Срок службы основных средств

О влиянии недавних изменений в классификации основных средств на определение их срока службы и статистическую отчетность рассказывает М.Ю.ГОРДОНОВ, советник Управления национальных счетов Росстата.

Для анализа процесса обновления основных фондов большое значение имеют показатели среднего возраста имущества учреждения. Именно поэтому с 2005 года в форму № 11(краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» (утверждена постановлением Росстата от 30 ноября 2005 г. № 91) включена информация по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам. Эти показатели рекомендуется сравнивать с нормативными и фактическими сроками службы основных фондов.

Внимание!
Фактические сроки службы основных фондов могут превышать нормативные. На это указывает доля полностью амортизированных основных фондов, продолжающих эксплуатироваться.
Средний срок службы основных фондов, как правило, не должен превышать среднего фактического срока службы аналогичных видов основных фондов учреждения.

Нормативный срок службы
За пять лет своего существования Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (далее – Классификация ОС) подвергалась значительным изменениям. С прошлого года она была рекомендована Минфином России для определения нормативного срока службы основных фондов в бюджетных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления.
Несмотря на то что постановление Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. № 697 внесло очередные поправки в Классификацию ОС, алгоритм определения нормативного срока службы основных средств остался прежним:
– для первых девяти амортизационных групп – по максимальным срокам полезного использования имущества, установленными для этих групп;
– для десятой амортизационной группы – исходя из сроков полезного использования имущества, рассчитанных в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. № 824.

Замечу, что по зданиям и сооружениям средний возраст обычно не превышает их нормативного срока службы, а по машинам, оборудованию, транспортным средствам – может превышать их нормативный срок службы, но, как правило, не более, чем в 1,5 – 2 раза.

Для старинных зданий – исторических памятников разных веков, средний возраст которых трудно рассчитать, в форме №11 (краткая) следует указывать средний возраст, равный нормативному сроку службы соответствующих видов зданий, умноженному на 2,5.

Определение среднего нормативного срока службы основного средства.

Полная учетная стоимость основных фондов

:

Годовая сумма амортизационных отчислений

=

Средний нормативный срок служб основного средства

Фактический срок службы
Как видно из формулы фактического срока службы основных фондов (далее – фактический срок службы), средний возраст основных фондов – это прошедшая часть их фактического срока службы. Исходя из этого, средний возраст основных фондов целесообразно сравнивать со средним фактическим сроком их службы.

Фактический срок службы основных фондов

 =

Прошедший срок службы основных фондов

 +

Предстоящий (ожидаемый) срок службы основных фондов


Фактические сроки службы могут быть оценены, исходя из планов их дальнейшей эксплуатации, а также на основе возраста аналогичных ликвидированных основных фондов учреждения.
Равенство фактического срока службы возрасту ликвидируемых основных фондов объясняется тем, что предстоящий  срок службы для этих  основных фондов равен нулю. Фактические сроки службы основных фондов могут превышать нормативные. На это указывает существенная доля полностью амортизированных основных фондов, продолжающих эксплуатироваться.

Внимание! Средний возраст основных фондов, как правило, не должен превышать среднего фактического срока службы аналогичных видов основных фондов учреждения.

Обновленная классификация
В соответствии с постановлением Правительства России от 18 ноября 2006 г. № 697, в Классификацию ОС внесены изменения, которые будут отражаться в статистической отчетности начиная с 2007 отчетного года.

Основные изменения Классификации ОС

Наименование

Амортизационные группы

2

(2–3 года)

3

(3–5 лет)

4

(5–7 лет)

5

(7–10 лет)

6

(1015 лет)

Техника электронно-вычислительная

в 2007 г.

в 2006 г.

Приборы бытовые

в 2007 г.

в 2006 г.

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т

 

в 2007 г.

 в 2006 г.

Как видно из таблицы «Основные изменения Классификации ОС», с 1 января 2007 года объекты основных фондов перенесены из одних амортизационных групп в другие, с меньшим сроком полезного использования. Сокращение нормативных сроков службы основных фондов призвано стимулировать ускорение замены физически и морально устаревших основных фондов.

Внимание!
Новая редакция Классификации ОС вступила в силу с 1 января 2007 года и, следовательно, будет применяться при определении срока полезного использования основных средств, приобретенных после указанной даты.

Меняем срок полезного использования
Изменение срока полезного использования с 2007 года «старого» основного средства может произойти только в результате модернизации при существенном изменении остаточной стоимости амортизируемого имущества и неизменной норме амортизации. Связано это в первую очередь с тем, что срок полезного использования, установленный при вводе оборудования в эксплуатацию, не предполагает проведения модернизации, реконструкции, дооборудования и тому подобных мероприятий. При этом в письме Минфина России от 10 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/235 сказано, что срок полезного использования может быть увеличен только в пределах, установленных для той амортизационной группы, к которой основное средство относилось до модернизации.
Например, если основному средству, которое относится к четвертой амортизационной группе со сроком эксплуатации от 5 до 7 лет, при принятии к учету был определен срок полезного использования шесть лет, то после модернизации данного основного средства срок его полезного использования может быть увеличен только максимум на 12 месяцев. Если же изначально был установлен срок полезного использования, равный семи годам, то, несмотря на модернизацию, фирма не вправе его увеличивать.

Внимание!
При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не изменение его эксплуатационных характеристик, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом (письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-04/5).

Менять срок полезного использования в меньшую сторону не стоит, так как результатом будет расхождение между бухгалтерским и налоговым учетами. Дело в том, что в статье 258 Налогового кодекса предусмотрены случаи увеличения сроков использования основных средств. Причем эти изменения связаны с модернизацией и реконструкцией основных средств. Уменьшение же сроков полезного использования основных средств в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Положения налогового законодательства обосновываются тем, что срок полезного использования может измениться только со сменой технических характеристик основного средства. А модернизация и реконструкция, как правило, продляют срок полезного использования имущества и влекут за собой увеличение его стоимости.

Реклама