Кадастровая эпопея

Государство решило подсчитать, сколько же стоит каждый земельный участок на просторах нашей Родины. Какие проблемы возникли из-за этого у бухгалтеров и как с ними можно справиться – читайте в этой статье.

Аксиома
Если учреждение имеет в собственности здание, то его бухгалтеру приходится рассчитывать и платить земельный налог. Это правило закреплено в статье 388 Налогового кодекса. Там сказано, что «налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования». К арендаторам эта проблема отношения не имеет.
Чтобы узнать, как правильно рассчитывать земельный налог, необходимо ознакомиться с главой 31 Налогового кодекса. И обратить особое внимание на статьи 390 и 391. Там сказано, что «налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков», причем «в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом». Если ваше учреждение имеет в собственности не весь земельный участок, а только его часть, то кадастровая стоимость на нее определяется отдельно.
Узнать кадастровую стоимость земельного участка бухгалтер может следующим образом. Ему необходимо ознакомиться со сведениями Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке. Имея на руках документы, подтверждающие право собственности вашей организации на землю, которая, например, находится под вашим зданием, это совсем не сложно.
Итак, пока все просто. Теперь о более сложном.

Есть проблема
В статье 66 Земельного кодекса сказано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Также существуют Правила проведения государственной оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316. Пункт 10 этого документа гласит, что результаты кадастровой оценки земель должны утверждать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Исходя из обычной практики можно смело предположить, что такая процедура может затянуться.
Поэтому Министерство финансов, которое по роду деятельности волнует ситуация вокруг земельного налога, решило кинуть бухгалтерам «спасательный круг» и 6 июня этого года выпустило письмо № 03-06-02-02/75. Этот документ в основном дает ответ на тот вопрос, который беспокоил многих бухгалтеров. Заключается он в следующем: что делать, если кадастровой оценки земельного участка нет? Как рассчитать налогооблагаемую базу в этом случае?

Не бухгалтерский вопрос
Если кадастровая оценка вашего участка по состоянию на 1 января до 1 марта того же года по какой-то причине утверждена не была, то рассчитать налогооблагаемую базу бухгалтер не сможет. Это проистекает из правил, установленных Налоговым кодексом в главе 31. Соответственно, неуплата налога в положенное время не может являться виной учреждения, так как для выполнения своих обязательств по уплате налогов ему необходимы сведения, которые должен предоставить иной государственный орган. В настоящем случае – органы местного самоуправления. И Министерство финансов – такого же мнения. «В отношении этих земельных участков (тех самых, не утвержденных исполнительной властью субъектов Российской Федерации – прим. автора) авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения», – говорится в письме Минфина.
Если бухгалтер учреждения оказался в такой ситуации, то по истечении налогового периода ему необходимо пойти в свою налоговую инспекцию и представить «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).
Когда проблема с определением налогооблагаемой базы разрешится, а именно результаты государственной кадастровой оценки этого земельного участка по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода будут утверждены, тогда бухгалтер должен будет, в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса, представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию за соответствующий период. А если сведения о кадастровой стоимости земли, принадлежащей учреждению, будут доведены до сведения бухгалтера еще до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то он будет обязан представить еще и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм этих платежей.
Если кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего учреждению, была сделана вовремя и до 1 марта этого года была утверждена, но  местная власть не успела определить порядок, по которому необходимо сообщить учреждению о кадастровой стоимости его собственности, то, по мнению Министерства финансов, это также не проблема бухгалтера. И действовать ему надо точно так же, как и в первом случае. То есть подать «нулевую» декларацию в налоговую инспекцию и подождать, когда органы местного самоуправления выполнят по отношению к учреждению, где вы работаете, свои обязательства. Когда это случится, нужно подать уточненную декларацию.
В случае если и решение, и порядок уведомления исполнительной властью субъекта РФ определен, но вашему учреждению еще не успели сообщить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, схема действия должна оставаться такой же, как и в первых двух случаях.

Спросите у налоговой
Пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса устанавливает правило, согласно которому по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков, соответствующая состоянию на 1 января календарного года, должна доводиться до владельцев в порядке, установленном местными властями. Но из текста письма Министерства финансов следует, что процедуру решили ускорить.
Для этого были предприняты следующие шаги. Конечно, налогоплательщик – юридическое лицо определяет налогооблагаемую базу по земельному налогу самостоятельно. Но сведения о кадастровой стоимости их земельных участков все же доводятся до налоговых органов теми государственными службами, которые ведут государственный земельный кадастр. Делается это совершенно официально.
Так вот, в сложившейся ситуации Министерство финансов решило частично возложить на налоговые органы функцию по оповещению налогоплательщиков о кадастровой стоимости их земельных участков, которая изначально принадлежала только местному самоуправлению. На практике это должно выглядеть следующим образом. Когда налоговые инспекции будут проводить камеральные проверки «нулевых» деклараций от учреждений, которые не получили вовремя сведения о кадастровой оценке своего земельного участка, им «следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков».
Не очень понятно пока, в какой форме налоговые инспекции должны оповещать налогоплательщиков о цене их земельных участков. Но, наверно, в ближайшее время и это разъяснится.

Подарок от чиновников
Но есть в этом письме и пикантный момент. Министерство финансов специально уточнило, что все описанное выше для учреждений не будет стоить ни копейки. Текст такой: «При этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производится». Вот это действительно просто подарок для налогоплательщиков – не платить за чужие недоработки!

Е. Ю. Сафарова, юрист


Реклама