоюзов России от 23 марта 2020 года «Фонд социального страхования выдает больничные дистанционно»).

Постановлением Правительства России от 16 апреля 2020 г. № 517 внесены изменения в Постановление от 1 апреля 2020 г. № 402 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше».

Изменения касаются периода выдачи листков нетрудоспособности, поскольку период, объявленный нерабочими днями, продлен до 30 апреля 2020 года (Указ № 239). Листки нетрудоспособности выдаются единовременно:

  • на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 года;
  • на 11 календарных дней с 20 по 30 апреля 2020 года.

Обратите внимание, что в период ежегодного оплачиваемого отпуска заработок не утрачен, следовательно, за период карантина, приходящийся на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином действующим законодательством не предусмотрена. В связи с этим, по мнению Минтруда России, временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска в соответствии со статьей 124 Трудового кодекса (письмо Минтуда России от 9 апреля 2020 г. № 14-2/В-393).

Бюджетная методология

Изменения в Бюджетный кодекс

Изменения также затронули главный закон бюджетной сферы — Бюджетный кодекс.

Закон № 71‑ФЗ определяет порядок оперативного увеличения бюджетных ассигнований на мероприятия по стабилизации экономики в ходе исполнения федерального бюджета 2020 года, без внесения в него поправок, а также упрощен порядок субсидирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Кроме того, возможно выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта России, местного бюджета на выделение субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно России, субъекту России, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, но только в случаях, установленных федеральными законами, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности данных юридических лиц или в государственной (муниципальной) собственности) (ст. 78 БК РФ).

Планирование бюджетных ассигнований — в новой редакции статей 174.2, 219 Бюджетного кодекса.

Бюджетный контроль — в новой редакции статьи 266.1 Бюджетного кодекса.

Законом № 114‑ФЗ статья 47.2 Бюджетного кодекса дополнена новыми основаниями признания задолженности по платежам в бюджетную систему России безнадежной к взысканию.

Закон № 103‑ФЗ, в частности, приостановил до 1 января 2021 года действие пунктов 2 и 3 статьи 53, пунктов 2 и 3 статьи 59, пунктов 2 и 3 статьи 64, пункта 2 статьи 96.10, пункта 8 статьи 103, абзаца третьего пункта 1 статьи 130 (в части распределения между субъектами России бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления субвенций и субсидий бюджетам субъектов России).

В соответствии с Законом № 120‑ФЗ статья 2.1 Закона от 12 ноября 2019 г. № 367‑ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» дополнена пунктами 16–18.

Согласно пункту 16 в случае размещения в 2020 году субъектом России (муниципальным образованием) государственных ценных бумаг субъекта России (муниципальных ценных бумаг) доходность к погашению, рассчитанная исходя из цены размещения указанных ценных бумаг, не может превышать ключевую ставку Банка России, увеличенную на 1 процентный пункт, действующую на дату принятия решения о размещении государственных ценных бумаг субъекта России (муниципальных ценных бумаг), если у субъекта России (муниципального образования) на дату размещения отсутствует кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством России, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством России.

В соответствии с пунктом 17 в 2020 году из бюджета субъекта России бюджету другого субъекта России может быть предоставлен бюджетный кредит на срок до трех лет. Цели предоставления бюджетного кредита и размеры платы за пользование бюджетным кредитом устанавливаются законом субъекта России о бюджете или решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России. Предоставление, использование и возврат субъектом России указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта России, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, из бюджета которого предоставлен бюджетный кредит.

Согласно пункту 18 в 2020 году Правительство России вправе осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования и предоставлять государственные гарантии с превышением предусмотренных Законом от 2 декабря 2019 г. № 380‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга, программ государственных внутренних (внешних) заимствований, программ государственных гарантий.

Бюджетный учет

Соблюдая все меры предосторожности в такой ситуации, необходимо приобретать средства для проведения профилактических мероприятий: медикаменты, медицинские маски, шапочки, халаты, бахилы и другие одноразовые средства индивидуальной защиты.

Методология бухгалтерского (бюджетного) учета предусматривает применение аналитических счетов учета материальных запасов в зависимости от отраслевой принадлежности учреждения.

Медицинские учреждения приобретение материальных запасов, в частности средств дезинфекции в целях оказания медицинской помощи (медицинских услуг) и для собственных нужд в рамках одного договора (госконтракта), отражают на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства». В случае приобретения в рамках отдельного договора (госконтракта) для хозяйственных нужд учреждения применяют счет 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Иные учреждения (не оказывающие медицинских услуг) расходы на приобретение дезинфицирующих средств (с целью профилактики) отражают на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Расходы государственных (муниципальных) органов, учреждений на мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции подлежат отражению по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из отраслевой (функциональной) направленности соответствующего органа, учреждения в соответствии с Порядком № 85н.

Приобретение:

  • лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, следует отражать по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
  • спецодежды (например, специальных комбинезонов, респираторов) следует отражать по подстатье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (Порядки № 85н, 209н).

Вместе с тем приобретение:

  • бесконтактных измерителей температуры, диспенсеров для антисептических средств, облучателей (облучателей-рециркуляторов), бактерицидных и иных приборов (оборудования), срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
  • термометров (срок полезного использования которых менее 12 месяцев), бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток — в случае приобретения медицинским учреждением в рамках одного контракта (договора) указанных материальных запасов как в целях оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд учреждения, в том числе для посетителей учреждения, — расходы на оплату данных контрактов (договоров) также подлежат отражению по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ;
  • бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток для своих сотрудников (персонала) в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией подлежит отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (письмо Минфина России от 6 апреля 2020 г. № 02-08-10/27111).

Выдачу дезинфицирующих средств работникам с профилактической целью следует сопрягать с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н (далее — Приказ № 1122н). Приказом № 1122н также утвержден Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», согласно которому правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств распространяются на работодателей — юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Бюджетная отчетность

Особенности составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года главными администраторами средств указаны в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 31 марта 2020 г. № 02-06-07/25698 / 07-04-05/02-6676.

Особенности составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов на 1 апреля 2020 года установлены в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 31 марта 2020 г. № 02-06-07/25700 / 07-04-05/02-6677.

Согласно этому письму раскрытие данных в бюджетной отчетности, в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений (далее — бюджетная (бухгалтерская) отчетность) в 2020 году осуществляется по действующим кодам бюджетной классификации с учетом Порядка № 85н, приказа от 29 ноября 2019 г. № 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», а также Порядка № 209н.

Минфин России приказом от 6 апреля 2020 г. № 53н внес изменения в приказ от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=129962-prikaz_minfina_rossii_ot_06.04.2020__53n_o_vnesenii_i....

Установлено, что бухгалтерская отчетность, предусмотренная Инструкцией № 33н, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года и на 1 мая 2020 года не составляется и не представляется.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России.

Процессуальная практика

Отдельные вопросы судебной практики, связанные с применением законодательства и мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), разъяснены в обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда России 21 апреля 2020 года (далее — Обзор Президиума ВС РФ).

Так, если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). В этом случае должник не несет ответственности за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401, п. 2 ст. 405 ГК РФ). Если кредитор не отказался от договора, должник после отпадения обстоятельств непреодолимой силы применительно к пунктам 1, 2 статьи 314 Гражданского кодекса обязан исполнить обязательство в разумный срок.

Обратите внимание, что в Обзоре Президиума ВС РФ сделан вывод — признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т. д.).

Так, отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т. п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 Гражданского кодекса.

Налогообложение

Налоговая отчетность

Согласно Постановлению № 409 продлены:

на 3 месяца

  • установленный Налоговым кодексом срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость);
  • налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов;
  • расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами;
  • расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март — май 2020 года;

до 15 мая 2020 года

  • срок представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года.

Кроме того, согласно Постановлению № 409 приостановлено до 31 мая 2020 года включительно:

  • вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Налоги

НДФЛ

Законом № 121‑ФЗ статья 217 Налогового кодекса дополнена пунктами 81 и 82.

В соответствии с пунктом 81 освобождены от НДФЛ доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета. А пункт 82 освобождает от НДФЛ доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

Указанные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Налог на прибыль

Закон № 62‑ФЗ внес изменения в статью 284.1 Налогового кодекса в части перечня медицинских организаций, имеющих право применять нулевую ставку по налогу на прибыль.

Если ранее применять нулевую ставку по налогу на прибыль могли медицинские организации с численностью не менее 50 процентов штатных работников, имеющих сертификат специалиста (непрерывно в течение налогового периода), то с 18 марта 2020 года подтверждением прав медработника может быть свидетельство об аккредитации.

Указанные изменения применяются к налоговой базе на прибыль организаций, начисляемой начиная с 1 января текущего года.

Законом № 121‑ФЗ внесены следующие изменения.

Доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством России (далее — субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19), и произведенные за их счет расходы не включаются в базу для расчета налога на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, необходимых для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Список дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством России, их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти медицинские изделия пополнили список имущества, не подлежащего амортизации (подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ). Их стоимость полностью учитывается при расчете налога на прибыль. В то же время расходы, произведенные за счет субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19, при расчете налога на прибыль не учитываются (подп. 48.26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Изменения коснулись и порядка исчисления налога и авансовых платежей, закрепленных статьей 286 Налогового кодекса.

Налогоплательщикам, уплачивающим в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, предоставлено право перейти до окончания 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года.

Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм. Применение нормы необходимо отразить в учетной политике организации и уведомить об этом налоговый орган в установленный срок не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого она переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года (п. 2.1 ст. 286 НК РФ).

Для возможности применять нормы пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса — вносить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль — средняя квартальная сумма доходов от реализации увеличена с 15 миллионов рублей до 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст. 2 Закона № 121‑ФЗ).

Расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции также можно учесть при ЕСХН и УСН (подп. 46 п. 2 ст. 346.5 и подп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Государственный контроль

Согласно Постановлению № 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

  • внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента России, поручения Правительства России с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и подпунктом 4 пункта 10 статьи 19 Закона от 4 мая 2011 г. № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внимание!

Налоговые санкции за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется.

Ответственность, предусмотренная статьей 26.31 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», за правонарушения, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно, не применяется, производство по таким нарушениям не осуществляется.

Больше информации вы найдете на сайте журнала «Бюджетный учет» (https://www.b-uchet.ru)


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама