Бюджетная классификация 2008: долгожданные Указания

Новиков Д.В.
Приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Данный документ вступает в силу с 1 января 2008 года. Что же нового он привнесет в законодательство?

Д.В. Новиков, советник отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики
Министерства финансов Российской Федерации


Первое, на что следует обратить внимание: Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом № 74н (далее — Указания 74н), разработаны в развитие положений Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (далее — Закон).

Напомним, Закон вносит запланированные в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», изменения в Бюджетный кодекс. Одним из этих изменений явилось изложение главы 4 «Бюджетная классификация Российской Федерации» в новой редакции.

Обзор Закона в части изменений, которые претерпела бюджетная классификация Российской Федерации, был приведен в «Бюджетном учете» № 8/2007 на стр. 4. Поэтому перейдем непосредственно к рассмотрению Указаний № 74н.

Что нового
В целом Указания № 74н, имеют вид, аналогичный указаниям Минфина России № 114н, действовавшим до 2006 года, № 152н, действовавшим до 2007 года и № 168н, действующим в 2007 году, то есть общую часть, подробные указания по применению каждой отдельно взятой классификации, а также соответствующие приложения к Указаниям № 74н.

Приложения к Указаниям № 74н до принятия закона № 63-ФЗ представляли собой зеркальное отражение ежегодно уточняемых приложений к Закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (последняя редакция от 18 декабря 2006 г. № 233-ФЗ).

Внесенный же в Закон № 63-ФЗ порядок формирования показателей бюджетной классификации устанавливает, что базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа — подгруппа, раздел — подраздел, группа — статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом.

Это исключает необходимость принятия двух, в значительной степени дублирующих друг друга, законов (о федеральном бюджете на соответствующий год и о внесении изменений в федеральный закон о бюджетной классификации), а также вносит определенную стабильность в структуру бюджетной классификации.

Отпадает необходимость в ежегодных изменениях. Это существенно облегчает подготовку региональных и местных бюджетов.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с новым Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Минфином России (п. 2 ст.18 Бюджетного кодекса).

Таким образом, приложения к Указаниям № 74н сформированы Минфином России уже на базе положений новой главы 4 «Бюджетная классификация Российской Федерации» Бюджетного кодекса.

Структура
Согласно положениям Указаний № 74н бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Классификация используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация состоит из:
  • классификации доходов бюджетов;
  • классификации расходов бюджетов;
  • классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификации операций публично-правовых образований (далее по тексту — классификация операций сектора государственного управления).
Новый состав классификаций, составляющих бюджетную классификацию, создал изменение структуры Указаний и соответственно уменьшил перечень приложений.

Указания № 74н состоят из пяти разделов:
I. Общие положения
II. Классификация доходов бюджетов
III. Классификация расходов бюджетов
IV. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
V. Классификация операций сектора государственного управления
В рамках этих пяти разделов приведены общие положения о бюджетной классификации. Даны подробные указания по применению каждой отдельно взятой классификации, включая Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, а также ссылки на соответствующие приложения к Указаниям № 74н, которых стало девять (против четырнадцати в приказе № 168н):
  • Приложение 1 — Классификация доходов бюджетов;
  • Приложение 2 — Перечень разделов и подразделов классификации расходов бюджетов;
  • Приложение 3 — Перечень целевых статей классификации расходов бюджетов;
  • Приложение 4 — Перечень видов расходов классификации, расходов бюджетов;
  • Приложение 5 — Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • Приложение 6 — Классификация операций сектора государственного управления;
  • Приложение 7 — Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета;
  • Приложение 8 — Главные администраторы доходов бюджетов Российской Федерации;
  • Приложение 9 — Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификации

Классификация доходов бюджетов

Классификация доходов бюджетов (приложение 1 к Указаниям № 74н) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно статье 20 нового Бюджетного кодекса Минфина России предоставлено право утверждать единые позиции классификации доходов на более низких уровнях и тем самым обеспечивать единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы.

Ведь действительно, в случае с доходами состав доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предопределен соответствующими законами, в том числе Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.

В целом классификация доходов претерпела незначительные изменения по сравнению с остальными классификациями.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
  • главный администратор доходов бюджета;
  • вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
  • подвид доходов;
  • классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Более подробно поговорим о каждой из составных частей.

1. Указания № 74н содержат определения главного администратора доходов и администратора доходов, а также достаточно подробную информацию об администрировании доходов.

2. На уровне вида доходов необходимо выделить следующие моменты.
Классификация доходов бюджетов состоит из трех групп:
  • 000 1 00 00000 00 0000 000 «Налоговые и неналоговые доходы» (данная группа претерпела редакционное изменение наименования);
  • 000 2 00 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления»;
  • 000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Вместе с тем Бюджетным кодексом в редакции Закона № 63-ФЗ предусмотрены лишь две из трех перечисленных групп (доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в отдельную группу не выделены).

В связи с этим возникают многочисленные вопросы о том, возможно ли формировать доходную часть региональных (местных) бюджетов в разрезе двух групп классификации доходов — «Налоговые и неналоговые доходы» и «Безвозмездные поступления», руководствуясь лишь положениями Бюджетного кодекса?

Делать этого не стоит по следующим причинам:
  • во-первых, это вступит в противоречие с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
  • во-вторых, в настоящее время разработан законопроект, предусматривающий в том числе изменение структуры классификации доходов бюджетов в части дополнения ее третьей группой «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Переход на классификацию доходов, детализированную двумя группами, в рамках которых доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо будет отражать в рамках неналоговых доходов, возможно, будет осуществлен после вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. А это перспектива далеко не ближайшего времени.

В классификацию доходов бюджетов из состава источников финансирования дефицитов бюджетов перешли доходы от продажи различного рода земельных участков. Указанные операции будут отражаться в рамках подгруппы 1 14 00 000 00 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов». В связи с чем в рамках указанной подгруппы появилась новая статья 1 14 06000 00 «Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных учреждений, а также земельных участков государственных и муниципальных предприятий, в том числе казенных)».

В группе доходов 2 00 00000 00 «Безвозмездные поступления» достаточно серьезные изменения претерпела структура подгруппы 2 02 00000 00 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Целью данного преобразования явилась необходимость приведения структуры данной группы в соответствие со структурой подразделов раздела 1100 «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов.

Теперь указанная подгруппа детализирована статьями:
  • 2 02 01000 00 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
  • 2 02 02000 00 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)»;
  • 2 02 03000 00 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
  • 2 02 04000 00 «Иные межбюджетные трансферты»;
  • 2 02 05000 00 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов»;
  • 2 02 09000 00 «Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы».
И еще один момент о доходах — это нумерация элементов доходов (12–13 разряды 20-значного кода классификации доходов).

Указаниями № 74н определены следующие коды элементов доходов:
  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района;
  • 06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • 07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • 08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 — бюджет поселения.
При этом установлено, что по коду элемента доходов «05» (бюджет муниципального района) также подлежат отражению доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, в рамках Указаний сохранена уже привычная нумерация без какой-либо привязки к порядку, выстроенному пунктом 8 статьи 20 нового Бюджетного кодекса.

3. Код подвида доходов. В рамках Указаний теперь так назван код, который в бюджетах на 2007 год известен как «программа (подпрограмма)». Коды подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают, соответственно, Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования. По большому счету, кроме смены наименования эта составная часть 20-значного кода классификации доходов изменений не претерпела и порядок ее применения остался прежним.

4. Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Это всего лишь новое наименование составной части классификации доходов бюджетов, сменившее привычное «экономическая классификация доходов» и связанное с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций по их экономическому содержанию.

В остальном изменения классификации доходов бюджетов носят текущий характер.

Классификация расходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов (далее — классификация расходов) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Код классификации расходов по-прежнему насчитывает 20 знаков и имеет следующую структуру:
  • код главного распорядителя бюджетных средств — 3 знака;
  • раздел — 2 знака;
  • подраздел — 2 знака;
  • код целевой статьи, включающий программный срез, — 7 знаков;
  • код вида расходов — 3 знака;
  • код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов — 3 знака.
Классификация расходов состоит из:
  1. Кода главного распорядителя бюджетных средств;
  2. Кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  3. Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
1. Главный распорядитель бюджетных средств
Согласно Указаниям № 74н главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В приложении 7 к рассматриваемым Указаниям № 74н приведен перечень главных распорядителей средств федерального бюджета.

2. Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов

2.1. Разделы, подразделы

В этой части Указаний говорится о том, что классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов,  отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

В приложении 2 к Указаниям № 74н приведены разделы и подразделы классификации расходов, являющиеся едиными и используемые при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Далее Указания № 74н содержат привычные уже Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.

2.2. Целевые статьи
Целевые статьи по-прежнему обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Именно здесь произошло самое  значимое изменение в части классификации расходов бюджетов.

Во-первых, в последние годы очень серьезно увеличилось количество видов расходов. Создалась ситуация, в которой трехзначный лимит вида расходов был практически исчерпан и требовалось принятие соответствующего решения.

В связи с этим был сделан выбор — перенос функциональной нагрузки видов расходов в незадействованный до этого программный срез целевых статей, имеющий несравнимо больший ресурс для кодирования (еще в приказе Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» появился программный срез целевых статей (4–7 знаки семизначного кода целевой статьи), который с 2005 года в рамках целевой статьи 1000000 «Федеральные целевые программы» заполнили расходы на соответствующие целевые программы (подпрограммы). В остальных целевых статьях программный срез задействован не был).

Во-вторых, не менее значимым фактором, послужившим принятию подобного решения, явилась возможность переноса функциональной нагрузки бывших видов расходов в программный срез целевых статей, что само по себе устранило очень многие вопросы об увязке конкретных целевых статей с теми или иными видами расходов.

Код целевой статьи состоит из 7 знаков — с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8–10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11–12 — код программы, при помощи которой осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 — код подпрограммы, конкретизирующей при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы.

В приложении 3 к Указаниям № 74н приведен перечень целевых статей, задействованных в федеральном бюджете.

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган согласно расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств соответствующих бюджетов (исключением являются перечни целевых статей бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий.

Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии).

Указанные перечни утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня целевых статей и их структуры в части государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления аналогичен порядку формирования и структуре целевых статей, применяемых на федеральном уровне.

Нельзя также не остановиться еще на одном важном моменте: программный срез целевых статьей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен быть задействован следующим образом:
  • код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
  • код подпрограммы (6, 7 знаки семи­значного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.
В данном разделе Указаний приводятся Правила отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие целевые статьи классификации расходов бюджетов.

Подраздел «Программы» указанных Правил содержит перечень программ (подпрограмм), которые в силу их универсальности могут быть применены в различных целевых статьях. Именно поэтому раздел «Программы»  представлен лишь программным срезом — 4–7 знаками целевой статьи.

2.3. Виды расходов
Уровень видов расходов в свете изложенного выше был сохранен, но, естественно, обрел иную нагрузку.

Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Согласно Указаниям № 74н порядок формирования перечня видов расходов аналогичен порядку его формирования на федеральном уровне.

Перечень видов расходов, приведенный в приложении 4 к Указаниям № 74н, содержит виды расходов, задействованные в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Отдельные из них, в силу своей универсальности,  могут быть использованы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

Так, в первой двадцатке можно найти несколько универсальных видов расходов, в том числе:
  • 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
  • 003 «Бюджетные инвестиции»;
  • 005 «Социальные выплаты»;
  • 006 «Субсидии юридическим лицам»;
  • 007 «Прочие дотации»;
  • 008 «Фонд финансовой поддержки»;
  • 009 «Фонд компенсаций»;
  • 010 «Фонд софинансирования»;
  • 011 «Выполнение международных обязательств»;
  • 012 «Выполнение функций государственными органами»;
  • 013 «Прочие расходы»;
  • 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • 015 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
  • 017 «Иные межбюджетные трансферты»;
  • 018 «Иные субсидии»;
  • 019 «Субсидии некоммерческим организациям»;
  • 020 «Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований)».
Вряд ли перечисленные виды расходов нуждаются в комментариях, поскольку функциональная нагрузка программы (подпрограммы) целевых статей дает однозначную подсказку, какой из этих видов расходов следует применить с той или иной целевой статьей.

Кроме того, в рамках Правил отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие виды расходов классификации расходов бюджетов приведены подробные расшифровки указанных выше видов расходов.

Для наглядности сказанного выше в части целевых статей и видов расходов приведем несколько примеров.

В 2007 году расходы на содержание центрального аппарата органов исполнительной власти отражены в бюджетах по целевой статье 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций», увязанной с видом расходов 005 «Центральный аппарат». Начиная с 2008 года данные расходы будут отражены по целевой статье 0010400 «Центральный аппарат» (где 1–3 знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это управленческие расходы), увязанной с видом расходов 012 «Выполнение функций государственными органами».

В 2007 году расходы на обеспечение медицинских стационаров отражены в бюджетах по целевой статье 470 0000 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части», увязанной с видом расходов 327 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений». Начиная с 2008 года данные расходы будут отражены по целевой статье 470 9900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» (где 1–3 знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это за подведомственные учреждения), увязанной с видом расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями».

3. Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
Это всего лишь новое наименование составной части классификации расходов бюджетов, сменившее привычное «экономическая классификация расходов» и связанное с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Данная классификация также значительно изменилась.

Во-первых, в рамках данной классификации теперь объединены источники  как внутреннего, так и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, что позволил сделать один из знаков 20-значного ее кода, не задействованный в 2007 году.

Во-вторых, кардинально изменилась ее внутренняя структура, которая была сформирована на основе статей 23, 94–96 Бюджетного кодекса (в редакции Закона № 63-ФЗ).

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
  • код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1–3 разряды);
  • код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4–17 разряды);
  • код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18–20 разряды).
Разделом IV Указаний дана достаточно подробная информация по составным частям данной классификации, поэтому лишний раз останавливаться на этом, я думаю, не стоит.

Классификация операций сектора государственного управления
До недавнего времени в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений.

В целях устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета Указаниями № 74н утверждена классификация операций сектора государственного управления. К данному сектору относятся органы государственной власти (органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно Указаниям № 74н классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Данная классификация, приведенная в приложении 5 к Указаниям № 74н, состоит из следующих групп:
  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.
В разделе Указаний, регламентирующем порядок применения классификации операций сектора государственного управления, приведены краткие описания и расшифровки включенных в данную классификацию статей и подстатей.

Однако не все из ее составляющих можно  здесь обнаружить. Сделано это абсолютно сознательно, ведь Указания № 74 имеют направленность и используются участниками бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов, соответственно в целях Указаний в данном разделе определен порядок применения именно тех статей и подстатей классификации, которые непосредственно используются при составлении и исполнении бюджетов.

Что касается порядка применения статей и подстатей данной классификации, необходимых для целей бюджетного учета, то он абсолютно логично регламентируется нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими бюджетный учет.

Перед тем как затронуть тему расшифровки статей и подстатей, необходимо отметить, что и наименования отдельных из них претерпели изменения.

По группе 100 «Доходы»:
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг»;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»;
  • подстатья 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
  • подстатья 153 «Поступления от международных финансовых организаций».
По группе 200 «Расходы»:
  • статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» и, соответственно, 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;
  • статья 220 «Оплата работ, услуг», а в ней, соответственно, подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 226 «Прочие работы, услуги»;
  • статья 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» и, соответственно, подстатьи 231 «Обслуживание внутреннего долга» и 232 «Обслуживание внешнего долга»;
  • статья 240 «Безвозмездные перечисления организациям», а в ней, соответственно, подстатьи 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;
  • статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам».
По группе 700 «Увеличение обязательств»:
  • статья 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;
  • статья 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».
По группе 800 «Уменьшение обязательств»:
  • статья 810 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;
  • статья 820 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».
Что же касается порядка отражения тех или иных операций сектора государственного управления в разрезе соответствующих статей и подстатей данной классификации, то он, во всяком случае в настоящее время, не нуждается в комментариях, поскольку участники бюджетного процесса пока не сформулировали конкретных вопросов.

Единственное, о чем здесь стоит сказать, — это то, что уже привычные нам расшифровки экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации благополучно и лишь с немногочисленными новыми моментами инкорпорированы в структуру классификации сектора государственного управления.

Отметим эти новые моменты.

Вводящие многих в заблуждение слова «…расходы учреждения… в целях обеспечения собственных нужд», звучащие во многих преамбулах расшифровок статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов в Указаниях № 74н, утвержденных приказом № 168н, действующим в текущем году, изменены на слова «… расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации… в целях оказания государственных (муниципальных) услуг…», которые безусловно являются более корректными.

В расшифровке подстатьи 221 «Услуги связи» прописано новое направление использования средств: «пользование почтовыми абонентскими ящиками».

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» дополнена новым абзацем следующего содержания: «проведение ремонта инженерных систем и коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, включая работы по восстановлению эффективности функционирования этих коммунальных систем путем их гидродинамической, гидрохимической очистки и т. п.». Благодаря последним строкам этого нового абзаца снимется наконец-то проблема отражения расходов на «никому не понятные» технологические нужды.

В подстатье 226 «Прочие услуги» отредактирован, а из статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» исключен абзац, связанный с проведением подрядных проектных и изыскательских работ.

Это значит, что расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие услуги» независимо от временного фактора привлечения услуг по проведению этих работ.

То есть по указанной подстатье с 1 января 2008 года подлежат отражению как расходы на оплату работ, предшествующих строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, так и расходы на оплату указанных работ, необходимость в которых возникает в процессе проведения строительно-монтажных работ на объектах.

На этом рассмотрение классификации операций сектора государственного управления можно считать оконченным.

Заключение
Можно сказать, что мы достаточно подробно ознакомились с положениями приказа Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, который вступит в действие с 1 января 2008 года. В нем много новых моментов, с отдельными из которых участники бюджетного процесса знакомы по Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.

В целом про этот приказ можно сказать, что главное здесь не столько изменение структуры бюджетной классификации, сколько появившаяся возможность обеспечения большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе бюджетного процесса.

Действительно, отдельные положения приказа № 74н свидетельствуют о существенном  расширении самостоятельности каждого уровня власти при определении целевых статей и видов расходов классификации, расходов бюджетов, а также статей и видов источников классификации, источников финансирования дефицитов бюджетов, состав которых определяют специфика и потребности бюджетов, зависящие от принадлежности бюджета к тому или иному уровню бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 11

Реклама