Отдельные вопросы учета

В рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые встречаются в практике действующего бухгалтера.

М. Ю. ВАСИНА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Разъясните, пожалуйста, порядок отражения в бюджетном учете расходов на поставку и установку (монтаж) секционных гаражных ворот в административном здании в рамках заключенного государственного контракта.

В соответствии с пунктом 99 Инструкции № 157н к материальным запасам относятся оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей к такому оборудованию. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.

Осуществление расходов на поставку и установку (монтаж) секционных ворот для гаража, расположенного в административном здании, с признанием в бюджетном учете объектов учета материальных запасов (на счетах 0 105 00 000 «Материальные запасы») возможно только при приобретении оборудования, предназначенного к установке, с последующей его передачей на условиях государственного контракта заказчику для осуществления монтажа (на основании отдельных первичных учетных документов).

В иных случаях отражение в бюджетном учете расходов на поставку и установку (монтаж) секционных ворот для гаража, расположенного в административном здании, с использованием счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» не соответствует действующим положениям нормативных правовых актов.

Отметим, что признание в бюджетном учете объектов основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета (далее — Комиссия субъекта учета). Если по результатам решения Комиссии субъекта учета произведенные расходы по монтажу секционных ворот для гаража, расположенного в административном здании, привели к изменению технологического или служебного назначения здания, то такие расходы формируют капитальные вложения с отражением в бюджетном учете по решению Комиссии субъекта учета — увеличение балансовой стоимости здания.

Правомерна ли передача органом государственной власти (государственным органом) на основании договора (соглашения) иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета?

В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия это установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Принимая во внимание положения Бюджетного кодекса, ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности являются бюджетными полномочиями, осуществляемыми участниками бюджетного процесса.

Деятельность по осуществлению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности (бюджетных полномочий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса, регламентируемая законодательством, является частью бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Бюджетного кодекса участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 Бюджетного кодекса.

С учетом изложенного орган государственной власти (государственный орган) на основании договора (соглашения) вправе передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (бюджетные полномочия) иной организации (централизованной бухгалтерии), соответствующей требованиям, указанным в пункте 5 статьи 152 Бюджетного кодекса.

Должен ли лизингополучатель отражать в бюджетном учете объекты учета финансовой аренды (предметы лизинга) в случае, когда в соответствии с условиями договора он не является пользователем полученных предметов лизинга, а передает предметы лизинга в безвозмездное пользование иной организации?

В соответствии с пунктом 68 СГС «Концептуальные основы» в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Согласно статье 665 Гражданского кодекса по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется предоставить арендатору (лизингополучателю) имущество за плату во временное владение и пользование.

В соответствии с пунктом 5 СГС «Аренда» необходимость отражения арендатором (лизингополучателем) и арендодателем (лизингодателем) объектов учета аренды, возникающих при заключении (исполнении) договоров финансовой аренды (лизинга), на балансовых счетах Рабочего плана счетов субъектов учета определяется в соответствии с СГС «Аренда» вне зависимости от условий определения балансодержателя объекта финансовой аренды (лизинга), установленных по взаимному соглашению сторон в договоре лизинга.

Объект учета неоперационной (финансовой) аренды в виде актива отражается пользователем имущества (лизингополучателем) в составе основных средств с одновременным признанием в бухгалтерском учете обязательств (кредиторской задолженности по аренде) перед правообладателем (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды (п. 18.1 СГС «Аренда») вне зависимости от способа его вовлечения в хозяйственный оборот (самостоятельного использования (эксплуатации), предоставления в субаренду или в безвозмездное пользование).

Таким образом, объекты учета финансовой аренды (лизинга), в том числе переданные лизингополучателем в безвозмездное пользование, в бухгалтерском учете лизингополучателя следует признавать в качестве объектов учета финансовой аренды (в составе основных средств).

Отметим: право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (ст. 690 ГК РФ).

Предоставление имущества, полученного по договору финансовой аренды (лизинга), в безвозмездное пользование является распорядительным действием — фактом хозяйственной жизни, подлежащим отражению в бухгалтерском учете.

На основании каких первичных учетных документов в бюджетном учете главного администратора доходов областного бюджета (субъекта России) отражаются суммы прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) на соответствующий финансовый год?

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно пункту 1 статьи 217 Бюджетного кодекса порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

В случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных межбюджетных трансфертов в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (п. 3 ст. 217 БК РФ).

С учетом изложенного в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения (без внесения изменений в закон (решение) о бюджете) на основании уведомления о распределении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. При этом одновременно уточняются плановые (прогнозные) показатели, учитываемые на счетах 0 500 00 000 «Санкционирование расходов», — производится уточнение прогнозов кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Составление и ведение кассового плана осуществляются финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации) (п. 2 ст. 217.1 БК РФ).

С учетом изложенного уточнение кассового плана — прогнозов кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году главным администратором доходов областного бюджета следует производить с учетом порядка составления и ведения кассового плана, установленного финансовым органом субъекта России.

Таким образом, в бюджетном учете главного администратора доходов областного бюджета операции по счету 1 507 10 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год» в корреспонденции со счетом 1 504 10 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения на текущий финансовый год» следует отражать на основании документа-основания об уточнении кассового плана.

Отметим, в соответствии с Методическими указаниями № 52н Бухгалтерская справка (ф. 0504833) является первичным учетным документом, предназначенным для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности.

При отсутствии иных учетных документов или для определения учетных данных наличие иных учетных документов не является достаточным основанием для отражения фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете, следует составлять Бухгалтерскую справку (ф. 0504833), в том числе при отражении в бюджетном учете сумм прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) на соответствующий финансовый год.

Разъясните, пожалуйста, порядок бюджетного учета резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 36 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Согласно статье 25 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон № 68‑ФЗ) резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 10 августа 2018 г. № 2-4-71-18-14, основной задачей хранения резервов материальных ресурсов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.

14_1.png

С учетом изложенного приобретенные в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности резервы материальных ресурсов, находящиеся на хранении у субъекта учета, следует признавать имуществом, от которого субъектом учета ожидается поступление полезного потенциала в будущем в случае наступления событий, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, указанные резервы материальных ресурсов, находящиеся у субъекта учета на хранении, для целей бухгалтерского учета следует признавать активами.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, а также органами местного самоуправления (ст. 25 Закона № 68‑ФЗ).

Материальные ресурсы не для собственного потребления (пользования в деятельности учреждения), приобретенные с целью выполнения субъектом учета возложенных на него функций по обеспечению создания их резервов, последующего накопления, хранения, освежения и поддержания в готовности к использованию, для целей бухгалтерского учета следует классифицировать в качестве объектов учета нефинансовых активов имущества казны. В частности, материальные ресурсы, формирующие государственный резерв России, признаются объектами государственной казны России.

В соответствии с пунктом 141 Инструкции № 157н для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну России, субъектов России и муниципальных образований предназначен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Расскажите о порядке бюджетного учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, передаваемых в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137‑ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137‑ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, может осуществляться, например, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов (Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Принятие уполномоченным органом решения о передаче на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, собственность на который не разграничена, порождает обязанность признания в бюджетном учете объекта бухгалтерского учета в виде непроизведенных активов, подлежащего отражению на балансовом счете 0 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».

Отметим: отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (п. 1 ст. 3.3 Закона № 137‑ФЗ).

14_2.png

С учетом изложенного в бюджетном учете уполномоченного органа власти при принятии постановления (распоряжения) о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, собственность на которые не разграничена, производятся бухгалтерские записи по принятию к учету указанных земельных участков в виде объектов непроизведенных активов — по дебету счета 0 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений» с одновременным отражением операций по предоставлению указанных объектов непроизведенных активов в пользование — по дебету счета 0 401 20 281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям» и кредиту счета 0 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете объектов учета, возникающих при предоставлении муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением по согласованию (решению) с его учредителем в безвозмездное пользование на несколько часов в неделю помещений в здании, закрепленном за указанным бюджетным учреждением на праве оперативного управления для осуществления его уставных задач?

В соответствии с пунктом 68 СГС «Концептуальные основы» в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

Принимая во внимание положения пункта 333 Инструкции № 157н и в соответствии с пунктом 9.7 Системного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21 января 2019 г. № 02-06-07/2736 / 07-04-05/02-932 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2018 год» (далее — Системное письмо) при предоставлении права пользования имуществом по решению собственника имущества — учредителя субъекта учета, а также в соответствии с положениями законов на безвозмездной основе для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, условий для признания объектов аренды на льготных условиях, формирующих доходы (доходы будущих периодов), не возникает. В связи с чем положения СГС «Аренда» не применяются.

Отметим, что предоставление на несколько часов в неделю прав пользования объектом имущества по решению учредителя, не порождающее факта возникновения доходов и направленное на обеспечение учебных процессов бюджетным учреждением, подведомственным указанному учредителю, не является существенным событием.

Обратите внимание, что затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезности и преимуществ от ее использования (п. 74 СГС «Концептуальные основы»).

Принимая во внимание изложенное, особенности отражения информации об объектах учета, возникающих в рамках вышеуказанных отношений, для целей управленческого учета целесообразно определить по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в рамках учетной политики муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения.


Реклама