Государственная пошлина. Отражение в учете

При обращении учреждений в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, уполномоченным совершать юридически значимые действия, взимается государственная пошлина. Эта хозяйственная операция подлежит отражению в учете.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Виды, плательщики, порядок и сроки уплаты, размеры и иные особенности государственной пошлины установлены в главе 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса.

В число юридически значимых действий кроме прочих входят:

  • обращение в суды различных инстанций;
  • обращение за совершением нотариальных действий;
  • обращение за выдачей документов (их дубликатов);
  • государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
  • предоставление (переоформление, продление) лицензий;
  • постановка транспортных средств на учет в ГИБДД.

Основные положения

Размеры, порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены статьями 333.18, 333.19 Налогового кодекса. Для ряда учреждений законодательством предусмотрены привилегии по уплате госпошлины (ст. 333.35 — 333.39 НК РФ). В числе тех, кто освобождается от уплаты государственной пошлины, поименованы:

  • органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений (подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
  • бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений (подп. 1.1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой (подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
  • государственные и муниципальные музеи, негосударственные музеи федерального значения, государственные и муниципальные архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза культурных ценностей (подп. 8 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций (подп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

В ряде случаев государственная пошлина не уплачивается, в том числе при:

  • государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (подп. 4.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и сделок с ним в случае изменения законодательства (подп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • внесении изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (подп. 4.5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • государственной регистрации прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (подп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
19_1.png

Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины (подп. 19 п. 1 ст. 333.36, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), а также при обращении за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

Статьей 333.38 Налогового кодекса установлены льготы при обращении за совершением нотариальных действий для ряда физических и юридических лиц, в числе которых:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие интернат, — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);
  • воинские части, организации Вооруженных сил России, других войск — за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).

Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом России в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд России, арбитражные суды в случаях, пре­дусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Минфин России в письме от 14 сентября 2018 года № 03-05-06-03/65940 разъяснил, что под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Позже Минфин России при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины при обращении в суды казенными учреждениями, созданными для обеспечения деятельности государственных органов, в письме от 21 августа 2018 г. № 03-05-06-03/59278 поддержал эту позицию, указав, что такие учреждения не относятся к государственным органам и органам местного самоуправления. Поэтому положение подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса на указанные учреждения не распространяется и они признаются плательщиками государственной пошлины на общих основаниях, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса.

Однако если казенные учреждения совершают юридически значимые действия в интересах государственного органа (органа местного самоуправления), выполняют отдельные функции этого органа, то они подпадают под категорию «иные органы», выполняющие публично-правовые функции, и, соответственно, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при выступлении в качестве истцов или ответчиков, если их участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций.

Отражение в учете

Порядками № 132н и 209н установлены коды бюджетной классификации, отражающие отнесение на соответствующие виды расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ доходы бюджетов бюджетной системы России от государственных пошлин и расходов, связанных с ее уплатой. В соответствии с положениями Порядка № 132н расходы:

  • на исполнение судебных актов, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе на возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах), отражаются по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда»;
  • по уплате установленных законодательством государственной пошлины (в том числе уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком на основании вступившего в силу решения суда), сборов отражаются по элементу вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Порядком № 209н для отражения доходов и расходов пре­дусмотрен ряд подстатей, применяемых в зависимости от особенностей операции.

Доходы бюджетов бюджетной системы от государственных пошлин, сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах, относятся на подстатью 112 «Государственная пошлина, сборы» КОСГУ.

Доходы от компенсации затрат, в том числе возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд (при взыскании названной суммы с ответчика по решению суда), относятся на подстатью 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

19_2.png

Расходы по уплате государственной пошлины в установленных законодательством случаях отражаются по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы». Например, при уплате учреждением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи, когда учреждение выступает ответчиком в суде).

Если учреждение возмещает расходы на уплату госпошлины истцу в рамках исполнения судебного акта, применяется подстатья КОСГУ 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» или 297 «Иные выплаты текущего характера организациям».

Состав записей в учете учреждения зависит от экономической сути операции, которую они отражают.

Расчеты с бюджетом

Для отражения расчетов с бюджетом по государственной пошлине применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». К прочим платежам кроме государственной пошлины относятся, например, транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду. Для обособленного учета расчетов Инструкцией № 157н предусмотрено право учреждения на введение дополнительных забалансовых счетов и (или) аналитических кодов синтетических счетов, закрепив их в учетной политике.

Дебет 0 401 20 291, 0 106 ХХ 3Х0, 0 109 Х0 291
«Расходы по уплате налогов, пошлин и сборов», «Увеличение вложений в нефинансовые активы», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части уплаты налогов, пошлин и сборов»
Кредит 0 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена государственная пошлина;

Дебет 0 303 05 831
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 291
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по налогам, пошлинам и сборам»
— перечислена государственная пошлина.

Если госпошлина была начислена и уплачена в большем, чем нужно, размере, в учете учреждения делается корректировочная запись:

Дебет 0 401 20 291, 0 106 ХХ 3Х0, 0 109 Х0 291
«Расходы по уплате налогов, пошлин и сборов», «Увеличение вложений в нефинансовые активы», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части уплаты налогов, пошлин и сборов»
Кредит 0 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— учтена сумма излишне начисленной и перечисленной государственной пошлины методом «Красное сторно».

Возврат суммы излишне перечисленной госпошлины (восстановление кассового расхода текущего года) отражается записями:

Дебет 0 201 11 510, 0 304 05 291
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по налогам, пошлинам и сборам»
Кредит 0 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Возмещение судебных издержек

При обращении в суды различных инстанций истец должен уплачивать госпошлину. На основании судебного акта, вступившего в законную силу, пошлина может быть возмещена истцу.

В суде учреждение может выступать в качестве как истца, так и ответчика. В зависимости от ситуации операции по возмещению государственной пошлины отражаются различными записями. При этом возмещение расходов по уплате госпошлины на основании судебного решения ответчик учитывает в расходах, а истец в доходах.

Возмещение судебных издержек учреждением-ответчиком уплаченной истцом госпошлины

Истцом в суде может выступить как физическое, так и юридическое лицо. В зависимости от этого в учете учреждения формируются записи:

Дебет 0 401 20 296, 0 401 20 297
«Расходы по иным выплатам текущего характера физическим лицам», «Расходы по иным выплатам текущего характера организациям»
Кредит 0 302 96 73Х, 0 302 97 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам», «Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера организациям»
— отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу;

Дебет 0 302 96 83Х, 0 302 97 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам», «Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера организациям»
Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 296, 0 304 05 297
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по иным выплатам текущего характера физическим лицам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по иным выплатам текущего характера организациям»
— перечислена истцу сумма возмещения госпошлины.

Возмещение судебных издержек учреждению-истцу

Дебет 0 209 34 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 401 10 134
«Доходы от компенсации затрат»
— отражена сумма задолженности по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины).

Записи, отражающие возврат госпошлины, зависят от типа учреждения.

В учете казенного учреждения администратора доходов бюджета поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины отражается следующими запи­сями:

Дебет 1 210 02 134
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от компенсации затрат»
Кредит 1 209 34 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат».

В учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины отражается записями:

Дебет 1 304 04 134
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от компенсации затрат»
Кредит 1 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Дебет 1 303 05 831
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 34 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат».

В учете бюджетного (автономного) учреждения:

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 209 34 66Х
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат»
— отражено поступление денежных средств в счет возмещения ранее уплаченной государственной пошлины.