Правила договорной работы

Основы и особенности договорной работы содержатся в нормативных правовых актах. Разберем нюансы работы по заключению, изменению, расторжению отдельных видов договоров.

А. В. кондратьева, бухгалтер

Согласно статье 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, преду­смотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Договорная работа в учреждении охватывает основные этапы:

  • заключение договоров (государственных контрактов);
  • исполнение договоров (государственных контрактов).

Контрактная служба

Требования к контрактной службе учреждения, ее функции и полномочия закреплены в статье 38 Закона № 44-ФЗ.

Обязанность создания контрактной службы возникает у учреждений бюджетной сферы, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей.

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 (далее — Регламент).

Согласно пункту 6 Регламента контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Функциональные обязанности контактной службы, в том числе, включают:

  • организацию закупок;
  • проведение закупок;
  • решение вопросов при изменении и расторжении контракта.

Обратите внимание, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно пункту 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Учитывая изложенное, работником контрактной службы может являться специалист, имеющий диплом о высшем образовании по любой специальности, или специалист, имеющий любое среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок, а также государственный (муниципальный) служащий, имеющий диплом о высшем образовании (по любой специальности) и прошедший 16-часовую программу повышения квалификации в сфере закупок.

Установление требований к контрактному управляющему (работнику контрактной службы) (формирование должностной инструкции) возможно с применением профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утвержденного приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н.

Работниками контрактной службы могут быть только работники заказчика (письмо Минэкономразвития России от 16 ноября 2016 г. № Д28и-2993).

Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Регламента). Однако целесообразно учесть такое количество работников, которое позволит организовать процесс работы с учетом отпусков и возможных листков временной нетрудоспособности.

Лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Проверка контрагента на надежность

В настоящее время требований по оценке контрагентов не преду­смотрено. Вместе с тем применение принципа осмотрительности в процессе договорной работы необходимо.

При выборе контрагента следует руководствоваться изучением следующих документов контр­агента (возможно в копиях, оформленных в установленном порядке):

  • устав;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • приказ о назначении руководителя;
  • отчетность;
  • справка из налогового органа об отсутствии задолженности.

В определении от 29 ноября 2016 г. № 305-КГ16-10399 Верховный Суд отметил, что противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность товародвижения от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления ему товара, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и более дальних звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов, сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, являющегося покупателем товаров.

Форма договора

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными (ст. 434 ГК РФ).

Справочно.

Порядок ведения договорной работы — механизм взаимодействия всех участников процесса.

Классификация договоров по видам базируется на нормативном правовом значении. Видовая градация (разновидности гражданско-правовых договоров) отражена в разделе IV «Отдельные виды обязательств» Гражданского кодекса. Часть видов договоров имеет разновидности. Например, договор купли-продажи имеет такие разновидности, как поставка товаров для государственных нужд, поставка товаров, энергоснабжение и другие.

Учреждение вправе разработать порядок ведения договорной работы.

Основными разделами такого локального акта могут быть:

  • преддоговорная работа;
  • учет входящей и исходящей документации;
  • процедура прохождения согласования документов (проекты договоров, дополнительных соглашений, протоколов разногласий и т. д.);
  • контроль исполнения договоров;
  • претензионная работа.

Обычаями делового оборота приняты определенные разделы договоров (государственных контрактов):

  • реквизиты договора (название (вид), место заключения, дата заключения);
  • предмет;
  • срок действия;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • порядок расчетов;
  • разрешение споров;
  • реквизиты сторон (юридический адрес, банковские реквизиты, подписи сторон).

Преддоговорные споры

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении до­говора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (ст. 446 ГК РФ).

Изменение цены товара

Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий — по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса.

Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара (ст. 485 ГК РФ). Например, при условии заключенного договора цена поставки может измениться с учетом выборки товаров свыше оговоренной суммы.

Приемка работ, услуг

Договор подряда

Приемка учреждением работ по договору подряда имеет особенности.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (ст. 720 ГК РФ).

Порядок осуществления приемки работ по договору подряда и определение сроков в договоре позволяют избежать разногласий с подрядчиком. При этом учреждению в рамках утвержденного порядка ведения договорной работы в разделе «Порядок приемки результатов работ по договору подряда» (положение) целесообразно предусмотреть:

  • состав комиссии по приемке работ;
  • сроки, место приемки работ, включая подэтапы;
  • ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
  • порядок передачи документов в электронном формате.

Договор услуг

Согласно статье 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обу­чению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51 Гражданского кодекса.

Исполнение

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки (ст. 309 ГК РФ).

Условиями договора (государственного контракта) определяется срок подписания актов выполненных работ, накладных, иных документов, подтверждающих факт выполнения принятых обязательств.

Как определяется дата документа по договорам (госконтрактам)? Правила оформления организационно-распорядительных документов; состав реквизитов документов; правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков; состав реквизитов бланков; схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов определены ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержден приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст (далее — ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Согласно пункту 5.10 ГОСТ Р 7.0.97-2016 дата документа должна соответствовать дате подписания (утверждения) документа или дате события, зафиксированного в документе. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату.

Обратите внимание, что дата документа влияет как на отражение хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете, так и на определение налоговой базы в налоговом учете.

Отметим, что законодательно унифицированная форма акта сдачи выполненных работ, услуг не установлена. В связи с чем такую форму необходимо закрепить в рамках сформированной учетной политики учреждения с отражением в ней всех обязательных реквизитов первичного документа (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Прекращение действия договора

Нормы прекращения обязательств исполнением закреплены в статье 408 Гражданского кодекса.

Договор считается исполненным раньше обозначенного срока в случае досрочного исполнения обязательств. Например, договор заключен сроком до 31 декабря текущего года. Обязательства исполнены в ноябре.

Окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 68 постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Реестр договоров

Согласно статье 4.1 Закона № 223-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Порядок ведения такого реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, установлен постановлением Правительства России от 31 октября 2014 г. № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в рамках Закона № 44-ФЗ ведется единая информационная система, правила функционирования которой утверждены постановлением Правительства России от 23 декабря 2015 г. № 1414.

Обратите внимание, что актуализирован Порядок обмена информацией между заказчиком и Казначейством России в целях ведения реестра контрактов, составляющих государственную тайну (приказ Казначейства России от 8 ноября 2019 г. № 31н «О внесении изменений в Порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, а также направления Федеральным казначейством заказчику сведений, извещений и протоколов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. № 18н»), в частности перечень кодов, которые указываются при формировании информации о контракте, заключенном с единственным контрагентом.

Кроме того, скорректированы правила формирования информации о цене контракта, о размере внесенного обеспечения его исполнения, в составе которой указывается наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата контракта, в соответствии с Общероссийским классификатором валют.

Односторонний отказ

Закупки учреждений бюджетной сферы возможны исключительно согласно нормам Законов № 44-ФЗ, 223-ФЗ. При этом должны соблюдаться нормы гражданского законодательства.

Согласно Гражданскому кодексу допускаются случаи одностороннего отказа от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий (ст. 310 ГК РФ). Например, односторонний отказ от исполнения возможен и в отношении договоров поставки, возмездного оказания услуг.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (ст. 450.1 ГК РФ).

Согласно статье 523 Гражданского кодекса односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
  • неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
  • Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
  • неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
  • неоднократной невыборки товаров.

Кроме того, при отсутствии у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

В уведомлении о расторжении договора в одностороннем порядке следует изложить обязательства, подлежащие исполнению.

Последствия заключенного договора

Заключенный договор — один из фактов хозяйственной жизни учреждения. Применение той или иной формулировки влечет как обязательства по гражданскому законодательству, так и налоговые последствия.

Рассмотрим отдельные позиции, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние учреждения (финансовые потери) в случае отдельных упущений.

1. НДС. Неправильно указанная ставка НДС влечет доначисление указанного налога с пенями.

2. Оплата коммунальных услуг по договору аренды помещения у физического лица. У юридического лица возникает обязанность подачи сведений о доходе физического лица (доход от возмещения коммунальных платежей), подлежащего налогообложению НДФЛ.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама