Доходы учреждений по новому стандарту.Что проверит контролер

С 1 января 2019 года вступил силу СГС «Доходы». Очень важно, что стандарт выделяет две группы доходов: от обменных и необменных операций. Рассмотрим, какие виды доходов относят к этим группам, в какой момент и в какой оценке их учитывать и как это проверить.

Н. М. ГУСЕВА, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик-эксперт

Проверка признания доходов

Доходные операции отражаются в учете по правилам СГС «Доходы», и применяется этот стандарт одновременно с СГС «Концептуальные основы» (п. 2 СГС «Доходы»).

Доход учреждения должны признавать в полной сумме ожидаемых поступлений. Проверьте, если учреждение предоставляло заказчику скидки, то доход уменьшается на величину предоставленных скидок и льгот.

Справочно.

Доход — это поступление экономических выгод или увеличение полезного потенциала активов (п. 43 СГС «Концептуальные основы»).

Есть два главных условия, чтобы признать доход:

1. Наступило событие, в результате которого ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала.

2. Денежную величину дохода можно надежно оценить.

Учреждение корректирует доход, если предполагается, что оплата поступит через 12 месяцев с даты признания дохода или позднее. Для этого идет увеличение дохода на ставку дисконтирования — ключевую ставку Центробанка России, которая действует на отчетную дату.

Стандарт не применяется к доходам, которые получены в результате:

  • получения или передачи материальных ценностей по договору аренды, имущественного найма или безвозмездного пользования;
  • продажи запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;
  • продажи основных средств и нематериальных активов;
  • изменения справедливой стоимости или выбытия финансовых активов и финансовых обязательств;
  • первоначального признания и изменения справедливой стоимости биологических активов и биологической продукции;
  • изменения справедливой стоимости других нефинансовых активов;
  • изменения обменных курсов рубля;
  • инвестиций — дивиденды, объявленные или выплаченные объектом инвестирования, которые учитываются по методу долевого участия.

Проверьте, что эти доходы учитываются по другим стандартам учета, например СГС «Аренда», СГС «Основные средства», и применяйте стандарт к поступлениям, которые связаны с вкладами собственников (учредителей). Такие поступления доходом не признаются (п. 43 СГС «Концептуальные основы»).

Стандарт делит доходы на две учетные группы: доходы от обменных операций и доходы от необменных операций. Деление обу­словлено различиями в экономическом содержании доходов, разными принципами признания их в учете и раскрытия в отчетности. Состав доходов каждой из групп показан в таблице 1.

5.jpg

Доходы от обменных операций

К доходам от обменных операций относят доходы от собственности и доходы от реализации.

Обмен без денежных расчетов — это тоже доход. Он должен быть признан так же, как если бы признавали доходы за денежную плату. Исключение — обмен по законодательству на аналогичные по характеру и стоимости продукцию, работы или услуги. Такой обмен не формирует дохода учреждения.

Доходы от реализации

К доходам от реализации относятся доходы:

  • от продажи товаров, готовой продукции, биологической продукции;
  • оказания услуг, выполнения работ, в том числе за счет субсидии на госзадание.

Доходы признаются в разрезе отдельных видов продукции, услуг, работ исходя из экономического содержания операций по бюджетной классификации.

Особенности признания отдельных доходов показаны в таблице 2.

6.jpg

Доход от реализации товаров, готовой или биологической продукции признается на дату, когда выполнены все условия:

  • учреждение передало покупателю вместе с имуществом контроль над ним, а также риски и выгоды, связанные с владением;
  • учреждение получило право на экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с операцией;
  • доход определен в точной величине.

Доходы от собственности

К доходам от собственности относятся следующие доходы:

  • плата за передачу в возмездное пользование государственного или муниципального имущества. Учет в этом случае учреждение должно вести по СГС «Аренда»;
  • проценты, которые получены на остаток средств в банке;
  • доходы от передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление;
  • доходы от предоставления бюджетных займов и кредитов;
  • часть прибыли государственных и унитарных предприятий, которая осталась после уплаты всех налогов и сборов;
  • дивиденды по акциям, которые принадлежат России, субъектам или муниципальным образованиям;
  • другие доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.

Доходы признаются в разрезе доходов исходя из экономического содержания операций по бюджетной классификации с учетом видов переданного имущества.

Особенности признания отдельных доходов показаны в таблице 3.

7.jpg

Доходы от необменных операций учреждений

К доходам от необменных операций учреждений относятся санкции по контрактам, возмещения ущерба и прочие доходы.

Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба

Доходы от штрафных санкций по контрактам, возмещений ущерба признаются в разрезе оснований, по которым они возникли, исходя из экономического содержания операций по бюджетной классификации.

Доходы должны быть отражены на дату, когда появилось право требовать уплату штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Например, вступило в силу решение суда, предъявили требование уплатить неустойку по контракту. Величина дохода — сумма, указанная в данных документах.

Прочие доходы от необменных операций

К доходам от прочих необменных операций учреждений относят в том числе гранты и целевые субсидии, другие безвозмездные поступления денежных средств или имущества. Признаются такие доходы в разрезе целевых назначений исходя из экономического содержания операций по бюджетной классификации (п. 36, 37 СГС «Доходы»). Особенности признания отдельных доходов показаны в таблице 4.

8.jpg

Доходы от необменных операций у администраторов доходов бюджета

Органы власти и казенные учреждения с правами администраторов могут получать следующие доходы от необменных операций:

  • налоги, сборы, пошлины, таможенные платежи;
  • страховые взносы;
  • безвозмездные поступления от бюджетов;
  • штрафные санкции и возмещения ущербов;
  • прочие доходы.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 6, пунктах 15, 21, 27 СГС «Доходы», пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса.

Эти доходы признаются в разрезе отдельных видов налогов, сборов, пошлин и платежей с учетом бюджетной классификации.

Доходы отражаются на дату, когда получена информация о том, что у плательщика возникла обязанность уплатить налог, сбор, госпошлину или таможенный платеж. Например, на основании налоговых или таможенных деклараций. Доходы, которые распределяются между бюджетами, учитываются на основании документов от Федерального казначейства о том, что операция проведена. Величина дохода — сумма, которая указана в документах, подтверждающих доход.

Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование

К таким доходам относятся установленные законодательством платежи, взимаемые с организаций и граждан, чтобы государство финансировало страховое обеспечение физических лиц.

Доходы признаются в разрезе:

  • платежей по видам обязательного страхования — пенсионное, медицинское, социальное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • взносов на дополнительное соцобеспечение отдельных категорий физических лиц.

Контролер должен внимательно проверить бюджетную классификацию.

Доходы должны быть отражены на дату, когда была получена информация о том, что у плательщика возникла обязанность уплатить страховой взнос. Величина дохода — сумма, которая указана в информации.

Доходы от безвозмездных поступлений из бюджетов

К доходам от безвозмездных поступлений из бюджетов относятся:

  • дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов и их возвраты;
  • безвозмездные и безвозвратные трансферты от наднациональных организаций и правительств иностранных государств, от международных финансовых организаций.

Эти доходы признаются в разрезе отдельных видов поступлений исходя из их экономического содержания по бюджетной классификации.

Не отражаются в доходах платежи, которые поступили без документов об обязанности плательщика их перечислить, эти суммы включаются в состав авансовых поступлений. Особенности признания отдельных видов безвозмездных поступлений из бюджета отражены в таблице 5.

9.jpg

Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба

К таким доходам относятся экономические выгоды или полезный потенциал, который получен или ожидается к получению от административных платежей и штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба в соответствии с законом.

Доходы от принудительных изъятий признаются в разрезе оснований, по которым они возникли, исходя из экономического содержания операций по бюджетной классификации.

Доходы должны быть отражены на дату, когда появилось право требовать уплаты штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Например, когда вступило в силу постановление по делу об административном правонарушении, определение о судебном штрафе, когда предъявили требование уплатить неустойку по контракту. Величина дохода — сумма, указанная в данных документах.

Такие правила учета доходов от штрафов, пеней — в пунк­тах 32–35 СГС «Доходы».

Прочие доходы от необменных операций

К доходам от прочих необменных операций относят безвозмездные поступления денежных средств или имущества. Администраторы бюджетов признают эти доходы в том же порядке, что и учреждения.

КВД и КОСГУ

Доходы от обменных и необменных операций распределяются по кодам бюджетной классификации и кодам КОСГУ. Правила, как формировать коды доходов бюджетов, указано в разделе II Порядка применения КБК № 132н, применявшемуся при исполнении бюджетов бюджетной системы в 2019 году. С 2020 года применяются приказы № 85н и № 207н. Доходные коды КОСГУ перечислены в пунктах 9.1–9.9 Порядка применения КОСГУ № 209н.

Справочно.

Внимание! С 2020 года изменилась форма плана финансово-хозяйственной деятельности. Много изменений произошло также и в бюджетной классификации.

Справочно.

Особого внимания заслуживает проверка соответствия групп доходов аналитическим группам подвидов доходов и кодов КОСГУ.

Списание задолженности по доходам

Задолженность по доходам, которую дебитор не оплатил в срок и которая не подпадает под критерии актива, признается сомнительной или безнадежной.

Сомнительной признана задолженность, если есть неопределенность, получит ли учреждение от нее экономические выгоды или полезный потенциал. Например, неизвестно местонахождение должника, поэтому неясно, оплатит ли он долг.

Безнадежной признается задолженность, если ее невозможно взыскать с дебитора. Например, организация-должник ликвидирована.

Безнадежная задолженность списывается с балансового или забалансового учета — в зависимости от того, где она учтена на момент признания безнадежной. Одновременно уменьшаются текущие доходы (резерв по сомнительным долгам). Необходимо проверить наличие основания — решения комиссии о том, что задолженность безнадежна, с приложением подтверждающих документов.

Раскрытие информации о доходах в отчетности

В пояснительной записке к годовой отчетности необходимо проверить, какие положения учетной политики учреждения устанавливают в качестве особенностей признания доходов. Особого внимания требует проверка информации о:

  • доходах в разрезе групп, подгрупп — в зависимости от экономического содержания. Если были скидки или льготы, они должны быть указаны по каждой группе. Раздельно также должны быть указаны доходы от субсидий и платной деятельности;
  • доходах от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей. Необходимо проверить описание характера этих ценностей;
  • основных видах безвозмездно полученных услуг или работ. Например, бесплатный ремонт, безвозмездные транспортные услуги и т. д.;
  • суммах дебиторской задолженности по необменным операциям;
  • суммах изменений доходов будущих периодов по видам доходов;
  • суммах обязательств по авансовым поступлениям.

Плановые и прогнозные назначения по доходам субъекта должны быть отражены так, как они утверждены в плановых документах (например, в плане ФХД).

Сравнение с показателями прошлых лет отражается начиная с отчетности за 2020 год.

Публикации Н. М. Гусевой по данной тематике читайте в журнале «Финконтроль» № 01/2019, 02/2019, 03/2019, 04/2019, сайт rufincontrol.ru


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама